Сочлененные боевые машины

 

Неослабевающий интерес за рубежом, как сообщают, вызывают сочлененные машины. Это объясняют не только сравнительно высокими характеристиками проходимости, маневренности, а также возможностью их дальнейшего улучшения, но и тем, что за счет модульной компоновки рассчитывают существенно упростить восстановление машин, снизить уязвимость боевой техники и повысить ее живучесть, поскольку, как считают, вероятность выхода из строя одновременно обоих модулей невелика.

На базе подобных машин планируют разработать семейство объектов бронетанковой техники — танк, истребитель танков, БМП, а также мостоукладчик, подвижную мастерскую, эвакотягач, санитарную машину. Один из вариантов конструкции созданных се-годня гусеничных двухсекционных плавающих сочлененных транспортеров представляет собой следующее. Секции вагонного типа, с целью уменьшить массу и повысить долговечность, выполнены из слоистых материалов. В первой секции устанавливаются двигатель, коробка передач и раздаточная коробка. От нее идут два карданных вала: один — к ведущему мосту первой секции, а другой через соединяющий секции шарнир — к ведущему мосту второй. Жесткость секций обеспечивается центральной стальной балкой, к которой на рессорах подвешиваются две гусеничные тележки.

Тележка представляет собой раму, где монтируются движитель, включающий ведущее колесо, четыре эпорных катка, один под-держивающий каток, натяжное колесо и гусеничные ленты. Опорные катки выполнены с двумя разнесенными дисками, имеющими наружную ошиновку. Балансиры с опорными катками соединены с помощью резиновых упругих элементов (см. 4-ю стр. обложки).

На транспортере могут устанавливаться бензиновый или дизельный двигатели мощностью до 100 кВт, 4-ступенчатая коробка передач с гидротрансформатором.

Межсекционный шарнир обеспечивает четыре степени свободы: в горизонтальной плоскости возможен поворот на угол ±34°, в вертикальной — ±17°, в профильной — ±20°, а также относительное перемещение секций по высоте на 180 мм. Поворот машины осуществляется традиционно принудительным складыванием секций в горизонтальной плоскости за счет двух силовых гидроцилиндров, приводимых в действие водителем с помощью рулевой колонки. Десант размещается в первой и во второй секциях, соответственно 5 и 11 человек.

Среди гусеничных сочлененных машин, как получивший наибольшее распространение в настоящее время, называют шведский транспортер Bv206. Грузоподъемность его 2 т, мак-симальная скорость 55 км/ч, запас хода — до 300 км. Масса первой секции 2,4 т, второй — 1,6 т. Преодолеваемый угол подъема по твердому грунту 31°. На базе транспортера созданы самоходная противотанковая установка и командно-штабная машина. На самоходной установке первая секция используется для монтажа 90-мм безоткатного орудия или ПТРК ТОУ, а вторая — для размещения боекомплекта. На соединительном шарнире смонтирован дополнительный гидроцилиндр для принудительного изменения относительного положения секций в вертикальной плоскости. Ко- мандно-штабная машина в основном отличается от транспортера конструкцией второй секции, в которой размещены 4 радиостанции и 6 операторов.

В США по заказу армии была разработана и изготовлена экспериментальная сочлененная гусеничная машина «Кобра», испытания которой, как сообщают, проводились в условиях полного бездорожья. На машине использован привод управления с вертикальной гибкостью, что дало возможность преодолевать препятствия шириной до 3 м, а также земляные валы и крутые откосы высотой до 2 м. Опытный образец «Кобры» был сделан в двух- и трехзвенном вариантах.

Как сообщается в зарубежной печати, опыт, полученный шведскими специалистами при эксплуатации сочлененных транспор-теров, был использован при изготовлении экспериментального образца сочлененного танка ХХ-20. Он состоит из двух шарнирно соединенных между собой секций, первая из которых предназначена для размещения экипажа (3 человека) и вынесенной 120-мм гладкоствольной пушки, а вторая — моторно-трансмиссионной установки, автомата заряжания, топливных баков, боеприпасов.

Обе секции имеют трехопорную ходовую часть и связаны между собой двумя телескопическими гидравлическими цилиндрами, с по-мощью которых их взаимное положение может меняться в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Привод управления в вертикальной плоскости при необходимости может быть зафиксирован, в результате чего сочлененная машина превращается в обычную. такому фиксированию, Ш^к правило, прибегают, если требуется преодолеть ров шЛэиной, равной длине опорной поверхности гу- семицы каждой секции (около! 3 м). При вертикальном складывании, как сообщают, машина способна взять препятствие высотой до 1,7 м, что недоступно для несочлененных машин. Кро-ме того, передняя секция перед препятствием может быть поднята и за ним опущена на грунт, при этом на движителе создается тяговое усилие, необходимое для прохождения препятствия задней секцией. Однако сочлененная боевая машина с 120-мм пушкой в отличие от основного танка может вести стрельбу только с места в секторе 20—30°. Углы склонения пушки от —10 до -|- 20°. Угол возвышения можно увеличить при подъеме носовой части передней секции на 15°. С пушкой планируют спаривать пулемет калибра 7,62 мм. Боекомплект пушки 25—35 выстрелов. В силовой установке использованы два дизельных двигателя общей мощностью 440 кВт (600 л. с.). Среднее удельное давление машины на грунт около 0,4 кгс/см2.

Боевая масса машины 24 т (передней ее секции — 10 т, задней — 14 т). Длина 7, м, ширина 2,85 м, высота корпуса 1,5 м. Максимальная скорость при движении по глубокому снегу — до 60 км/ч.

Система управления поворотом сочлененной машины:
поз. 1 — силовой цилиндр;
2 — редукционный клапан;
3 - гидравлический насос;
4 — бак для рабочей жидкости
5 — золотниковый механизм.

На базе этой же сочлененной машины разработаны самоходная установка, вооруженная 40-мм пушкой и ПТУР, а также боевая машина пехоты с 25-мм пушкой. Компоновка самоходной установки отличается тем, что вооружение, места командира и наводчика размещены во вращающейся башне, место механика-водителя — в корпусе первой секции. Мощность двух двигателем 385 кВт (530 л. с.). Секции этой машины имеют четырехопорную ходовую часть.

На БМП с 25-мм пушкой моторно-трансмиссионная установка размещена в первой секции, а места механика-водителя, наводчика, командира и десанта (7 человек) — во второй. В ее же носовой части, во вращающейся башенке, смонтировано вооружение. Командирская башенка находится в корме. Масса машины 18 т. Мощность двух двигателей 367,5 кВт (500 л. с.).

По мнению зарубежных специалистов, сочленение секций позволит создавать сравнительно легкий с низким силуэтом танк, обладающий высокой проходимостью.

Среди конструкций сочлененных колесных машин зарубежные эксперты выделяют швейцарский транспортер «Метрак». Его секции шарнирно связаны с промежуточной средней осью. Это дает возможность поворачиваться одной секции относительно другой в вертикальной плоскости на угол до 30°. По дорогам с твердым покрытием транспортер обычно движется с приподнятой средней осью. В этом случае передние колеса являются управляемыми. Кроме того, он может поворачиваться с малым радиусом и при поднятых передних колесах за счет притормаживания одного из колес опущенной средней оси. Конструкция ходовой части позволяет машине двигаться по косогорам, сохраняя горизонтальное положение кузова и кабины. Достигается это за счет опускания колес одной из сторон машины.

В Западной Германии создан двухзвенный транспортер «Лаустер» Т-60 с колесной формулой 4X4. Оба звена машины выполнены в корпусном варианте. На переднем размещены места "Водителя и личного состава, механизмы управления и приборы, на заднем — дизельный двигатель и грузовая платформа. Звенья соединены трубчатым шарниром, внутри которого проложены элементы управления. Транспортер предназначен для перевозки личного состава и груза, но может использоваться и как боевая машина и тягач.

На базе четырехосной сочлененной машины «Твистер» (США) разработаны армейские грузовики и боевые машины, выполненные на двухосных полноприводных модулях. Каждый из модулей имеет свой двигатель. Подвеска передней части независимая, задней — балансирная. Задняя часть представляет собой бронекорпус, в котором размещается экипаж. В башне установлена автоматическая пушка калибра 20 мм. Боевая масса машины около 9 т. Удельная мощность более 37 кВт/т (50 л. с./т). Максимальная скорость по шоссе 105 км/ч.

Отмечая бесспорные преимущества, зарубежные эксперты вместе с тем выделяют и отрицательные стороны сочлененных конструкций. Во-первых, это необходимость использовать по два комплекта элементов, обеспечивающих сочлененной машине подвижность (2 трансмиссии, 2 ходовые части, а зачастую и 2 двигателя). Во-вторых, пока не достигнут выигрыш в массе при том же уровне защищенности, так как необходимо дополнительное громоздкое бронирование кормы переднего и носа заднего модулей. В-третьих, устройство сочленения на сегодняшний день остается довольно сложным и тяжелым. В-четвертых, технически трудно обеспечить дистанционное управление элементами модулей и вооружения. Кроме того, как показали опытные работы, конструкция сочлененных боевых машин пока довольно дорогая, но сообщают, специалисты ведут поиск конструктивных решений, устраняющих перечисленные недостатки.

Подполковник В. Козин, подполковник Л. Мирошников

Источник - "Техника и вооружене" №3 1988.

Последнее обновление 11.03.2016 год



(c) 2020 :: War1960.ru - ВОЙНЫ И СРАЖЕНИЯ от античности до наших дней.