Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Развитие беспилотных самолетов в США

 

Развитие беспилотных самолетов в США

 

Изучая опыт агрессивных войн империализма в Индокитае и на Ближнем Востоке, иностранные военные специалисты отмечают, что постоянное развитие истребительной авиации и ЗУРО, а также совершенствование средств управления ими значительно повысили эффективность систем ПВО, что в свою очередь привело к увеличению потерь самолетов боевой авиации. Чтобы уменьшить потери дорогостоящих пилотируемых боевых самолетов и их экипажей при преодолении ПВО противника, военное руководство капиталистических стран уделяет усиленное внимание развитию беспилотных самолетов. По мнению зарубежных специалистов, небольшие размеры беспилотных самолетов (по сравнению с пилотируемыми) определяют меньшую эффективную отражающую площадь, что значительно уменьшает дальность их обнаружения радиолокационными станциями систем ПВО противника, а возможность маневрирования с большими перегрузками позволяет более эффективно уклоняться от огня активных средств ПВО.

По сообщениям иностранной печати, другой основной причиной широкого применения беспилотных самолетов является всевозрастающая стоимость пилотируемых самолетов. Если современный тактический истребитель оценивается в 10—15 млн долларов и более, то стоимость малого или среднего беспилотного самолета (в зависимости от состава его бортового оборудования) не превышает 300 тыс. долларов, а большой беспилотный самолет, оснащенный сложным электронным оборудованием, стоит не более 1 млн. долларов.

Кроме этого, необходимо учитывать, отмечают иностранные специалисты, трудности восполнения потерь летного состава пилотируемой авиации, так как для подготовки одного летчика современного самолета требуется несколько лет и затрачивается около 500 тыс. долларов.

Наиболее широкое применение и развитие беспилотных самолетов отмечается в США, где они появились более 25 лет назад. Сначала это были серийные пилотируемые самолеты, оборудованные системами дистанционного управления. В основном они применялись как самолеты-мишени для выполнения практических стрельб наземной и корабельной зенитной артиллерией, а также для пусков зенитных управляемых ракет и атак самолетов истребительной авиации с боевым применением бортового оружия. Например, по данным иностранной печати, в 1950 году в ВВС США несколько пилотируемых тяжелых бомбардировщиков В-17 и разведывательных самолетов RB-50 были переоборудованы в беспилотные (управляемые по радио). Специалисты ВМС США тогда же начали переделывать учебные самолеты Т-33 в беспилотные самолеты- мишени. Несколько позднее часть пилотируемых истребителей F-86 была переделана в телеуправляемые беспилотные мишени QF-86.

В дальнейшем для этих целей использовались переоборудованные боевые крылатые ракеты. Так, с 1958 года в качестве мишени применялась снятая с вооружения подводных лодок крылатая ракета «Регулус». Скорость полета такой мишени на высоте 21000 м достигала М = 2. Позднее начали создаваться специальные управляемые воздушные мишени и беспилотные самолеты-разведчики.

В мае 1970 года в ВВС США был проведен закрытый симпозиум по вопросу о псрснскгпгах развития беспилотных самолетов. Решения этого симпозиума, в котором приняли участие более ста ведущих инженеров авиационно-космической и радиоэлектронной промышленности, представителей научных учреждений и военных специалистов, легли в основу программ дальнейшего развития беспилотных самолетов. По заявлению руководителя симпозиума генерала Д. Фергуссона, главный вывод симпозиума состоит в том, что в недалеком будущем телеуправляемые беспилотные самолеты могут произвести целую «революцию в воздушной войне». На этом симпозиуме были разработаны основные требования к беспилотным самолетам различного назначения, их оборудованию и вооружению, системам пуска и возвращения.

В настоящее время, как сообщает иностранная печать, разработки беспилотных самолетов в США ведутся по 30 программам. Уже в начале 1973 года американская промышленность выпускала беспилотные самолеты 38 различных типов.

Одной из ведущих американских фирм в области создания беспилотных самолетов является фирма «Теледайн Райан». С 1960 года она выпустила более 5 тыс. управляемых воздушных мишеней BQM 34А «Файерби» 1 (фирменное обозначение — серия 124).

По конструкции это беспилотный скоростной самолет-мишень со среднерасположенным крылом и турбореактивным двигателем, установленным в мотогондоле внизу передней части фюзеляжа. Фюзеляж обычной полумонококковой конструкции, изготовлен в основном из алюминневых сплавов, а его носовая и хвостовая части — из легкого радиопрозрачпого материала. Крыло мишени тонкое, снабжено небольшими элеронами. В случае удара о препятствие при посадке на грунт крыло легко отделяется. Хвостовое оперение состоит из обычного стабилизатора и вертикального киля, снабженных рулями высоты и поворота соответственно. Стреловидность хвостового оперения по перед¬ней кромке 45°. Верхняя часть киля сделана из радиопрозрачного материала, под которым расположены антенны системы дистанционного управления.

Мишень снабжена турбореактивным двигателем J69-T-29 тягой 770 кг. Емкость основного внутреннего топливного бака около 380 л (расположен в передней части), а дополнительного фюзеляжного приблизительно 95 л. Кроме того, можно подвесить два бака по 380 л (одни на каждой консоли крыла). Эти подвесные баки могут быть сброшены зо время полета.

Источником электроэнергии является генератор постоянного тока, приводимый во вращение от редуктора двигателя. Генератор вырабатывает электрический ток напряжением 28В. Максимальная сила тока 200 А. Для обеспечения систем мишени переменным током на ней установлен преобразователь, на выходе которого получается переменный ток (напряжение 115 В, частота 400 Гц)

Мощность преобразователя 200 Вт. На борту самолета установлены УКВ радиоприемник AN/DRW-22 системы управления, автопилот и телеметрическая система ТМ 4-31 А.

Запуск BQM-34A может производиться с самолета-носителя, наземной или корабельной пусковой установки. При запуске с земли обычно используется ракетный ускоритель. Возвращение самолета в случае повреждения, потери связи с пунктом управления, остановки двигателя или по команде с земли производится с помощью парашютной системы, для включения которой применяется аварийный источник электроэнергии — бортовой аккумулятор. После учара о землю (воду) для уменьшения повреждения планера парашюты автоматически отсоединяются.

Кроме выполнения основной задачи, эта управляемая воздушная мишень может быть использована для нанесения ударов по наземным целям, ведения воздушной разведки и радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Для этого на ней предусмотрена возможность подвески авиабомб, бомбовых кассет, контейнеров со средствами РЭБ или с разведывательным оборудованием.

На базе этой мишени создан новый беспилотный самолет (серия 147), совершенствование которого привело к появлению большой группы беспилотных управляемых самолетов AQNA-34 различного назначения.

Беспилотные самолеты этой серии различаются между собой размерами планера, мощностью силовой установки, максимальным стартовым весом. Большинство из них первоначально предназначалось для использования в качестве воздушных мишеней или для ведения воздушной разведки с применением аэрофотоаппаратов, атакже ПК, лазерной и телевизионном аппаратуры, средств радио- и радиотехнической ризведки и т. д. В последующем, в связи с расширенное круга боевых задач, возлагаемых командованием на беспилотные самолеты, производились соответствующие доработки оборудования и конструкции этих самолетов с целью получения возможности их многоцелевого использования. В настоящее время значительная часть беспилотных самолетов этой серии может быть быстро переоборудована для решения следующих боевых задач: ведения воздушной разведки, нанесения ударов по наземным целям, ведения РЭВ, ретрансляции и т. д.

В иностранной печати приводились более подробные характеристики некоторых беспилотных самолетов этой серии. Например, самотет АQM-34R имеет дальность полета 2400 км, практический потолок более 18 000 м, максимальную скорость полета на большой высоте 780 км/ч. На нем установлен АФА HR233A с фокусным расстоянием 61 см, запас фотопленки (ширина 23 см) позволяет слетать около 900 снимков

Беспилотный самолет AQM-34L (в разведывательном варианте) имеет диапазон скоростей полета на малых высотах 780 - 1010 км/ч, запас топлива 517 кг, что обеспечивает дальность полета (в зависимости от высоты) 285—1200 км. На нем установлены: доплеровская РЛС, АФА F415 с фокусным расстоянием 76 мм, запас фотопленки (ширина 70 мм) дает возможность произнести до 2000 снимков, телевизионная аппаратура с устройство и передачи изображений фотоснимков на самолет-носитель на расстояние до 240 км. Оптимальной для воздушного фотографирования считается высота 150—500 м. После выполнения задания самолет может набрать высоту 15000 м и на этой высоте возвращаться в район приземления или перехвата его спасательным вертолетом

В 1966 году по заказу ВВС США фирма «Теледайн Райан» начала разработку нового беспилотного самолета AQM-91A «Файерфляй» (фирменное обозначение — серия 154), предназначенного для фотографирования и радиотехнической разведки с больших высот. Первые серийные образцы этого самолета начали поступать на вооружение ВВС в 1970 году. По данным зарубежной печати, всего было построено 25 таких беспилотных самолетов, некоторые из них принимали участие в разведывательных полетах над территорией КНР и других государств.

Для уменьшения дальности обнаружения самолета AQM-91A радиолокационными станциями системы ПВО противника при конструировании планера самолета стремились уменьшить эффективную отражающую поверхность, а некоторые его части покрыли неферромагнитными материалами, поглощающими радиоволны. Чтобы ослабить интенсивность ПК излучения в нижнюю полусферу, двигатель на этом самолете расположили над фюзеляжем, выполняющим роль экрана. Поэтому истребителю-перехватчику, чтобы сбить самолет управляемой ракетой с ИК головками самонаведения, необходимо находиться в верхней полусфере или, по крайней мере, на одной и той же высоте.

На самолете AQM-91A имеется система управления полетом, телеметрическая аппаратура, парашютная система и т. д. В состав его разведывательного оборудования входят: панорамный АФ \ КА-80А (фокусное расстояние 61 см) и ИК аппаратура. Вес АФА 1-17 кг. Запас пленки (ширина 114 мм) обеспечивает получение до 1500 снимков.

Некоторые характеристики самолета: максимальный взлетный вес 2380 кг, максимальная тяга двигателя 4500 кг, размах крыла 14,63 м, длина 10,36 м, диаметр фюзеляжа 0,975 м.

Беспилотные самолеты AQM 91А в 1973 году были выведены из боевого состава ВВС США и законсервированы. При необходимости они могут быть в короткий срок приведены в готовность.

По сообщениям иностранной печати, в последние годы командование ВВС США большое внимание уделяет созданию специальных тактических ударных беспилотных самолетов, способных поражать разнообразные наземные объекты противника в его тактической и оперативной глубине. Американские специалисты считают, что беспилотные самолеты, обладая хорошими возможностями по преодолению сильной ПВО противника, смогут нанести ему значительный урон в живой силе и технике, а также обеспечить боевые действия пилотируемых самолетов, подавляя объекты ПВО.

По заказу ВВС США фирма «Теледайн Райан» построила и проводит испытания нескольких ударных самолетов BGM 34 (фирменное обозначение — серия 234). Первоначально были построены два самолета BGM-34A с радиокомандной системой управления. Для обзора местности по курсу в их носовой части установлена телевизионная аппаратура. Испытания самолетов этого типа производились на авиабазе Эдвардс (штат Калифорния). Было выполнено большое количество практичеслих пусков противорадиолокационных УР «Шрайк», УР «Мейверик» с телевизионной головкой самонаведения, управляемых авиабомб «Хобо». По заявлению представителей фирмы и ВВС США, испытания прошли успешно.

Затем были построены беспилотные ударные самолеты BGM-34B. По конструкции они немного отличаются от BGA1-34A: переделана хвостовая часть и установлен более мощный двигатель. Для обеспечения нанесения ударов по наземным целям днем в условиях плохой видимости или ночью самолет имеет телевизионную систему, работающую при слабом уровне освещенности. На одном из опытных образцов этого самолета испытывается лазерное устройство для подсветки целей и наведения на них ударных беспилотных и пилотируемых самолетов. Это устройство является модифицированным вариантом лазерного оборудования, устанавливаемого а тактических истребителях F-4D «Фантом» по программе «Лэйв найф». На другом самолете BGH 34В телeвизионная аппаратура заменена ПК системой переднего обзора. Самолет может нести до 500 кг авиабомб, управляемых ракет и другого оружия.

Как сообщается в иностранной печати, несмотря на то, что испытания ударных управляемых беспилотных самолетов и их бортовой аппаратуры еще продолжаются, США уже сейчас стараются найти покупателей этих самолетов среди других стран — участниц агрессивного блока НАТО. В частности, в 1974 году четыре беспилотных самолета BGU-34B демонстрировалась в ФРГ. В настоящее время фирма разрабатывает третий тип этого самолета — многоцелевой беспилотный самолет BGM 34С. Он создается на базе самолета AQM-34J - для ведения воздушной разводки, нанесения ударов по наземным целям, решения задач РЭБ и т. д. Возможность столь широкого его использования обеспечивается наличием сменных (модульных) носовых частей, оснащенных соответствующим оборудованием. По заявлению представителей ф фмы, полезная грузоподъемность самолета BGM-34C будет почти в два раза больше, чем у BGM-34B. Например, на него можно подвешивать до четырех УР «Мейверик».

Для проведения испытаний (начало их планировалось на весну 1976 года, а окончание на октябрь того же года) командование ВВС США в 1974 году заказало фирме восемь самолетов BGM-34C.

Одновременно с созданием самолета BGM 34С проводится совершенствование оборудования системы управления, установленного на самолете-носителе DC-1ЗОН. Зарубежная печать сообщает, что с помощью этой системы экипаж одного самолета DC-1ЗОН сможет одновременно управлять восемью самолетами BGM 34С (из них четыре могут быть запущены с этого самолета, а остальные — с других самолстов-носителсй или с наземных ПУ ).

По программа ВВС США «Компас Коуп» две американские фирмы «Телсданы Райан» и «Боинг» в конкурсном порядке ведут работы по созданию стратегических разведывательных беспилотных самолетов, способных выполнять длительные полеты на больших высотах. Одним из требований, предъявляемых ВВС США к такому самолету, является возможность использования его в будушем в качестве многоцелевого беспилотного самолета, то есть для ведения РЭБ, наблюдения, целеуказания и т. д.

Самолет фирмы «Теледайн Райан» YQM-98A (фирменное обозначение -— серия 235) представляет собой моноплан с низкорасположенпым крылом, двухкилевым хвостовым оперением и двигателем, установленным сверху над средней частью фюзеляжа. В отличие от всех предыдущих беспилотных самолетов, которые запускаются с самолета-носителя или наземной ПУ, возвращаются на землю с помощью парашютной системы с последующим «подхватом» в воздухе специальным вертолетом на самолете YQM-96A имеется убирающееся в полете трехопорное шасси для взлета и посадки на обычную ВПП. Система управления самолетом - командная по радио.

Беспилотный самолет YQM-98A обладает следующими основными характеристиками: максимальный взлетный вес около 6500 кг, полезная нагрузка (при расчетной продолжительности полета 24 ч) 320 кг, крейсерская скорость (на высотах 15—21 км) М = 0,5-0,6, максимальная продолжительность полета до 30 ч, длина 11,7 м, высота 2,14 м, размах крыла 24,75 м

Строительство первых двух прототипов самолета YQM-08A началось в 1973 году и было завершено в начале 1974 года. В апреле 1974 года оба эти самолета быти доставлены на авиабазу ВВС США Эдвардс (штат Калифорния), где начались их летные испытания.

Фирма «Боинг» разрабатывает беспилотный самолет YQM-94А. Она также построила два прототипа, но первый из них в августе 1973-го года во время выполнения второго испытательного полета разбился. Испытания второго прототипа продолжаются.

Основными направлениями работ, проводимых в США в области совершенствования существующих и создания новых беспилотных самолетов, являются: модернизация старых и создание новых систем управления беспилотными самолетами, разработка сосременного разведывательного оборудования, обладающего лучшими характеристиками, систем вооружения, аппаратуры наблюдения и целеуказания, включая лазерную; создание новых, более эффективных бортовых средств РЭБ; совершенствование планеров и силовых установок самолетов с внедрением в их конструкции новых перспективных материалов, включая композиционные материалы; совершенствование и создание новых систем запуска беспилотных самолетов и возвращения их на землю.

Большое внимание в последние годы уделяется созданию перспективных многоцелевых беспилотных самолетов модульной конструкции, предназначенных для решения широкого круга боевых задач, и беспилотных самолетов для ведения воздушных боев с самолетами противника.

Кроме того, зарубежная печать отмечает, что в США значительно расширились НИОКР по созданию малых тактических беспилотных самолетов, предназначенных для выполнения боевых задач над полем боя в интересах сухопутных войск Стартовый вес таких самолетов составит 20—100 кг. На них планируется возложить воздушную разведку, нанесение ударов по наземным целям, ведение РЭБ и т д. Пентагон стремится обеспечить успешное ведение боевых действий в будущих агрессивных войнах за счет широкого использования беспилотных самолетов, так как это позволит в определенной степени уменьшить влияние слабости морально-боевых качеств летного состава на решение поставленных задач.

Полковник-инженер запаса А. Смолин

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №3 1976.

Последнее обновление 22.10.2017 год

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru