Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука И-153

 

И-153

 

В Парижском музее истории авиации стоит маленький истребитель — биплан. Никто не знает, как попала эта машина в ангар одного из французских аэродромов, где ее обнаружили после войны. Тем не менее истребитель с советскими опознавательными знаками — знаменитая поликарповская «Чайка» — занял достойное место в экспозиции национального музея. И не случайно — это Дань уважения последнему боевому и самому скоростному биплану мира.

Боевое крещение И-153 получил в Испании. Там же к официальному наименованию прибавилось меткое «Чайка». Название это навеяио формой верхнего крыла, которому конструкторы придали очертания парящей птицы. И-15Такое решение для улучшения обзора из пилотской кабины конструктор Н. Поликарпов применил на истребителе И-15, который в 1933 году выкатили из сборочного цеха завода имени Менжинского.

Машина развивала скорость в 370 км/час и показала отличную — по сути, рекордную — маневренность. А через два года пилотируемый летчиком-испытателем В. Коккинаки истребитель установил официальный рекорд высоты — 14 575 м. Хорошо вооруженный биплан оказался весьма боеспособным самолетом. Мощь его 7,6-миллиметровых пулеметов на себе испытали франкистские «фиаты» и «капрони». За тупой нос, характерный для машин с двигателем воздушного охлаждения, испанцы прозвали И-15 «Чато» — «Курносым». В 1934 году в воздух поднялся истребитель И-15-бис с более мощным мотором, который позволил нести даже 100-килограммовую бомбовую нагрузку.И-15 бис Верхнее крыло биплана утратило изогнутость и крепилось не к фюзеляжу, а стойками к нижней плоскости. Пилот, сидевший чуть позади крыла, уже не видел ту часть неба, которую оно закрывало. А хороший обзор был особенно важен, потому что летчик мог полагаться только на один "прибор", извещающий о появлении врага? — глаза. Не случайно на последней модификации полнкарповского биплана И-153 крыло вновь обрело форму «Чайки».

Сам истребитель, сохранив облик И-15, по летным характеристикам опередил не только прототип, но и многие аналогичные машины мира.

В те времена скоростная авиация только зарождалась, и конструкторы, работая над новой машиной, лишь приценивались к достоинствам убирающегося шасси. Сейчас эта мера по уменьшению сопротивления самолета стала обязательной и традициоииой. Тогда же приходилось решать проблему: стоит ли идти на утяжеление конструкции за счет механизмов уборки, чтобы уменьшить сопротивление так называемых несущих элементов? Ответ мог быть и «да» и «нет», в зависимости от предполагаемой быстроходности истребителя При прочих равных условиях крыло более тяжелой машины должно развивать большую подъемную силу. Это обстоятельство заставляет пилота вести самолет на большем угле атаки, а двигатель — преодолевать дополнительное сопротивление, которое прямо зависит от подъемной силы. Вот и приходится сравнивать выигрыш в скорости из-за маленького сопротивления несущих элементов с проигрышем от большего сопротивления крыла - «Чайку» задумали сравнительно скоростной машиной, поэтому решение конструкторов было убирать шасси.

Нужно сказать, что многолетний спор сторонников биплана и моноплана еще не кончился явной победой тех или других. Сам Поликарпов пытался выжать все возможное из двукрылой машины — слишком уж подкупали ее маневренность и отличные взлетно-посадочные свойства. Однако достоинства эти не заслоняли недостатки, и конструктор работал над более скоростными монопланами. Были и компромиссные решения. На основе одного из бипланов построили машину, которая после валета превращалась в моноплан. Параллельно с этим испытывался И-153, который предполагалось выпускать большой серией.

ЧайкаОпытный экземпляр истребителя, созданный под руководством А. Щербакова — одного на соратников Главного конструктора, — отличался технологической законченностью. Эта черта «продукции» поликарповского КБ во многом объясняет быстроту, с которой налаживался серийный выпуск. Ответственным за подготовку машины к «серии» назначили тогда молодого инженера, а теперь академика, Генерального конструктора А. Микояна.

Новый истребитель оказался грозным оружием. Советские летчики, дравшиеся с японцами на Халхин-Голе, применяли остроумную тактику. Приближаясь к району боевых действий. они намеренно выпускали шасси в расчете на то, что враг примет «Чайку» за устаревший И-15. Атака была молниеносной — с убранным шасси истребитель развивал скорость 450 км/час. В этих же боях впервые использовались реактивные снаряды РС-82, которые особенно эффективно поражали сразу несколько самолетов.

Вообще этот истребитель с архаичной бипланной коробкой тесно связан с современной реактивной авиацией. И-15-бис. а затем И-153 были «летающими лабораториями» для испытания первых в СССР воздушно-реактивных двигателей. У конце 30-х годов под руководством А. Щербакова исследовалась возможность установки на винтомоторных боевых самолетах прямоточных ВРД.

С декабря 1939 года по июнь 1940 И-15-бис с двумя дополнительными ПВРД конструкции И. Меркулова совершил 54 испытательных полета. В 1940 году эксперименты продолжались с «Чайкой». С помощью легких труб ПВРД скорость полета возросла на 51 км/час.

Позже, когда началась Великая Отечественая война, подобные опыты проводились с ЯК-7 и ЛАГГ-3. Однако И-153 не был списан окончательно. Век последнего боевого биплана оказался удивительно долгим. В тяжелом 1941 году «Чайки» успешно сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Истребители был натолько проворным, что, управляемый опытным пилотом, мог отстоять свою честь в бою с более скоростными истребителями — монопланами люфтваффе.

Источник - "Техника - молодежи."

Последнее обновление 26.04.2003 год

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru