Китайский истребитель F-9

 

Китайский истребитель F-9

 

Многие читатели нашего журнала просят рассказать о китайском истребителе F-9. Выполняем их просьбу

Военно-политическое руководство Китая, преследуя агрессивные цели, осуществляет широкую программу наращивания боевой мощи всех видов вооруженных сил и оснащения их современным оружием. Немаловажное значение, судя по материалам иностранной печати, придается и дальнейшему укреплению китайских ВВС, что делается, в частности, путем самостоятельной разработки новых образцов авиационной техники. К их числу относится и описываемый ниже одноместный тактический истребитель F-9 (в некоторых зарубежных изданиях, например в справочнике «Джейн», он имеет также обозначение F-6 бис). Этот самолет, согласно сообщению журнала «Интернэшнл дефенс ревью», предназначается для использования в качестве истребителя ПВО, решения задач по непосредственной авиационной поддержке сухопутных войск и изоляции района боевых действий.

Истребитель F-9 представляет собой цельнометаллический моноплан со среднерасположенным стреловидным крылом, однокилевым хвостовым оперением и трехстоечным шасси (рис. 1). Его наиболее важными конструктивными особенностями, как отмечает журнал «Интернэшил дефен с ревью», являются удлиненная конусообразная носовая часть, в которой размещается радиолокационная станция, и выдвинутые далеко вперед воздухозаборники двигателей (расположены по бортам фюзеляжа). Такая компоновка воздухозаборников, по мнению иностранных специалистов, существенно ограничивает секторы обзора летчика, особенно при заходе на посадку.

Силовая установка состоит из двух турбореактивных двигателей, имеющих следующие основные характеристики: вес 750 кг, тяга на максимальном форсажном режиме 3750 кг и 2600 кг без форсажа, удельный расход топлива 0,92 кг/кг • ч (на бесфорсажном режиме) и 1,9 кг/кг • ч (на форсажном), длина двигателя 6 м, диаметр 0,72 м. Запас топлива, находящегося во внутренних баках, составляет 2900 кг. Кроме того, под каждой консолью крыла может подвешиваться один дополнительный топливный бак емкостью 600 л.

Основным элементом бортового радиоэлектронного оборудования, по свидетельству справочника «Джейн», является PЛC, имеющая максимальную дальность обнаружения воздушных целей около 20 км, захвата и сопровождения — 13 км. Помимо радиолокационной станции, на самолете установлены аппаратура радиолокационной системы опознавания, радиокомпас, радиовысотомер, связная радиостанция УКВ диапазона, станция предупреждения летчика об облучении его РЛС противника и оборудование радиотехнической системы посадки.

Истребитель F-9 имеет встроенное и подвесное вооружение. Первое состоит из двух 30-мм пушек (общий боекомплект 140 патронов), которые размещаются в корневых частях крыла самолета, а второе располагается на четырех подкрыльевых узлах и может включать (в различных вариантах в зависимости от решаемых задач) две УР класса «воздух — воздух» (дальность стрельбы около 10 км), две бомбы калиб- ра 500 кг, четыре бомбы калибра 250 кг или четыре пусковые установки с 57-мм НУР (по восемь ракет в каждой). Кроме того, на самолете имеется внутрифюзеляжный отсек (сразу же за воздухозаборниками двигателей), рассчитанный на размещение дополнительной бомбовой нагрузки.

В настоящее время, сообщил журнал «Авнэйшн энд марин», в Китае разработан новый вариант самолета F-9. который оснащен двумя дополнительными подфюзеляжными пилонами для подвески оружия (рис. 2).

Тактико-технические характеристики истребителя F-9, составленные по материалам журнала «Интернэшнл дефенс ревью» и справочника «Джейн», приведены ниже (летные характеристики даны для самолета без наружных подвесок, с 60 проц. топлива во внутренних баках и при работе двигателей на максимальном форсажном режиме).

Вес. кг:
максимальный взлетный .... 10700
пустого самолета.................. 6200

Максимальная скорость, число М: при полете на больших высотах . 1.56
при полете на малых высотах . . около 1

Максимальная скороподъемность, м/с 180 Максимально допустимая перегрузка . . 7

Максимальная скорость разворота,
град/с .............................12

Минимальный радиус разворота, м 450—600

Практически^ потолок, м ............ 16000

Радиус действия (в зависимости от величины боевой нагрузки и профиля полета), км . . ............. 340—800

Длина разбега, м......................620

Взлетная дистанция (до высоты 15 м). м 920

Длина пробега, м......................900

Размеры, м:
длина самолета......................14.1
высота..............................3.4
размах крыла........................9.1

Площадь крыла, м2 ....... 25

По сообщению журнала «Флайт», поступление истребителей F-9 в боевые части ВВС и авиации ВМС Китая началось в 1970 году, и к настоящему времени, по оценке этого журнала, на вооружении имеется несколько сотен таких самолетов.

Подполковник-инженер П. Иванов

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №8 1980.

Последнее обновление 06.03.2018 год

        Антропов Петр, 2001 - 2018.   Обратная связь:   petivantropov@gmail.com