Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Ил-4

 

Ил-4

 

Под редакцией трижды Героя Советского Союза генерал- лейтенанта И. Н. КОЖЕДУБА и Героя Социалистического Труда, доктора технических наук, профессора Б. Г. ШПИТАЛЬНОГО.

Три с половиной года Великой Отечественной войны, три с половиной года кровопролитнейших сражений и неимоверного напряжения сил лежат между первым и последним налетом советской авиации на Берлин. В апреле 1945 года, когда тысячи краснозвездных самолетов господствовали в небе над фашистской столицей, когда немедленно уничтожался любой немецкий самолет, поднявшийся в воздух, в объятом ужасом и паникой городе едва ли кто-нибудь был в состоянии вспоминать о первом налете советских бомбардировщиков на Берлин в августе 1941 года. Провозвестником возмездия, самолетом, который первым нанес удар по вражеской территории, суждено было стать творению С. Ильюшина, бомбардировщику дальнего действия ИЛ-4.

Предшественник этой знаменитой машины ЦКБ-26 в августе — сентябре 1936 года под пилотированием В. Коккинаки установил три мировых рекорда — грузы 500, 1000 и 2000 кг были подняты соответственно на 12 816, 12 102 и 11 005 м.

ЦКБ-26 стал родоначальником целой серии отличных бомбардировщиков. Первый из них, названный ДБ-3, был принят на вооружение в 1936 году. Самолет целиком строился из металла; конструкторы, использовав новые методы прочностных расчетов, отказались от гофра и сделали дюралевую обшизку гладкой. Топливо (его количество достигало 27% полетного веса) располагалось в фюзеляжных и крыльевых баках.

В 1938 году появилась модификация машины — ДБ-ЗФ, а спустя два года еще одна — ИЛ-4 — с более мощными двигателями воздушного охлаждения М-88Б.

Крыльевые баки перестали быть баками в буквальном смысле — топливо заливалось прямо в герметичные отсеки плоскостей. Основной запас горючего был все же в фюзеляжных протектированных баках — при простреле резина набухала и закрывала пробоину. От огня противника был защищен и экипаж. Кресло пилота изготовлялось из толстого броневого листа.

ИЛ-4 мог отстреливаться от вражеских истребителей: в верхней полусфере — крупнокалиберный пулемет калибра 12,7 системы Березина, снизу — сверхскорострельные пулеметы ШКАС системы Б. Шпитального.

Таким и начал воевать ильюшинский бомбардировщик. Он стал основой советской авиации дапьнего действия (АДД), подчиненной непосредственно Государственному Комитету Обороны.

С первых же дней войны соединения ИЛ-4 бомбили глубокий тыл противника. Налеты совершались ночью — в те времена не хватало истребителей для сопровождения. Приходилось рассчитывать на мощь оборонительных пулеметов и живучесть, свойственную самолетам Ильюшина. И расчет этот оправдывался. В одном из дальних рейдов от вражеского снаряда стал двигатель. До дома — сотни километров, под крылом — территория противника. Летчик В. Паращенко на одном моторе вывел машину из зенитного огня и вернулся на базу.

ИЛ-4 потрудились и как фронтовые бомбардировщики. Осенними ночами 1941 года они летали на подмосковные железнодорожные узлы, захваченные немцами. Это была свободная «охота» — летчики бомбили эшелоны. Крепко доставалось и вражеским аэродромам. Наши летчики пристраивались к «хейнкелям» и незаметно сопровождали их до самого «гнезда». Вспыхивали прожекторы, освещая фашисту посадочную полосу, — весь аэродром как на ладони! Несколько бомб с небольшой высоты и обратно — здесь больше делать нечего.

В разгар войны советская авиационная промышленность работала в полную силу — фронт получал новые, современные самолеты. А ветеран ИЛ-4 не старел. Он стал дневным бомбардировщиком — теперь его могли защищать истребители сопровождения ЛА-5 и ЛА-7. В Заполярье, на Балтике и Черном море действовали торпедоносцы — ИЛ-4Т. Они топили гитлеровские транспорты, сторожевые корабли и суда конвоя, оберегали от немецких субмарин караваны союзников.

Совершенствовалось, видоизменялось вооружение этого нестареющего бомбардировщика. К концу Великой Отечественной войны бомболюки ИЛ-4 приняли 3-тонную кумулятивную бомбу горизонтального действия системы Б. Шпитального и генерал-майора А. Солдатова. Эта бомба при взрыве не давала воронки, и сила взрыва распространялась горизонтально. При бомбардировке такими бомбами завода авиационной фанеры близ города Данемерка в Восточной Пруссии огромные склады фанеры были подняты в воздух. Куски фанеры несколько часов витали в воздухе, сделав невозможным действие вражеской авиации.

Самолеты ИЛ-4 оказались поистине уникальными машинами. И не только потому, что им довелось нанести первый бомбовый удар по вражеской территории. Они оказались настолько долгоживущей конструкцией, что в числе тысяч других советских самолетов смогли участвовать и в последнем ударе.

Источник - "Техника - молодежи" №9 1969.

Последнее обновление 15.04.2016 год

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru