Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука ЯК-3

 

ЯК-3

 

„НА ЯК-3 МЫ БЬЕМ ПРОТИВНИКА КАК ХОТИМ..."
Летчики „Нормандии — Неман“
Серийные ЯК-3 появились на фронтах Великой Отечественной воины в разгаре летних сражений 1943 года. Первые же боевые испытания машины показали: советская авиация пополнилась еще одним замечательным самолетом. Статистика побед, симпатии фронтовых летчиков и, наконец, реакция вражеских пилотов — все свидетельствовало об этом. «На высоте 4,5 и даже 5 тысяч метров мы бьем противника как хотим, — рассказывали французские летчики полка «Нормандия — Неман», ЯК-3 дает нам полное превосходство над немцами. Самолет обладает высокой маневренностью и необходимой быстротой. На ЯК-3 вдвоем можно драться против четверых, а вчетвером — против шестнадцати...»

Что же определило столь очевидный успех нового истребителя?

У противника и в те времена была достаточно сильная авиация — следовательно, дело здесь не в легких победах над устаревшей техникой немцев. Они непрерывно модифицировали свой ME 109. Последовательные улучшения этой конструкции сохраняли боеспособность машины на протяжении почти 10 лет.

ЯК-3 так же, как и немецкий самолет, был очень легок. Он весил всего 2650 кг и считался самым легким истребителем второй мировой войны. Опыт доказал, что лишь такой истребитель способен работать в непосредственном контакте с войсками.

Предшественником ЯК-3 был ЯК-1 — истребитель, созданный накануне войны в конструкторском бюро А. Яковлева. Боевые события поставили новую задачу — создать еще более легкий, маневренный, скоростной самолет со значительной дальностью полета. Однако все эти улучшения должны были быть получены недорогой ценой — машина по-прежнему остается простой в производстве.

Уменьшение веса конструкции не всегда следствие коренных, фундаментальных ее изменений. Тщательный весовой анализ и доводка каждого, даже самого незначительного элемента дали в конце концов выигрыш в десятки килограммов. Более серьезные переделки — в сотни. И если в одних случаях требовался более точный прочностный расчет, то в других — уже серьезные исследоватечьские работы.

У ЯК-1, как и у большинства наших истребителей, был деревянный каркас. Переход на металл облегчил и упрочил конструкцию, но заставил решать новую проблему, ибо сочетание нового материала с прежним — дело не из легких.

Массивные деревянные лонжероны крыла удалось заменить дюралюминиевыми, вес уменьшился, а внутренний полезный объем стал больше.

В крыле разместили дополнительные топливные баки. Дальность полета резко возросла.

Как же удалось увеличить скорость? Конструкторы не прибегли к лобовому и, казалось-бы, простому решению - установке более мощного двигателя. Они решили снизить аэродинамическое сопротивление. Плавность обводов, тщательная отделка поверхностей позволили увеличить скорость новой машины на 70 км в час по сравнению с ЯК-1.

И в то же время переход к выпуску новой машины не составил особого труда: ЯК-3 был очень технологичен.

«Конструкция неправдоподобно груба. Качество сварки соответствует уровню деревенского кузнеца Однако внешняя отделка прекрасна — как у гоночных машин, — писал в 1956 году авторитетный авиационный журнал «Айрплейн», конструкторы полностью отказались от ненужного украшательства. Машина надежна. Она полностью отвечала требованиям к таким самолетам, в ней не было ничего лишнего». Неоценимым достоинством ЯК-3 была и простота его пилотирования. Этим качеством конструкторы самолетов порой вынужденно поступались в пользу боевых свойств. И тогда истребители, при всей своей мощи, даже опытным асам не прощали некоторых ошибок, особенно при взлете и посадке. Не таков был новый ЯК. Хорошая маневренность, простота в управлении сочетались с очень мощным пушечным вооружением. Облегчение конструкции дало возможность поставить в развале V-образного мотора 37-миллиметровую пушку, стреляющую через втулку пропеллера. Пулеметы заменили двумя пушками калибра 20 мм. И конечно, в громадной мере успех ЯК-3 определен авиамотором ВК-105ПФ советского конструктора В. Климова. По-разному приходят к славе самолеты. Для одних это десятилетия скромной и незаметной службы, в течение которых они способны тягаться с более современными «коллегами». Для других — выполнение уникальной задачи. Третьи приобрели известность благодаря необычному внешнему виду. У истребителей особый путь. Каждый новый самолет доказывает право на жизнь в боевых и фронтовых условиях. И лишь для немногих эта проверка оборачивается триумфом. Именно таким самолетом и оказался легкий фронтовой истребитель ЯК-3.

Источник - "Техника - молодежи" №2 1969.

Последнее обновление 10.10.2015 год

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru