Автомобили армий стран НАТО

 

Автотранспортные средства сухопутных войск стран — участниц НАТО включают весьма разнообразный набор машин, подавляющую часть которых составляют автомобили общего и специального назначения. Армии США, ФРГ, Великобритании, Франции и Италии оснащены машинами собственного производства. Эти же страны являются основными экспортерами машин.

По мнению военных специалистов стран НАТО, большое разнообразие моделей и марок автомашин является существенным недостатком, затрудняющим и удорожающим производство, эксплуатацию, ремонт и обслуживание. Кроме того, многие имеющиеся на вооружении транспортные средства по своим техническим и эксплуатационным характеристикам уже не в полной мере удовлетворяют современным требованиям. Исходя из необходимости переоснащения войск новыми военными автомо-билями, командование НАТО утвердило типаж и основные тактико-технические требования к перспективным транспортным средствам, которые должны заменить все устаревшие образцы автомашин.

При разработке новых военно-транспортных средств, работы по созданию которых в ведущих странах НАТО были начаты еще в 60-х годах, основное внимание уделялось сокращению многомарочности машин, унификаиии их конструктивных элементов, максимальному использованию дешевых и надежных компонентов от коммерческих образцов, повышению коэффициента грузоподъемности и увеличению проходимости вне дорог, надежности, долговечности и сокращению сроков и объема технического обслуживания.

По степени проходимости новое поколение военных автомобилей было классифицировано следующим образом:
— Автомобили высокой проходимости для эксплуатации в тактической зоне боевых действий войск, способные эффективно действовать в условиях бездорожья (в ряде случаев к ним предъявляется требование амфибийности).
— Автомобили повышенной проходимости, обладающие несколько ограниченными возможностями движения вне дорог. Это в основном коммерческие автомобили, в конструкции которых были внесены изменения, обеспечивающие передвижение на пересеченной местности (усиленная подвеска, все оси ведущие, видоизмененный кузов и т. д.).
— Автомобили ограниченной проходимости для перевозки военных грузов по дорогам. Представляют собой модифицированные коммерческие автомобили с незначительными конструктивными изменениями (устанавливаются другие осветительные приборы, имеется дополнительное оборудование кабины и кузова, усиливаются буксирные крюки). Они составляют основную часть автопарка тыловых частей и подразделений.

Однако единого типажа военных автомобилей по классу грузоподъемности в странах НАТО нет. США, ФРГ, Великобритания, Франция и другие государства разработали собственные типы армейских автомобилей, следуя общим рекомендациям, выработанным в НАТО. Так, по мнению американских военных специалистов, в сухопутных войсках США необходимо иметь армейские автомобили грузоподъемностью 0,25—0,75; 1,25; 2,5; 5; 8—10 и 16—22 т, в ФРГ установлен типаж 0,5; 2; 5; 7 и 10 т, а в Великобритании — 0,5; 0,75; 1; 4; 8 и 16 т.

Автомобили грузоподъемностью 0,25—0,75 т (тактико-технические характеристики даны в таблице) в основном являются многоцелевыми и обладают высокой проходимостью. Они производятся почти во всех развитых странах НАТО и в армейских автомобильных парках имеются в значительных количествах.

Из их числа выделяется группа так называемых автомобилей-транспортеров, отличающихся предельной простотой конструкции, большим запасом прочности, высокой надежностью и несложным управлением. Они служат для выполнения транспортных работ непосредственно в боевых порядках подразделений (подвоз боеприпасов и военного имущества, эвакуация раненых), а также на базах, складах и в полевых госпиталях. Кроме того, на них могут быть установлены ПТУРС и безоткатные орудия. Имея высокую проходимость, малые размеры, небольшой вес и обладая аэротранспортабельностью, автомобили-транспортеры с противотанковым вооружением могут использоваться, по мнению иностранных военных специалистов, как мобильный противотанковый резерв частей и подразделений для действия из засад на танкоопасных направлениях.

На вооружении армии США состоит 0,5-т автомобиль-транспортер М274 (здесь и далее рисунки см. на цветной вклейке, рис. 1), разработанный еще в 1956 году. На нем могут устанавливаться два 106-мм безоткатных орудия М40. За время эксплуатации автомобиль прошел ряд модернизаций. В настоящее время не производится.

Воздушно-десантные войска ФРГ с 1974 года имеют 0,75-т автомобиль «Крака» (рис. 2). У него двухцилиндровый четырехтактный оппозитный двигатель мощностью 26 л. с. и четырехступенчатая коробка передач. Привод на ведущие колеса цепной. Специальные широкопрофильные шины обеспечивают высокую проходимость в условиях бездорожья. На автомобиле могут устанавливаться три варианта вооружения: пусковая установка ПТУРС («Кобра», «Тоу», «Хот» или «Милан»), 106-мм безоткатное орудие М40 или 20-мм автоматическая пушка. Всего в бундесвере находится около 850 автомобилей «Крака».

В 1976 году в Великобритании был разработан плавающий автомобиль-транспортер «Аргокэт», имеющий пластмассовый кузов, двухцилиндровый двигатель мощностью 28л.с. и восемь колес с широкопрофильными шинами низкого давления. Поворот осуществляется за счет торможения всех колес соответствующего борта. Для увеличения проходимости на колеса могут одеваться гусеницы. Движение на плаву (скорость до 5 км/ч) обеспечивается вращением колес. На машине может размещаться пусковая установка ПТУРС «Свингфайр».

В 1978 году англичане создали опытный образец нового автомобиля-транспортера «Саботёр»МкЗ (рис. 3), который по конструкции сходен с автомобилем «Аргокэт». Однако в отличие от последнего он имеет несколько большие размеры, корпус из алюминиевого сплава, более мощный двигатель западногерманской фирмы «Фольксваген» (64 л. с.) и два гребных винта, обеспечивающих скорость хода на плаву до 7 км/ч. Кроме пусковой установки ПТУРС «Свингфайр», на его базе может монтироваться дистанционно управляемая мишень «Рекэт», предназначенная для подготовки расчетов ЗРК. По сообщениям зарубежной печати, автомобиль «Саботёр» МкЗ заказан для английских сухопутных войск.

На вооружении французских воздушно-десантных войск с 1978 года состоит 0,5-т автомобиль-транспортер FL500 (рис. 4), предназначенный для выполнения транспортных задач, буксировки 120-мм миномета и использования в качестве пусковой установки ПТУРС «Милан». Кузов машины имеет трубчатый сварной каркас, изготовленный из алюминиевого сплава. Карбюраторный двухцилиндровый оппозитный двигатель воздушного охлаждения мощностью 29 л. с. и четырехступенчатая коробка передач размещены в средней части автомобиля под грузовой платформой.

Автомобили этого типа имеются также и в других странах НАТО. Так, на вооружении бельгийских воздушно-десантных войск состоит складывающийся трехколесный автомобиль-транспортер FNAS24 (рис. 5).

Легковые автомобили этого класса используются в качестве ко-мандирских, связных и разведывательных машин, носителей легкого вооружения и другой аппаратуры, а также как база для санитарных машин.

В настоящее время в армии США все еще широко используется 0,25-т автомобиль М151 типа «джип», серийно производимый фирмой «Форд» и прошедший ряд этапов модернизации. На нем, кроме того, предусматривается установить дизельный двигатель. С 1978 года для армии США закупается новая модификация этого автомобиля М151АЗ.

В 1970 году американской фирмой «Фуд машинери энд кемикл корпорейшн» был разработан автомобиль XR311 (рис. 6), который является новым типом универсальных вездеходных военных машин. По мнению иностранных специалистов, при его конструировании удачно решена компоновка и осуществлен правильный выбор агрегатов и узлов, в частности коробки передач и колес. Низкое расположение центра тяжести практически исключает опрокидывание автомобиля. Разработано пять вариантов этой машины, в том числе БРМ «Коммандо Скаут». В настоящее время проводятся сравнительные испытания опытных образцов автомобиля XR311 и «Чита». Последний был создан в 1977 году совместно фирмами «Мобилити текнолоджи интернэшнл» (США) и «Ламборджини» (Италия) и имеет аналогичную с XR311 конструкцию.

Выбранный образец планируется закупить в количестве 1600 штук для сухопутных войск, где он будет использоваться в качестве вспомогательной боевой машины, оснащенной ПТУРС «Тоу».

В ФРГ в соответствии с новой программой на оснащении бундесвера будут состоять два автомобиля этого класса: 0,4-т VW181, принятый на вооружение в 1970 году, и 0,5-т «Илтис» (рис. 7), поставки которого начаты с 1978 года. Оба они разработаны и производятся фирмой «Фольксваген».

«Илтис» имеет четырехцилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 75 л. с., пятиступенчатую синхронизированную коробку передач, независимую подвеску колес и двухконтурную гидравлическую тормозную систему. Он снабжен съемным брезентовым тентом, два задних сиденья могут складываться, образуя грузовую платформу. Всего бундесверу планируется поставить около 8800 таких автомобилей.

В Великобритании наиболее распространенным автомобилем этого класса является 0,5-т «Лендровер» (рис. 8), который выпускается в 38 различных модификациях с короткой и длинной базой. Часть из них оборудуется валом отбора мощности для привода активных прицепов и съемного оборудования. Во французских вооруженных силах с 1958 года находится 0,25-т многоцелевой автомобиль М201 «Гочкис». На нем могут монтироваться два 106-мм безоткатных орудия М40. Автомобиль аэротранспортабелен и может сбрасываться с парашютом. Кроме него, имеется также 0,5-т автомобиль «Мехари» ограниченной проходимости, который используется для перевозки личного состава и аппаратуры связи.

В Италии вместо устаревших 0,5-т автомобилей AR-59 с 1974 года на вооружение поступает автомобиль «Фиат» 1107AD того же класса грузоподъемности, но имеющий более мощный двигатель и лучшие эксплуатационные характеристики.

В целом при разработке новых и совершенствовании существующих легких армейских автомобилей иностранные специалисты стремятся повысить проходимость и сделать их плавающими. Как указывается в зарубежной печати, эти требования важны, потому что к указанной категории относятся командно-штабные машины, автомобили подразделений связи и носители различного легкого вооружения.

В целях повышения проходимости на них рекомендуется устанавливать мощные двигатели (удельная мощность не ниже 45 л. с./т), применять наряду с автоматической блокировкой дифференциала полуавтоматическую гидротрансмиссию, шире использовать легкие сплавы и синтетические материалы.

Автомобили грузоподъемностью 1—2,5 т предназначены для перевозки личного состава и армейских грузов в частях первого эшелона, эвакуации раненых, а также для монтажа на их шасси средств связи и другого военного оборудования.

Среди автомобилей этого класса широкое распространение в армии США получило семейство 1,25-т автомобилей М715 (рис. 9), производство которых было начато в 1966 году. На их базе созданы санитарная машина М725, машина связи М726 и другие. В 1971 году для армии США начали производить другой грузовой автомобиль высокой проходимости — М561 «Гама Гоут» грузоподъемностью 1,5 т (рис. 10). Он состоит Из двух секций, соединенных карданным сочленением; Такое конструктивное решение обеспечивает в любых дорожных условиях надежный контакт с грунтом всех шести ведущих колес машины, за счег чего достигается ее высокая проходимость на местности. Этот автомобиль пл&вающий и, помимо решения транспортных задач, может применяться в качестве базы для установки вооружения, как тягач легких артиллерийских орудий, машина управления, связи и санитарная.

На смену автомобилям М715 начали поступать новые (серии М880), которые представляют собой коммерческие автомобили, приспособленные для армейских нужд. Они закупаются армией США с колесными формулами 4x2 (М890) и 4x4 (М880), причем последние, как сообщает американская печать, составляют 70 проц. общего количества.

В американских сухопутных войсках используются также 2,5-т автомобили М44 (рис. 11, существует более 50 модификаций). Они имеют стандартное и удлиненное шасси, позволяющее увеличить площадь грузовой платформы на 25 проц. В настоящее время проводится модернизация этих автомобилей. Она включает установку нового восьмицилиндрового двигателя мощностью 210 л. с., автоматической коробки передач, новых мостов, широкопрофильных шин, замену подвески. Предусматривается усовершенствовать также тормозную систему и рулевое управление. Ожидается, что новый образец будет иметь более высокую среднюю скорость движения, снизится трудоемкость его технического обслуживания.

В августе 1978 года на вооружение сухопутных сил ФРГ поступил первый 2-т автомобиль повышенной проходимости «Унимог» 1300L (рис. 12), разработанный фирмой «Даймлер-Бенц». По сообщениям западногерманской прессы, он предназначен для замены в течение ближайших девяти лет устаревших машин «Унимог», которых в войсках насчитывается до 36 тыс. единиц. Всего бундесвер должен получить 17 тыс. новых автомобилей.

На «Унимог» 1300L установлен шестицилиндровый рядный двига-тель водяного охлаждения мощностью 130 л. с. Особенностями конструкции этого автомобиля являются: разнесенное расположение двигателя и восьмиступенчатой коробки передач, соединенных между собой карданным валом; применение зависимой пружинной подвески, дисковых тормозов и колесных редукторов.

На оснащение тыловых частей и подразделений бундесвера поступает 2-т грузовой автомобиль L508DG ограниченной проходимости, тоже производимый фирмой «Даймлер-Бенц».

В Великобритании в этом классе машин распространен 1-т грузовой автомобиль «Ровер», который, помимо выполнения транспортных задач, используется в качестве тягача 105-мм гаубицы-пушки. Он имеет привод для передачи крутящего момента на активный прицеп и может оборудоваться съемной лебедкой с тяговым усилием 1,8 т.

Во французских вооруженных силах из машин этого класса на вооружении состоят 1,5-т грузовые автомобили общего назначения MH600BS и ТРЗ, а также различные варианты 2,5-т автомобиля повышенной проходимости VLRA.

Автомобили грузоподъемностью 4—10 т являются самым многочисленным классом в автомобильных парках армий стран НАТО и выполняют основную долю всех военно-транспортных перевозок. Они применяются также как тягачи полевой артиллерии. Кро.ме того, на их базе создаются различного рода специальные машины.

5-т автомобили в армии США представлены устаревшими автомо-билями М39, изготовленными еще в 50-х годах, и поступающими на смену им автомобилями серии М809. В середине 1978 года должна была начаться поставка в войска модернизированных автомобилей этой серии, получивших обозначение М939.

Особое место среди 5-т автомобилей армии США занимает плавающий автомобиль М656, разработанный в середине 60-х годов. Он используется в основном для создания специальных машин оиеративно-такти- ческоГо ракетного комплекса «Першинг». На нем установлен шестицилиндровый многотопливный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 210 л. с., выполненный в одном агрегате со сцеплением и автоматической коробкой передач с гидротрансформатором. Кабина и кузов сделаны из алюминиевого сплава, все полости в них заполнены полиуретановой крошкой для обеспечения плавучести. Движение на воде со скоростью до 3 км/ч обеспечивается вращением колес.

В 1971 году на оснащение американской армии поступили 8-т автомобили М520 «Гоуэр». Однако из-за их высокой стоимости сухопутные войска США закупили только 812 грузовых автомобилей М520, 371 автоцистерну М559 и 117 ремонтно-эвакуационных автомобилей М553. Базовый автомобиль М520 «Гоуэр» — плавающая сочлененная машина, состоящая из моторной и грузовой секций. Он имеет высокую проходимость, а передвижение на плаву осуществляется посредством вращения колес большого диаметра с шинами низкого давления.

С 1978 года армии США поставляются коммерческие автомобили М915 (рис. 13) грузоподъемностью 8—10 т. Программа оснащения включает шесть моделей в количестве 5,5 тыс. машин этой серии. К ним относятся седельные тягачи М915, М916 и М920 (колесная формула 6X4, 6x6 и 8X6 соответственно), самосвал М917 (8x6), битуморас- пределитель М918 (6x6) с цистерной емкостью 5700 л и бетоносмеситель М919 (8X6). Все образцы делаются на базе, имеющей дизельный двигатель мощностью 400 л. с. и полуавтоматическую шестиступенчатую коробку передач. Поставки этих автомобилей, по сообщениям американской печати, планируется закончить к середине 1981 года.

Ведутся разработки 10-т перспективных автомобилей. Они должны иметь запас хода 800 км, максимальную скорость около 90 км/ч и преодолевать брод глубиной не менее 1,2 м. Фирмой «Пасифик кар энд фаундри дивижн» уже испытаны первые опытные образцы. Предполагается, что они заменят в армии США автомобили М520 «Гоуэр».

Западногерманские автомобили нового поколения высокой проходимости грузоподъемностью 5, 7 и 10т разрабатывались фирмой МАН («Машиненфабрик Аугсбург-Нюрнберг»). В 1975 году фирма подписала контракт на серийное производство военных автомобилей, а в конце 1976-го первая партия 10-т автомашин N4540 поступила на вооружение бундесвера.

Автомобили фирмы МАН, как сообщает зарубежная пресса, отли-чаются высокой унификацией узлов и агрегатов. На них устанавливается восьмицилиндровый дизельный двигатель воздушного охлаждения с непосредственным впрыском топлива: 5-т автомобиль (рис. 14) имеет двигатель мощностью 256 л. с., а 7- и 10-т (рис. 15 и 16) — его форсированную модификацию мощностью 320 л. с.

Одновременно с поставкой автомобилей высокой проходимости бундесвер оснащается 5-, 7- и 10-т машинами ограниченной проходимости западногерманских фирм «Даймлер-Бенц» (5-т автомобиль с колесными формулами 4x4 и 4X2) и МАН (7- и 10-т автомашины). Как сообщает зарубежная печать, сухопутные силы ФРГ приобретут также небольшое число 5-т автомобилей фирмы «Магирус Дейц».

Среди автомобилей этого класса, состоящих на вооружении английской армии, следует особо выделить 5-т плавающий автомобиль «Столвэт», принятый на вооружение в 1961 году. Он имеет высокую проходимость и используется в качестве артиллерийского тягача, ремонтно-эвакуационной машины, плавающей машины инженерных войск и машины материально-технического снабжения в подразделениях морской пехоты.

Английской фирмой «Фоден» разработан артиллерийский тягач (колесная формула 6x6) 155-мм гаубицы FH70. На передней части его грузовой платформы устанавливается съемная отапливаемая кабина для артиллерийского расчета (вместимость восемь человек). На остальной части платформы размещаются: гидравлический погрузочный кран, четыре стандартных контейнера под боеприпасы (по 17 артвыстрелов), а также специальный контейнер с запасными частями, инструментом и принадлежностями гаубицы.

Во Франции в 1973 году фирмой «Берлие» были разработаны армейские автомобили высокой проходимости (колесные формулы 4X4 и 6X6), которые нашли широкое применение в сухопутных войсках. В 1978 году на вооружение поступил 4-т автомобиль повышенной проходимости SM8 фирмы «Савием», при разработке которого французские специалисты использовали унифицированные агрегаты и узлы существующих коммерческих автомашин с учетом специфических требований армии (высокая надежность, минимальная трудоемкость технического обслуживания и ремонта).

Основным поставщиком военных автомобилей для итальянских сухопутных войск является фирма «Фиат». Из автомобилей среднего класса грузоподъемности на вооружении состоят 4-т «Фиат» 90РМ, 5-т «Фиат» 6602СМ (4X4) и «Фиат» 6607СМ (6x6), а также разработанный на базе последнего артиллерийский колесный тягач «Фиат» 6605N.

При создании новых и совершенствовании существующих армей-ских автомобилей специалисты НАТО считают целесообразным прежде всего учитывать их целевое назначение. У автомобилей, действующих в тактической зоне, они стремятся повысить проходимость, надежность и долговечность, снизить трудоемкость технического обслуживания и ремонта. В тыловых же частях и подразделениях, где сосредоточена основная часть военных автомобилей, по сообщениям зарубежной прессы, все более широкое использование находят дешевые коммерческие машины ограниченной проходимости.

Майор-инженер В. Hecтepов

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №12 1979.

Последнее обновление 21.09.2016 год



(c) 2020 :: War1960.ru - ВОЙНЫ И СРАЖЕНИЯ от античности до наших дней.