По-2

 

По-2

 

Под редакцией трижды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта И. Н. КОЖЕДУБА и Героя Социалистического Труда, доктора технических наук, профессора Б. Г. ШПИТАЛЬНОГО

Первыми, приняв на себя удар фашистской артиллерии, в Цемесскую бухту ворвались торпедные катера. Над Новороссийским портом, который штурмовала морская пехота, ревели моторы ночных бомбардировщиков — зарево пожаров и вспышки орудий по-огали ориентироваться штурманам-бомбометателям. Среди разрывов и тяжелого гула моторов почти не был слышен стрекот маленьких одномоторных бипланов, но именно их работа в ту сентябрьскую ночь 1943 года определила успех десанта. Машинами, что со снайперской точностью накрывали бомбами именно тy половину дома, где закрепились немцы, были знаменитые поликарповские «кукурузники» — У-2.

1926 год. Молодая Советская держава создает собственную мощную авиацию. Стране нужны самолеты, специалисты, летчики, много летчиков. Управление Военно-Воздушных Сил объявило конкурс на учебный самолет.

Победил в нем Н. Поликарпов.

7 января 1928 года его машина, пилотируемая М. Громовым, впервые поднялась в воздух. Обращенный вверх большой палец руки лучше всяких слов передавал впечатление от новой «летающей парты». Биплан отличался редкой «летучестью», был устойчив и удивительно снисходителен: он прощал ученику даже грубые ошибки. Роковой штопор, стоивший жизни многим первоклассным летчикам, превратился для У-2 в заурядную фигуру пилотажа. Конструктору удалось блестяще реализовать теорию штопора, разработанную в ЦАГИ.

И все же у поликарповского биплана было еще одно достоинство, без которого опытный экземпляр едва ли превратился бы в стандартный учебный самолет, — технологичность.

Не так просто примирить друг с другом хорошие летные свойства и простоту конструкции. Максимальная взаимозаменяемость агрегатов — вот девиз, которому следовали конструкторы, работая над первым вариантом У-2. Увы, технологически совершенный У-2 просто плохо летал. Во втором варианте конструктору удалось сохранить простоту, столь важную для массового производства. А летчики подтвердили: самолет удался.

Программа обучения пилотов сократилась почти вдвое, аварий в летных школах стало намного меньше, и случались они чаще всего не «по вине» самолета.

Окончив курсы подготовки, молодые летчики снова встречались с полюбившейся машиной. Она возила пассажиров и была «каретой» «Скорой помощи», опыляла поля и несла патрульную службу над лесами. В армии верткий и неприхотливый У-2 стал самолетом связи.

Началась Великая Отечественная война, и самолет, прослуживший около 15 лет, хорошо справился с новыми, боевыми заданиями. Темными ночами он крался в глубокий тыл, чтобы доставить партизанам боеприпасы, продовольствие или сбросить десантников. «Рус-фанер» вывозил на Большую землю раненых из-под самого носа врага. Вот как оценили фашисты действия У-2 и их первоклассных пилотов: за голову летчика Н. Жукова они назначили 100 тысяч марок. В одном из полетов в партизанский край самолет обстреляли. Лыжа, пробитая очередью, не выдержала при посадке. Спасла удивительная простота У-2. За несколько часов местный столяр сделал новую лыжу, и Жуков, захватив с собой раненых, вернулся на базу.

И все же никто не предполагал, что для «небесного тихохода» найдется еще одно грозное применение. В ходе войны он превратился в легкий ночной бомбардировщик. В советских ВВС появились авиационные полки, вооруженные исключительно У-2. Машины могли нести бомбы лишь небольшого калибра — 20—50 кг, однако недостаток тротила вполне компенсировался точностью метания. Стрелковое вооружение состояло из пулемета системы Б. Шпитального. Командование нашей авиации не ошиблось, выставив против новейшего немецкого оружия скромные бипланы.

Зенитки оказались малоэффективными против самолетов, которые с выключенными моторами подкрадывались к цели. Артиллерийские таблицы просто не предусматривали подобную цель — тихоходный биплан, безнадежно отстававший от любого боевого самолета. Истребители люфтваффе порой разбивались, пытаясь в пикировании сбить незаметные и верткие машины.

Лишь в 1959 году У-2, переименованный во время войны в ПО-2 («Поликарпов-2»), закончил безупречную более чем 30-летнюю службу. Ветеранов принято чествовать. Но одним ли долгожительством прославил себя поликарповский самолет?

После войны подполковник Э. Ли, один из сотрудников разведывательного управления ВВС Великобритании, по достоинству оценил боевой опыт ПО-2:

«В начале второй мировой войны ночным действиям бомбардировщиков на поле боя, кажется, не придавали большого значения... Русские имели для этой цели специальные авиационные полки, вооруженные легкими учебнотренировочными самолетами У-2.

Испытав на себе в течение более года силу беспокоящих ударов советской авиации, немецкое верховное командование создало аналогичные авиагруппы из учебных самолетов «арадо» и «хейнкель»,..

Это, возможно, один из самых ценных уроков, полученных из опыта русских по оказанию войскам тактической авиационной поддержки в ходе второй мировой войны».

Источник - "Техника - молодежи" №10 1969.

Последнее обновление 13.04.2016 год



(c) 2020 :: War1960.ru - ВОЙНЫ И СРАЖЕНИЯ от античности до наших дней.