Новые автоцистерны и топливозаправщики

 

За последние годы в странах НАТО, и прежде всего в США, заметно повысилось внимание к автомобильным средствам транспортирования горючего и заправки военной техники в полевых условиях.

Судя по зарубежным публикациям, это объясняется в первую очередь тем, что находящиеся на вооружении автоцистерны и автотопливозаправщики, являясь важными компонентами системы обеспечения войск горючим, по своим тактико-техническим характеристикам не полностью отвечают современным требованиям.

В ряде стран НАТО эта проблема решается путем создания новых автомобильных цистерн и автотопливозаправщиков с улучшенными характеристиками.

Так, американская фирма «Эстерн Текнолоджиз» по заказу военного ведомства разработала и изготовила в 1986 г. опытный образец полуприцепа-цистерны модели М1062. Цистерна выполнена из нержавеющей стали и рассчитана на перевозку 28 350 л топлива. В поперечном сечении цистерна имеет прямоугольную форму. Внутри смонтированы 8 волнорезов для смягчения пульсации топлива во время движения полуприцепа. На внешнюю поверхность цистерны нанесен слой полиуретанового покрытия. Полная масса полуприцепа-цистерны М 1062 — 38 000 кг, длина (вместе с седельным тягачом) — 15 м, высота — 4 и ширина— 2,5 м. Военные специалисты считают, что масса и габаритные размеры новой модели автоцистерны М 1062 позволят эксплуатировать ее в любой стране мира, где будут действовать американские войска. Для буксировки ее используется серийно выпускаемый седельный тягач модели М 915, который оснащен дизельным двигателем мощностью 400 л. с.

В печати сообщалось, что к серийному производству новой модели намечается приступить с середины 1987 г. и в течение трех лет выпустить их более 700 единиц. Они предназначаются для укомплектования транспортных подразделений, осуществляющих подвоз горючего в звене «корпус — дивизия», а также подразделений подвоза, входящих в состав соединений национальной гвардии и резерва. В настоящее время эти подразделения укомплектованы прицепами-цистернами модели М 967А1 вместимостью 18 900 л. В конструкции М 1062, в отличие от предыдущих, нет насосной установки. Поэтому наполняют цистерну с помощью перекачивающих средств пунктов налива, а опорожняют — самотеком.

Как отмечается в зарубежной печати, внедрение в войска полуприцепа-цистерны М 1062 позволяет повысить объем горючего, перевозимого транспортным подразделением за один рейс, с 1134 куб м до 1700 куб м без увеличения штатной численности машин.

С появлением в армии США нового танка «Абрамс» М-1 и боевой машины «Брэдли» М2/МЗ потребовалось разработать новый автотопливозаправщик, так как существующий (модели М 559), по мнению иностранных военных экспертов, имеет недостаток — невысокую скорость движения (48 км/ч). Этого мало по сравнению с заправляемой техникой, которая способна передвигаться со скоростью 70—80 км/ч.

tz1.jpg

В связи с этим в США был разработан и выпускаемся автотопливозаправщик модели М978 (фото 1), который предназначен для быстрой заправки всех боевых машин, находящихся на вооружении сухопутных войск. Его специальное оборудование имеет традиционный состав и включает цистерну вместимостью 9450 л, насос с приводом от двигателя автомобиля, фильтр-сепаратор, два раздаточных рукава, контрольно-измерительные приборы и противопожарное оборудование.

Специальное оборудование обеспечивает одновременную заправку двух единиц военной техники в режиме 1135 л/мин через каждый рукав, а наполнение цистерны горючим своим насосом — 2270 л/мин.

В качестве транспортной базы под монтаж указанного оборудования использован перспективный высокомобильный автомобиль НЕМТТ грузоподъемностью 10 т с колесной формулой 8X8. Он оснащен дизельным двигателем мощностью 445 л. с. Скорость движения автомобиля по шоссейным дорогам достигает 88 км/ч.

Автотопливозаправщик М 978 способен преодолевать водные преграды глубиной до 1,2 м и крутые подъемы при полной нагрузке. Он используется главным образом для заправки военной техники непосредственно в районах боевых действий. Его можно транспортировать самолетом.

tz2.jpg

По сообщениям иностранной печати, английская фирма «Глостер Capo» выпускает современный автотопливозаправщик (фото 2), разработанный в соответствии со стандартами министерства обороны Великобритании. Он смонтирован на серийном автомобиле с колесной формулой 6X4 и оборудован упрочненной алюминиевой цистерной вместимостью 18 000 л. К нему может присоединяться прицеп-цистерна вместимостью 20 500 л.

Между кабиной водителя и передней частью цистерны установлены два барабана с приводом, на одном из которых имеется раздаточный рукав длиной 36 м и диаметром 64 мм, на другом — рукав длиной 18 м и диаметром 76 мм. Автотопливозаправщик может быть также оборудован одной или двумя верхними топливозаправочными штангами. Каждая штанга снабжена рукавом длиной 9,1 м и диаметром 38 мм. Для подачи горючего применен самовсасывающий центробежный насос, перекачивающий 2270 л/мин.

Имеющееся оборудование позволяет заправлять летательные аппараты топливом в режимах: 2270, 1135, 340 л/мин соответственно при применении рукавов Ду76, Ду64, Ду38.

В печати подчеркивается, что такой диапазон режимов выдачи топлива делает автотопливозаправщик универсальным средством, способным обслуживать все типы самолетов и вертолетов.

Габаритные размеры заправщика (10,14X2,49X2,67 м) позволяют осуществлять переброску его по воздуху в самолетах С-130 «Геркулес» и С-5А «Галакси».

Судя по сообщениям печати, норвежская фирма «Фьелдхус» поставляет для ВВС автотопливозаправщик АР-4, смонтированный на автомобиле с колесной формулой 4X2 и с двигателем мощностью 200 л. с. На нем установлены цистерны вместимостью 18 000 — 20 000 л, имеются два раздаточных рукава, счетчик, фильтр-сепаратор, насос с подачей 1200 л/мин, контрольно-измерительные приборы и противопожарное оборудование.

С помощью АР-4 осуществляется заправка летательных аппаратов в режимах: 1000—1200 и 350 л/мин раздаточными рукавами длиной 30 м и диаметром соответственно 64 и 38 мм. Автотопливозаправщик имеет габариты 9,2X3,2 Х2,5 м и полную массу 25 000 кг.

По свидетельству зарубежной печати, в последнее время в ведущих странах НАТО наметилось качественно новое направление в создании автотопливозаправщиков, основанное на принципе модульного построения их конструкции. Сущность его сводится к формированию конструкции из отдельных автономных модулей, выполняющих определенные функции и связанных технологически между собой.

Геометрические параметры модулей и их масса позволяют размещать их на серийных автомобилях, полуприцепах или прицепах. Кроме того, размеры модулей соответствуют или кратны размерам универсальных контейнеров, что создает немалые удобства при перевозках.

Примером модульного принципа построения конструкции автотопливозаправщика может служить новая машина модели АРТ/Р, которая разработана фирмой «Романацци» для итальянских ВВС. Она выполнена в виде автопоезда в составе седельного тягача типа «Фиат-330» РТ с колесной формулой 6X6 и шестиколесного полуприцепа, предназначенного для размещения трех модулей, в том числе двух резервуарных и одного топли-вораздаточного.

Резервуарные модули — это две цистерны, выполненные из нержавеющей стали. Одна из них имеет вместимость 27 000 л, а другая — 18 000 л. Обе соединены между собой гибкими рукавами.

Топливозаправочный модуль включает: центробежный насос с приводом от автономного дизельного двигателя; фильтр-сепаратор; счетчики; два барабана, на которых намотаны два раздаточных рукава длиной 20 м, оборудованных наконечниками закрытой заправки или раздаточными кранами для открытой заправки; автоматическое устройство, предотвращающее перелив топлива из цистерн; органы управления и контрольно-измерительные приборы. Установленный на автотопливозаправщике насос обеспечивает выдачу топлива из цистерн в режиме 1125 л/мин через каждый рукав.

Параметры автотопливозаправщика: полная масса — 59 870 кг, размеры — 15,5X2,5X3,87 м.

tz3.jpg

По мнению зарубежных специалистов, интерес представляет автотопливозаправщик двухмодульной конструкции, разработанный западногерманской фирмой «Альфонс Хаар» (фото 3). Оба модуля (резервуарный и топливозаправочный) смонтированы в контейнере с габаритами 4,25X2,2X1.86 м. Кроме модулей, в нем размещены 20 двадцатилитровых бидонов (канистр) по 10 с правой и левой стороны. Они предназначены для транспортирования масел и гидравлических жидкостей.

Резервуар выполнен в виде сварной цистерны вместимостью 3000 л. Топли-вораздаточный модуль состоит из насоса с приводом от дизельного двигателя с воздушным охлаждением, двух счетчиков, двух барабанов с гидроприводами для намотки раздаточных рукавов длиной 20 м и диаметром 32 мм, оборудованных автоматическими кранами. В таком исполнении автотопливозаправщик используется для заправки колесных и гусеничных машин в режиме до 150 л/мин через каждый из двух имеющихся рукавов.

При необходимости в топливораздаточном модуле дополнительно может быть установлен фильтр-сепаратор. В этом случае агрегат можно применять для заправки вертолетов и легких самолетов.

Полная масса контейнера порядка 4000 кг, что позволяет разместить его на автомобиле грузоподъемностью 4 т. Аналогичные автотопливозаправщики есть в армиях США, Англии и других странах.

Зарубежные военные специалисты считают, что применение заправщиков модульной конструкции повышает гибкость системы обеспечения войск горючим, так как в случае необходимости контейнеры с модулями могут быть демонтированы с автомобилей и установлены на грунт в качестве полевых заправочных пунктов, а освободившиеся автомобили задействованы для подвоза боеприпасов, продовольствия и других предметов материально-технического обеспечения.

Кроме того, контеинерно-модульная конструкция позволяет в кратчайшие сроки переоборудовать бортовые автомобили, привлекаемые в особый период из частных коммерческих компаний, в средства подвоза горючего и заправки боевой техники.

По материалам зарубежной печати

Полковник М. Рубцов, подполковник запаса А. Рожков

Источник - "Тыл вооруженных сил" №7 1988.

Последнее обновление 10.03.2016 год



(c) 2020 :: War1960.ru - ВОЙНЫ И СРАЖЕНИЯ от античности до наших дней.