Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Пе-2

 

Пе-2

 

Бензохранилища, снабжавшие горючим войска и полкн Люфтваффе, расположилось близ хутора Мороэовского. Фашисты могли считать себя в безопасности — резервуары тщательно замаскированы, кругом скорострельные «эрликоны», в случае налета в воздух поднимутся истребители-перехватчики.

И вот тревога. Над базой почти мгновенно взвились охранники — «мессершмитты». Но пилоты увидали только столбы дыма и пламени. Два советских самолета, которые со второго захода накрыли цель, были уже далеко...

Казалось бы, что особенного в этом эпизоде минувшей войны? Внезапность атаки и мастерство летчиков, одним из которых был знамвнитый генерал Полбин, решили исход бомбардировки. Не меньшую роль сыграли замечательные свойства советского самолета — пикирующего бомбардировщика ПЕ-2.

История авиации знает немало случаев, когда десятки тонн тротила, обрушенного на сравнительно небольшой объект, не давали желаемого результата. Классическим примером такой операции стала бомбардировке монастыря Монте-Кассино в Италии. 135 «летающих крепостей» и 87 средних бомбардировщиков сбросили около S00 т бомб в течение дня. И все же немцы уцелели, заняли в дымящихся развалинах оборону, а потом перешли в контратаку. Тяжелые самолеты оказались пушкой, стрелявшей по воробьям.

ПЕ-2 был предназначен именно для «тонкой работы». Несколько бомб превращали в обломки мост, командный пункт, батарею противника. Причина такой ювелирной точности — пикирующий удар. Летчик наводит машину прямо на цель. Сброшенные с небольшой высоты бомбы продолжают свой путь по кратчайшей линии — прямой. Самолет переходит в горизонтальный полет и набирает высоту. Выход из пикирования — режим вообще очень тяжелый для конструкции. Громадная нагрузка увеличи вается еще оттого, что пилот стремится как можно быстрее выйти из зоны огня зениток. ПЕ-2, как никакая другая машина, был приспособлен для подобных маневров. Его конструкция выдерживала одиннадцатикратную перегрузку. Однако высокая прочность не ухудшила летных данных. По скорости бомбардировщик на уступал многим истребителям. Больше того, выяснилось, что этот самолет способен выполнять фигуры высшего пилотажа. Летчики полбинского полке крутили «бочки» почти без потери высоты.

Впрочем, история появления ПЕ-2 проливает свет не причины такой несвойственной бомбардировщи ку верткости. В 1939 году конструкторским бюро В. Петлякова — крупного специалиста по тяжелому самолетостроению — был создан двухмоторный высотный истребитель. Новая машина отличалась оригинальной компоновкой кабины, прекрасными аэродинамическими свойствами: на высоте 10 тыс. м она развивала скорость 623 км/час. Выпуск закрылков и тормозных щитков, отклонение рулей, элеронов, триммеров производили электромоторы. В случае аварии летчики покидали мвшину через люк в полу кабины.

Надвигалась война, и конструкторы получили задание переделать истребитель в пикирующий бомбардировщик. Вес машины увеличился — теперь она могла нести целую тонну бомб. Потолок и скорость, конечно, уменьшились, но «повадки» истребителя все же остались. Они очень пригодились — в одном из воздушных боев на Курской дуге группа ПЕ-2 сбила шесть вражеских истребителей. Вообще для противника «пешке» оказалась твердым орешком — попасть в самолет, пикирующий на зенитки, трудно: слишком велика скорость и быстро меняется высота. Пилот сосредоточивает все внимание не том, чтобы выдерживать курс, поэтому выводит машину нз пикирования автомат. Чтобы обезопесить себя в этот момент, советские летчики применяли так называемую «вертушку». Самолеты выстраивались в цепочку и заходили но цель один за другим. Пристроиться в хвост, как это делалось раньше, истребители противника уже не могли. На последнюю роль играли здесь и пулеметы «пешки», стрелявшие вперед н назад. Чтобы хвостовое оперение иа мешало обстрелу задней полусферы, обычный киль конструкторы заменили двумя шайбами на концах стабилизатора. Если же приходилось очень туго, не помощь пилоту приходили скорость и маневр.

Именно эти качества позволили впоследствии превратить бомбардировщик ПЕ-2 в разведчик ПЕ-2Р. Пилоты, летавшие в тыл врага для воздушной разведки, оставались порой в тени. Между тем данные аэрофотосъемки добывались дорогой ценой. Совсем не просто под огнем зениток, с риском нарваться иа истребителей-перехватчиков выдерживать высоту и курс, чтобы получить качественные снимки. Но мужество и искусство экипажей этих скромных самолетов-разведчиков нередко оборачивались для немцев крупными неприятностями. Ибо вслед за ПЕ-2Р появлялись нх собратья — пикирующие бомбардировщики ПЕ-2, стремительно наносящие свои сокрушительные удары.

Источник - "Техника - молодежи" №3 1969.

Последнее обновление 15.04.2016 год

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru