Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука

 

Грузовой автомобиль Я-3

 

Когда на 1-м Государственном авторемонтном заводе (1-й ГАРЗ) в Ярославле стало известно, что завод АМО готовится к производству отечественных грузовиков, ярославцы, занимавшиеся, как и АМО ремонтом, заявили: «Довольно чинить — пора строить!»

Осенью 1924 г. инженеры 1-го ГАРЗ приступили к проектированию своей первой модели — трехтонного грузовика. В основу ее легла конструкция, разработанная на АМО — с карданной передачей, левосторонним расположением рулевого колеса, пневматическими шинами, коробкой передач типа «Уайт» и сваренной из швеллеров рамой. Двигатель и сцепление взяли от АМО-Ф-15. Самостоятельно делать эти агрегаты завод не мог — не хватало необходимого оборудования. Для изготовления штампованной рамы на предприятии отсутствовали мощные прессы. Рама из швеллеров получилась прочной, но тяжелой. Да и сам автомобиль имел массу 4,5 т, столько, сколько пятитонные грузовики. Собственно, он был достаточно прочен, чтобы перевозить не три, как намечали сначала, а пять тонн, но двигатель АМО оказался слабоват даже для трехтонки. Первые два грузовика Я-3 (Ярославский трехтонный) были готовы к 7 ноября 1925 г. Они успешно прошли испытания по маршруту Ярославль — Ростов — Ярославль, после которых завод приступил к серийному производству Я-3.

На «язях», как их называли водители, впервые в практике отечественного автомобилестроения руль стоял слева. Чтобы при сравнительно маломощном двигателе (35 л. с.) обеспечить достаточным запасом крутящего момента машину, масса которой с грузом составляла 7,5 т (вдвое больше, чем масса АМО-Ф-15 с полной нагрузкой), главный конструктор Я-3 Владимир Васильевич Данилов вынужден был пожертвовать скоростью. Для этого передаточное число редуктора заднего моста он увеличил вдвое по сравнению с АМО-Ф-15. Я-3 не слыл скороходом, зато легко преодолевал крутые подъемы, грязь, рыхлый снег глубиной до 15 см. Редуктор заднего моста на Я-3 был двойным: в него входила пара конических и пара цилиндрических прямозубых шестерен, которые при работе издавали характерный гул. На шасси Я-3 отдельные кузовные мастерские монтировали пожарные линейки и автобусные кузова на 22 места для сидения. Три таких автобуса эксплуатировались в 1927—1928 гг. в Москве.

Ярославский грузовик нуждался в мощном двигателе. Поэтому, как только появилась возможность, завод начал приобретать такие двигатели за границей. Так, на четырехтонный Я-4 ставили немецкий двигатель «Мерседес» мощностью 70 л. с., а на пятитонный Я-5 — американский «Геркулес» мощностью 93 л. с. Позже, когда отечественная промышленность освоила производство собственных моторов, они заняли место «иностранцев» под капотами ярославских грузовиков. Параллельно с грузовиками Ярославский государственный автомобильный завод (ЯГАЗ — так он назывался с 1926 по 1933 гг.) делал автобусные шасси Я-6, рассчитанные на установку 27 — 35-местного кузова.


Я-3 Я-4 Я-5
Годы выпуска 1925 - 1258 1928 - 1929 1929 - 1934
Двигатель, л.с. 40 70 93,5
База, мм 4200 4200 4200
Грузоподъемность, тс 3 4 5
Скорость, км/час 30 45 50
Эксплуатационный
расход топлива
л/100 км
40 - 43

Источник - "Автомобили Страны Советов", М., Издательство ДОСААФ СССР, 1983.

Последнее обновление 27.01.2006 год



(c) 2020 :: War1960.ru - ВОЙНЫ И СРАЖЕНИЯ от античности до наших дней.