|
По сообщениям зарубежной прессы, на выставке оружия и военной техники английской армии, проходившей в г. Олдершот в 1986 году, был представлен опытный образец 155-мм самоходной гаубицы AS-90. Она создана на основе соглашения, заключенного в июле 1985 года между английской фирмой «Виккерс шипбилдинг энд энджиниринг» (ответственной за башню с вооружением) и бразильской «Веролме» (гусеничное шасси). В качестве субподрядчика была привлечена американская фирма «Камминз», поставившая, в частности, основной и вспомогательный двигатели.
Конструктивно самоходная гаубица AS-90 выполнена с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Корпус и башня изготовлены из стальных броневых листов (максимальная толщина 17 мм). Отказ от алюминиевых сплавов, которые применены, например, в американской САУ М109, объясняется в первую очередь более простой технологией сварки деталей из стали, что удешевляет производство и делает возможным проведение ремонта в полевых условиях. С целью сокращения сроков и расходов на создание AS-90 при ее конструировании широко использовались агрегаты, механизмы и узлы, хорошо зарекомендовавшие себя как в серийно производимых образцах САУ, так и в опытных. В частности, на ней применена созданная ранее упомянутой выше английской фирмой и прошедшая испытания башня GBT с орудием калибра 155 мм. В гусеничном шасси имеется много элементов, заимствованных у английского танка «Челленджер», в том числе гидропневматическая подвеска, допускающая движение вне дорог с высокой скоростью и позволившая (благодаря отсутствию на днище корпуса труб с торсионами) несколько уменьшить общую высоту машины. В качестве силовой установки используется американский восьмицилиндровый V-образный дизельный двигатель «Камминз» VTA-903T мощностью 600 л. с. Западногерманская автоматическая трансмиссия имеет восемь передач переднего хода и две заднего. Башня самоходной гаубицы AS-90 кругового вращения установлена в кормовой части гусеничного шасси на погоне большого диаметра. В передней ее части на цапфах смонтировано 155-мм орудие со стволом длиной 39 калибров, имеющее такие же баллистические характеристики, что и орудие буксируемой гаубицы FH70, состоящей на вооружении сухопутных войск Великобритании, ФРГ и Италии. Из гаубицы AS-90 можно вести огонь всеми стандартизированными в НАТО 155-мм снарядами. Боекомплект 40 выстрелов, причем 29 снарядов размещены в кормовой части башни на двух конвейерах, обеспечивающих подачу снаряда требуемого типа на приемный лоток, откуда он посылается в зарядную камору гидравлическим досылателем. Подача метательного порохового заряда и закрывание затвора осуществляются вручную. Поворот башни (со скоростью до 10 град/с) осуществляется электрическими силовыми приводами, а при выходе их из строя — ручными аварийными. Особенностью системы управления огнем является наличие блока автоматического учета угла наклона оси цапф орудия. На правой и левой стенках башни имеется по одному большому прямоугольному люку, закрываемому бронированной дверью. В башне размещаются четверо из пяти членов экипажа: командир и наводчик находятся справа от орудия (любой из них может вести из него огонь), а два заряжающих — слева. Над сиденьем командира на крыше башни установлены бронированная башенка и 7,62-мм пулемет для стрельбы по воздушным и наземным целям. Важным достоинством конструкции данной башни GBT считается возможность установки в ней (без проведения переделки) длинноствольной пушки (47 клб), способной стрелять обычными снарядами на дальность до 31,6 км. а снарядом с донным газогенератором — до 41 км. Гусеничное шасси самоходной гаубицы AS-90 имеет переднее расположение ведущих колес. Впереди, правее места механика-водителя, размещено силовое отделение, оборудованное автоматической системой пожаротушения. Двигатель в едином блоке с трансмиссией может быть снят с машины за 1 ч. В задней части моторно-трансмиссионного отделения установлен топливный бак емкостью 700 л. Вспомогательный дизельный двухтактный двигатель с электрогенератором, питающий все потребители при неработающем основном двигателе, размещен в передней части боевого отделения справа. В кормовом листе корпуса находится большая одностворчатая дверь, предназначенная для доступа экипажа в машину и для пополнения ее боеприпасами. Ходовая часть имеет по шесть больших сдвоенных опорных катков. Основные тактико-технические характеристики AS-90: боевая масса 36 т, длина с орудием вперед (по корпусу) 9,7 м (7,7), ширина 3,3 м, высота 3 м, клиренс 0,4 м, длина опорной поверхности гусеницы 4,6 м, среднее удельное давление на грунт 0,74 кг/кв см. Вертикальный угол обстрела от —5 до +70°, максимальная дальность стрельбы обычным осколочно-фугасным снарядом 24,7 км (снарядом улучшенной аэродинамической формы с выемкой в донной части — 32 км), максимальная начальная скорость снаряда 827 м/с, практическая скорострельность 3 выстр./мин. Максимальная скорость движения 55 км/ч, запас хода 350 км. Преодолеваемые препятствия: подъем под углом 30°, ров шириной 3 м, стенка высотой 0,75 м, брод глубиной до 4,5 м. Как отмечалось в иностранной печати, первый экспериментальный образец самоходной гаубицы AS-90 был отправлен на войсковые испытания. К середине 1987 года планировалось изготовить еще два образца этой САУ. Фирмы-разработчицы надеются наладить ее массовый выпуск, поскольку в настоящее время, по оценкам зарубежных экспертов, армиям капиталистических стран требуется около 3,5 тыс. новых самоходных орудий прежде всего для замены американской самоходной гаубицы М109, созданной почти 30 лет назад. Большой интерес к AS-90 проявляет министерство обороны Великобритании, рассматривающее ее в качестве одной из альтернатив 155-мм самоходной гаубице SP70, разработка которой была в начале 1987 года прекращена. Стоимость серийного образца AS-9Q около 1,5 млн. долларов. Полковник И. Мишин, кандидат технических наук Источник - "Зарубежное военное обозрение" №9 1987. Последнее обновление 20.01.2010 год |