Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Гаубица М-30

 

Гаубица М-30

 

Историческая серия "ТМ".

Под редакцией
маршала артиллерии Н. Яковлева,
маршала артиллерии Г. Одинцова,
генерал-полковника технических войск В. Грабина.
Коллективный консультант - редакция журнала
Министерства обороны СССР "Техника и вооружение".

Гаубица М-30

«В-вах! На стороне противника взметнулось серое облако. Пятый снаряд попал в землянку, где хранились боеприпасы. Граната со взрывателем, поставленным на замедление, пробила несколько накатов и разорвалась внутри склада. Вслед за еле слышным звуком разрыва поднялся высоко вверх большой черный столб дыма, и огромной силы взрыв потряс окрестности» — так в книге «Огонь ведут гаубицы» П. Кудинов, в прошлом артиллерист, участник войны, описывает будничную боевую работу М-30 — прославленной 122-мм дивизионной гаубицы образца 1938 года.

Перед первой мировой войной в артиллерии западных держав для дивизионных гаубиц был принят калибр 105 мм. Русская артиллерийская мысль пошла своим путем: на вооружении армии состояли 122-мм дивизионные гаубицы образца 1910 года. Опыт боевых действий показал, что снаряд такого калибра, обладая наивыгоднейшим осколочным действием, в то же время дает минимально удовлетворительное фугасное действие. Однако в конце 20-х годов 122-мм гаубица образца 1910 года не отвечала взглядам специалистов на характер будущей войны: у нее была недостаточная дальнобойность, скорострельность и подвижность.

По новой «Системе артиллерийского вооружения на 1929—1932 годы», утвержденной Реввоенсоветом в мае 1929 года, предусматривалось создать 122-мм гаубицу с весом в походном положении 2200 кг, дальностью стрельбы 11—12 км и боевой скорострельностью 6 выстрелов в минуту. Поскольку разработанный по этим требованиям образец оказался слишком тяжелым, на вооружении сохранили модернизированную 122-мм гаубицу образца 1910/30 года. А некоторые специалисты начали склоняться к мысли отказаться от 122-мм калибра и принять на вооружение 105-мм гаубицы.

«В марте 1937 года на совещании в Кремле, — вспоминает Герой Социалистического Труда, генерал-лейтенант инженерно-технической службы Ф. Петров, — я говорил о реальности создания именно 122-мм гаубицы и, отвечая на многочисленные вопросы, выдавал, что говорится, векселя. Мой оптимизм питался большим, как мне казалось тогда, успехом нашего коллектива по созданию 152-мм гаубицы — пушки МЛ-20. Совещание наметило завод (к сожалению, не тот, где я работал), которому предстояло разработать опытный образец. Чувствуя большую ответственность за все сказанное мной на совещании в Кремле, я предложил руководству своего завода проявить инициативу в разработке 122-мм гаубицы. С этой целью была организована небольшая группа конструкторов. Первые же прикидки, в которых использовались схемы существующих орудий, показали, что задача действительно трудная. Но упорство и энтузиазм конструкторов — С. Дернова, А. Ильина, И. Добровольского, А. Черных, В. Бурылова, А. Дроздова и Н. Кострулина — взяли свое: осенью 1937 года состоялась защита двух проектов: разработанного коллективом В. Сидоренко и нашего. Одобрение получил наш проект. По тактико-техническим данным, —в первую очередь по маневренности и гибкости огня — способности быстро переносить огонь с одной цели на другую — наша гаубица в полной мере отвечала требованиям ГАУ. По важнейшей характеристике — дульной энергии — превосходила гаубицу образца 1910/30 года более чем в два раза. Выгодно наше орудие отличалось и от 105-мм дивизионных гаубиц армий капиталистических стран.

Расчетный вес орудия около 2200 кг: на 450 кг меньше, чем гаубица, разработанная коллективом В. Сидоренко. К концу 1938 года все испытания были завершены и орудие было принято на вооружение под названием 122-мм гаубица образца 1938 года».

Колеса боевого хода были впервые снабжены походным тормозом автомобильного типа. Переход из походного положения в боевое занимал не более 1—1,5 минуты. При раздвигании станин рессоры автоматически выключались, а сами станины автоматически закреплялись в раздвинутом положении. В походном положении ствол закреплялся без отсоединения от штоков противооткатных устройств и без оттягивания. Для упрощения и удешевления производства в гаубице широко использовались детали и агрегаты существующих артиллерийских систем. Так, например, затвор был взят от штатной гаубицы образца 1910/30 года, прицел от 152-мм гаубицы — пушки образца 1937 года, колеса — от дивизионной 76-мм пушки образца 1936 года и т. д. Многие детали изготовлялись путем отливки и штамповки. Вот почему М-30 была одной из наиболее простых и недорогих отечественных артиллерийских систем.

О большой живучести этой гаубицы свидетельствует любопытный факт. Как-то раз во время войны на заводе стало известно, что в войсках есть орудие, сделавшее 18 тыс. выстрелов. Завод предложил обменять этот экземпляр на новый. И после тщательного заводского обследования выяснилось, что гаубица не потеряла своих качеств и пригодна к дальнейшему боевому использованию. Это заключение получило неожиданное подтверждение: при формировании очередного эшелона, как на грех, обнаружилась недостача одного орудия. И с согласия военной приемки уникальная гаубица снова отправилась на фронт как только что изготовленное орудие.

Опыт войны показал: М-30 с блеском выполняла все задачи, которые ей предписывались. Она уничтожала и подавляла живую силу противника как на открытой местности, так и находившуюся в укрытиях полевого типа, уничтожала и подавляла огневые средства пехоты, разрушала сооружения полевого типа и вела борьбу с артиллерией и минометами противника.

Но ярче всего достоинства 122-мм гаубицы образца 1938 года проявились в том, что ее возможности оказались шире, чем предписывалось руководством службы. В дни героической обороны Москвы гаубицы прямой наводкой расстреливали фашистские танки. Позже опыт был закреплен созданием кумулятивного снаряда для М-30 и дополнительным пунктом в руководстве службы: «Гаубица может привлекаться для борьбы с танками, самоходно-артиллерийскими установками и другими бронированными машинами противника»

Последнее обновление 17.03.2002

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru