Истребитель «Супер-этандар»

 

Французский палубный истребитель «Супер-этандар»

Командование ВМС Франции проводит мероприятия по обновлению самолетного парка своей авиации, стремясь сделать это в максимально короткие сроки. Поэтому при создании новых боевых самолетов широко используются не только последние достижения науки и техники, но и накопленный опыт разработки и производства предшествующих образцов, а также отдельные элементы их оборудования и целые узлы. По данным зарубежной печати, французская фирма «Дассо—Бреге» приступила к серийному производству нового палубного истребителя «Супер-Этандар», созданного на базе самолета «Этандар»4М (состоит на вооружении французских ВМС с 1962 года). Решение о разработке нового самолета было принято 19 января 1973 года, а 4 сентября того же года головным исполнителем проекта была выбрана фирма «Дассо—Бреге».

«Супер-Этандар» является сверхзвуковым многоцелевым одноместным истребителем, приспособленным для выполнения полетов с авианосцев «Клемансо» и «Фош». На него возлагаются следующие основные задачи: непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск, нанесение ударов по наземным и морским целям, патрулирование в зоне действия авианосца и ведение разведки. Как отмечает иностранная печать, этот самолет будет находиться на вооружении французских ВМС вплоть до вывода из состава действующих сил авианосцев «Клемансо» и «Фош», который намечено осуществить не ранее 1992 года.

По сравнению с истребителем «Этандар»4М новый самолет оснащен более мощным двигателем, крылом улучшенной аэродинамики и современным радиоэлектронным оборудованием. Для испытаний этих качественно новых узлов и аппаратуры фирмой «Дассо — Бреге» на базе серийных самолетов «Этандар»4М были изготовлены три опытных образца. К летным испытаниям первого из них приступили в октябре 82 1974 года, а двух остальных — в марте 1975-го. Как отмечает иностранная печать, начиная с 1975 года, часть полетов опытных самолетов ежегодно выполнялась с авианосцев «Клемансо» и «Фош» (см.цветную вклейку). Несмотря на то что программа испытаний опытных образцов продлена до 1979 года, серийное производство палубных истребителей «Супер-Этандар» началось в 1977 году.

Конструкция самолета «Супер-Этандар» представляет собой моноплан со среднерасположенным крылом неизменяемой геометрии; силовая коробка крыла (по сравнению с самолетом «Этандар»4М) конструктивным изменениям не подверглась. Модифицированы автоматические предкрылки, на задней кромке крыла установлены двухщелевые закрылки, что позволило снизить посадочную скорость самолета на 11 км/ч и расширить его возможности при полетах на малых высотах и скоростях. Хвостовое оперение однокилевое, с управляемым стабилизатором, расположенным посредине киля. Фюзеляж цельнометаллический полумонококковой конструкции, с боковыми воздухозаборниками. Шасси самолета трехстоечное, с передней стойкой. Каждая стойка имеет одно колесо.

Силовая установка. Самолет «Супер-Этандар» оснащен одним турбореактивным двигателем «Атар»8К-50 производства фирмы СНЕКМА, являющимся бесфорсажным вариантом двигателя «Атар»9К-50. Он имеет следующие основные характеристики: ступеней компрессора девять, турбины две, максимальная статическая тяга 5000 кг, удельный расход топлива 0,97 кг/кг-ч, степень повышения давления 6,15, диаметр 104 см, длина 394 см, вес 1155 кг. Тяга этого двигателя значительно больше, чем тяга «Атар»8В (4400 кг) самолета «Этамдар»4М, что позволило увеличить и тяговооруженность нового самолета. Максимальная тяга используется при взлете с катапульты, уходе на второй круг («прерванная» посадка на палубу авианосца), ведении воздушного боя на средних высотах, при следовании на малой высоте и для быстрого набора высоты. Увеличение тяговооруженности самолета, как отмечают иностранные специалисты, значительно повышает его маневренные возможности.

Топливная система состоит из внутренних (фюзеляжных и крыльевых) и подвесных баков, насосов, трубопроводов и системы дозаправки топливом в воздухе. Емкость внутренних топливных баков 2500 л, крыльевых 772 л. В случае необходимости на подкрыльевых узлах подвески могут быть подвешены дополнительные топливные баки: два емкостью по 1100 л или 100 л, объединенные с подвесными пусковыми установками неуправляемых ракет, или один 600-л под центропланом. Расчетная максимальная емкость внутренних и подвесных топливных баков 5472 л.

Основные сравнительные характеристики самолетов «Этандар»4М и «Супер-Этандар» приведены в таблице.

Вооружение. Встроенное вооружение истребителя составляет две 30-мм пушки «Дефа»552 с боекомплектом 122 снаряда на каждую. Остальное вооружение размещается на пяти узлах наружной подвески (одном подфюзеляжном и четырех подкрыльевых). Оно включает бомбы калибра 400 кг, управляемые ракеты АМ-39 «Экзосет» класса «воздух— корабль», УР R.550 «Мажик» класса «воздух—воздух», УР AS.37 «Мартель» класса «воздух—земля» и подвесные пусковые установки М150 с неуправляемыми ракетами. Как отмечают иностранные специалисты, самолет «Супер-Этандар» планируется использовать в качестве носителя ядерной бомбы AN-52.

Основные варианты боевой загрузки самолета на внешних узлах подвески и тактический радиус его действия зависят от выполняемых задач. Некоторые из них, взятые из зарубежной печати, приведены ниже.

При непосредственной авиационной поддержке сухопутных войск самолет «Супер-Этандар» оснащается двумя пусковыми установками Ml50, которые объединены с топливными баками емкостью по 100 л. При полете по профилю «большая — малая — большая высота» и барражировании в течение 30 мин его радиус действия будет около 600 км (при барражировании в течение 1 ч на малой высоте он равен 370 км).

При нанесении ударов по наземным целям радиус действия самолета с четырьмя бомбами калибра 400 кг и одним подвесным топливным баком емкостью 600 л при полете по профилю «большая — малая — большая высота» равняется 300 км (при выполнении задачи на малой высоте он уменьшается до 260 км).

При действиях по морским целям радиус действия самолета с одной УР АМ-39 «Экзосет» и двумя подвесными топливными баками емкостью по 1100 л составляет 410 км при полете на малой высоте и 650 км — по профилю «большая—малая—большая высота».

При полете на перехват воздушной цели самолет с двумя управляемыми ракетами R.550 «Мажик» и двумя подвесными топливными баками емкостью по 1100 л при подъеме на высоту и барражировании в течение 1 ч имеет радиус действия около 600 км (при увеличении времени барражирования до 1,5 ч он равен 370 км).

Бортовое оборудование. Самолет «Супер-Этандар» оснащен современной прицельно-навигационной системой, обеспечивающей высокую точность самолетовождения и применения оружия.

Основным элементом системы управления оружием является многофункциональная моноимпульсная РЛС «Агава», которая позволяет осуществлять поиск и автоматическое сопровождение морских и воздушных целей, прицеливание при стрельбе из пушек или пусках управляемых ракет различных классов. Отображение данных обеспечивается электронной системой VE120 модульной конструкции, включающей прицел с электронно-лучевой трубкой и генератор меток. С помощью баллистического вычислителя UAT40 можно получить около 30 вариантов «ручного» или автоматического применения оружия. Выбор наиболее опасной цели, оружия, точек подвески и режима атаки, а также выработка команды на открытие огня осуществляются в специальных логических электронных цепях системы управления.

Основу навигационной системы UN 140 составляет инерциальная платформа SK.N-2602, работающая совместно с цифровым микропроцессором. Ввод исходных данных для установки (начальная выставка) платформы при нахождении самолета на земле занимает около 10 (нормальная выставка) или 1,5 мин (ускоренная). Точность навигационной системы (круговая вероятная ошибка определения его местоположения) при нормальной выставке 2,2 км за 1 ч полета. Выставка инерци-альной платформы на палубе авианосца сложнее и занимает больше времени. Она осуществляется с помощью специальной аппаратуры, получившей наименование ALIDADE. Данные для ввода в самолетную инерциальную систему поступают от эталонной инерциальной системы авианосца по линии передачи, работающей в инфракрасном диапазоне.

В навигационную систему входит также и автопилот, что позволяет летчику в значительной степени освободиться от функций управления самолетом и сконцентрировать свое внимание на обнаружении и распознавании целей. Для управления самолетом при заходе на посадку на нем имеется система посадки по приборам.

На «Супер-Этандар» предусматривается установить приемник для обнаружения облучения самолета PJIC противника, контейнер с проти-ворадиолокационными отражателями и инфракрасные ловушки. В иностранной печати сообщается, что командование ВМС планирует в дальнейшем оснастить его и другими средствами радиоэлектронного подавления. Для выполнения задач ведения воздушной разведки на этом самолете предполагается подвешивать специальный контейнер с аэрофотоаппаратами.

Перевооружение. Командование ВМС Франции планирует получить 71 истребитель «Супер-Этандар». Полет первого серийного самолета был осуществлен в октябре, а второго — в декабре 1977 года. Темп производства с весны 1978 года составляет два самолета в месяц. В их изготовлении участвуют шесть заводов фирмы «Дассо — Бреге», расположенные в городах Биариц, Коломье, Мериньяк, Булонь, Секлин и Ар-жантой. Линия поточной сборки находится в Бордо-Мериньяк.

Как сообщалось в иностранной печати, палубные истребители «Супер-Этандар» уже начали поступать в авиационные подразделения ВМС Франции.

В соответствии с планами командования ВМС первой перевооружается 11-я авиационная флотилия. К концу 1978 года намечалось иметь 12 подготовленных летчиков для этих самолетов. По мнению французских специалистов, переучивание летчиков, ранее пилотировавших самолеты «Этандар»4М и «Крусейдер», для полетов на новой машине не вызывает затруднений. Однако они отмечают, что отработка боевого применения истребителей «Супер-Этандар» ночью потребовала создания специального тренажера. Такой тренажер с четырьмя степенями свободы изготовляется фирмой LMT и будет поставлен в 11-ю авиационную флотилию к началу 1979 года. Он обеспечит отработку техники пилотирования, применения прицельно-навигационной системы, посадки на палубу авианосца в дневных и ночных условиях.

Перевооружение второй авиационной флотилии планируется начать в середине 1979-го, третьей — в конце 1979-го — начале 1980 года.

Подготовка офицеров — специалистов по управлению посадкой истребителя «Супер-Этандар» на палубу авианосца ведется с 1975 года. Состоящие на службе в авианосной авиации офицеры прошли специальные курсы по изучению палубного и самолетного оборудования, обеспечивающего такую посадку. Французская печать широко рекламирует «Супер-Этандар» с целью привлечь к нему внимание военных кругов других стран и найти рынки сбыта.

Полковник-инженер Е. Николаев

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №2 1979.

Последнее обновление 20.09.2015 год



(c) 2020 :: War1960.ru - ВОЙНЫ И СРАЖЕНИЯ от античности до наших дней.