Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Базовый патрульный самолет Р-ЗС «Орион»

 

Базовый патрульный самолет Р-ЗС «Орион»

 

Базовый патрульный самолет Р-ЗС «Орион» , разработанный американской фирмой «Локхид» на базе пассажирского лайнера «Экстра», производится по лицензии в качестве основной боевой машины базовой патрульной авиации (БПА) компанией «Кавасаки дзюкогё» и ее субподрядчиками. Внутренний объем его фюзеляжа разделен на две части — герметизированную (в верхней части) и не-герметизированную (в нижней). В первой находятся кабина экипажа и отсеки операторов с пультами управления и различным бортовым оборудованием, а во второй — отсек вооружения, 48 пусковых установок для РГБ и другое вспомогательное оборудование. Проектом предусмотрено оставить 25 проц. полезного объема фюзеляжа свободным для размещения перспективных систем поиска и обнаружения подводных лодок. За счет объема дополнительных внутренних топливных баков была увеличена продолжительность полета. Экипаж самолета десять человек — первый и второй пилоты, бортинженер, оператор тактической обстановки (координатор), два оператора гидроакустической и оператор неакустической аппаратуры, оператор средств навигации и связи, два наблюдателя.

Вооружение расположено в фюзеляжном отсеке (размер 2,0X0,8X3,9 м) и на десяти наружных подкрыльевых пилонах. В зависимости от характера решаемых задач самолет Р-ЗС может брать различные виды оружия в следующих вариантах: в фюзеляжном отсеке (3200 кг) — восемь глубинных 157-кг бомб типа 67, восемь противолодочных торпед (Мк44, Мк46 или типа 73), одну мину калибра 2000 фунтов (MkSS или 56), три мины калибра 1000 фунтов (Мк52); на подкрыльевых пилонах — до четырех ПКР «Гарпун», торпеды, мины, НАР.

Самолет оснащен современной боевой информационно-управляющей противолодочной системой A-NEW, РГБ, другой американской радиоэлектронной аппаратурой. На японских самолетах Р-ЗС также установлены некоторые приборы собственной разработки (связная аппаратура HRC-112, HSC-11, -12 и -14, RRC-22; навигационная LTN-72, HRN-101B и -107, HPQ-2, R-1651/ ARA; акустическая регистрирующая N-RO-40/НМН, N-1D-128A; аппаратура опознавания CV-2461A/A и использования оружия BRU-12A, -14А и -15А).

Основным элементом системы A-NEW является цифровая ЭВМ AN/ASQ-114 (V) общего назначения. Она имеет быстродействие 3 млн. опер./с и 16 каналов ввода (передачи) информации от различных подсистем. A-NEW, кроме того, включает аппаратуру AN/AYA-8B обработки, анализа и преобразования данных, сопряженную с ЭВМ, пультами летчиков и операторов, периферийными электронными подсистемами. Она позволяет автоматизировать процессы поиска и обнаружения подводных лодок и надводных кораблей, а также применения оружия. Это в значительной степени освобождает экипаж от трудоемких операций и позволяет сосредоточивать внимание на выполнении боевой задачи. Система A-NEW обрабатывает и анализирует различные данные от средств обнаружения (РЛС, РГБ, станции РТР и т. п.), отображает их на индикаторах и автоматически передает на другие самолеты, корабли fn береговые пункты (посты ASWOC). В частности, устанавливаются текущие координаты самолета (с использованием информации РНС «Омега»), целей и выставленных буев, осуществляется выбор типа и сброс РГБ в заданной точке, учитывается их расход. A-NEW позволяет летчикам выводить самолет в точку встречи с целью и вырабатывать команды на автоматическое применение оружия. Члены экипажа могут получать по запросу на своих индикаторах информацию о глубине моря, характере дна, солености и температуре в различных слоях воды, волнении, ветре и т. д. Кроме того, эта система предупреждает оператора о его ошибочных действиях, обеспечивает связь между членами экипажа через ЭВМ и подсистему электронной индикации, осуществляет самоконтроль и определяет расположение неисправных узлов и тип поломки.

В системе A-NEW используются микроэлектронные схемы и сменные блоки, удобные для проверки и технического обслуживания. Получили широкое распространение современные элементы модульной электроники. По данным зарубежной печати, среднее время наработки на отказ в системе A-NEW составляет 1000 ч, а для устранения большинства отказов требуется 10—15 мин.

Радиогидроакустические буи яаляются основным средством поиска и обнаружения подводных лодок. На японских самолетах Р-ЗС применяются активные РГБ ненаправленного действия AN/SSQ-47B и пассивные AN/SSQ-53B системы «Дифар». С помощью специальных буев типа AN/ SSQ-57 определяется спектр распределения уровней шумов моря. У большинства типов буев размеры стандартные. На самолете Р-ЗС может размещаться до 87 буев различных типов. Они сбрасываются с помощью пусковых установок, представляющих собой трубчатые направляющие, внутри которых находится пороховой заряд с воспламенением от электроцепи. 48 таких направляющих (каждая для одного РГБ) в нижней, негерметизированной части фюзеляжа снаряжаются непосредственно перед полетом. В верхней, герметизированной части расположены четыре ПУ, предназначенные для сбрасывания остальных буев. Они снаряжаются только вовремя полета. Выбор типа буя производится в зависимости от выполняемой экипажем задачи. При этом характеристики каждого буя вводятся в ЭВМ, с тем чтобы он по заданной программе мог быть сброшен автоматически в нужной точке полета.

Кабина пилотов оборудована двумя пультами управления. На пульте командира корабля имеется индикатор тактической обстановки в реальном масштабе времени, где отображаются первоначальные и предполагаемые координаты цели, местоположение самолета и маршрут полета в упрежденную точку, координаты выставленных РГБ. По краям этого индикатора высвечиваются данные о скорости полета, расчетном времени прибытия на авиабазу или в заданный район патрулирования и пройденном расстоянии. С помощью клавиатуры командир может осуществлять связь с ЭВМ, основным индикатором тактической обстановки и другими электронными подсистемами. В кабине летчиков есть также вспомогательный индикатор комбинированных пилотажных данных о высоте, курсе самолета и полете в упреждающую точку. Применением оружия управляет ЭВМ, но командир может в любой момент воспользоваться ручным управлением.

Пост оператора тактической обстановки оборудован пультом с индикатором отображения данных AN/ASA-70. На нем высвечивается информация об обстановке, точном времени, направлении и скоросп еетра, пройденном расстоянии, курсе и скорости полета относительно земли. Вся данные рассчитываются автоматически, во время полета фиксируются на магнитной ленте и анализируются после посадки. Для отображения и считывания данных, введенных в запоминающее устройство ЭВМ, оператор использует вспомогательный индикатор. С помощью клавиатуры пульта он может составлять и передавать донесения по каналам буквопечатания. Скорость передачи информации 60—100 слое в минуту, а распечатки данных от ЭВМ 3000. По линии передачи цифровых данных «Линк-11» поддерживается двусторонняя связь с другими самолетами Р-ЗС, надводными кораблями и береговыми пунктами.

Два поста операторов гидроакустической аппаратуры оснащены средствами управления и контроля РГБ: AN/AQA-7 (V), AN/AQH-4 (V), AN/ARR-72 (V) и AN/ASA-76А. Для отображения данных применяются индикаторы AN/ASA-ббА. Пост оператора неакустической аппаратуры оборудован приборами управления, контроля и отображения информации, получаемой от РЛС AN/APS-115B, магнитного обнаружителя AN/ASQ-81C (V), ИК разведывательной станции AN/AAS-36, станции радио- и радиотехнической разведки AN/ALQ-78, а также радиолокационным ответчиком и запросчиком AN/APX-72 и -76 (V), индикаторными устройствами AN/ ASA-64A и -65 (V).

Пост оператора средств радиосвязи и навигации оснащен KB и УКВ радиостанциями AN/ARC-161.HRC-112, AN/ARC-143B, а также засекречивающей аппаратурой связи HSC-11, -12 и -14 и другими средствами связи: AN/ACQ-5A, AN/AGC-6, RRC-22, AN/ AIC-22 (V). Инерциальная навигационная система LTN-72 выдает данные о положении самолета, курсе и высоте всего полета. Доплеровская навигационная РЛС AN/ APN-227 позволяет рассчитывать снос самолета и скорость полета относительно земли. Информация от навигационных систем вводится в ЭВМ, которая вырабатывает также данные об абсолютной высоте полета.

Два наблюдательных поста находятся у бортовых иллюминаторов и оснащены оптическими средствами визуального наблюдения. Наблюдатели в случае необходимости могут заменять операторов.

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №8 1988.

Последнее обновление 24.05.2015 год

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru