Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Микроавтомобили

 

Микроавтомобили

 

Современный армейский транспортный автомобиль. Образ его уже вполне сложился — это крупногабаритная многоосная машина со всеми ведущими колесами, мощным дизельным (или многотопливным) двигателем, объемным кузовом, рассчитанным на 4, 5, 10 и более тонн. Однако в последнее время за рубежом все чаще высказываются о необходимости создания и сверхмалых грузовых автомобилей — микротранспортеров. С их помощью, как считают зарубежные военные эксперты, можно решать целый ряд обычных и специфических задач: подвоз боеприпасов и различного снаряжения в боевые порядки войск, вывоз раненых с поля боя, механизация транспортных работ в частях, на военных базах и складах. Микроавтомобили, отмечается в зарубежной печати, можно использовать и для ведения определенного рода "военных операций", снабдив их легким вооружением.

Обсуждая проблемы, связанные с созданием семейства малогабаритных транспортеров для военных целей, зарубежные специалисты высказывают мнение, что эти машины при максимальной простоте конструкции должны иметь хорошую проходимость (лучше, если они будут плавающими), быть приспособленными к перевозкам на борту самолета и на внешней подвеске вертолетов, к десантированию на парашютах. Что касается грузоподъемности, то она ограничивается 100 — 500 кг.

И еще одно непременное требование, предъявляемое к машинам этого класса, подчеркивает журнал "Интернэшнл дифенс ревью", — предельная простота управления. Полагают, что система управления микротранспортерами должна быть настолько элементарной, чтобы их вождением мог овладеть любой военнослужащий, прошедший ускоренную предварительную подготовку.

Стремление сделать транспортеры небольшими по габаритам и весу приводит к тому, что конструкторы, отмечают зарубежные обозреватели, отказываются от многих привычных для обычных автомобилей технических решений. Например, заменяют многоконтурные колесные тормоза одним — трансмиссионным. Иногда делают подвеску колес абсолютно жесткой без каких-либо рессор, демпферов, гидро- и пневмоамортизаторов. Плавность хода в этом случае обеспечивается только за счет шин низкого давления, широкопрофильных, или пневмокатков. Они имеют большую площадь контакта с грунтом, что, по оценке зарубежных экспертов, положительно сказывается на проходимости машины. Транспортеры с такими колесами легче преодолевают заболоченные участки дороги, снежные заносы, двигаются по сыпучим пескам, мягкому грунту. Кроме того, эти шины достаточно стойки к воздействию острых камней, сучьев и корней деревьев, битого стекла. По конструкции ходовой части транспортеры могут быть выполнены как многоосные (со всеми ведущими колесами), так и двухосные и даже трехколесные.

Одним из первых малогабаритных транспортеров, появившихся в армиях стран НАТО, стал автомобиль «Пони» (масса 0,55 тонны, грузоподъемность 0,5 тонны), разработанный в Голландии на базе серийного легкового автомобиля. Двигатель и агрегаты трансмиссии у него расположены поперек оси под грузовой платформой между передним и задним мостами.

Четырехтактный двухцилиндровый двигатель «Пони» мощностью в 20 л. с. имеет воздушное охлаждение. Трансмиссия частично автоматизирована. Регулировка скоростей в двухступенчатой коробке передач осуществляется с помощью механического вариатора, крутящий момент распределяется между мостами. На машине нет колесных тормозов, а трансмиссионный установлен на выходном валу коробки гшредач. В кормовой части платформы смонтирована дополнительная горизонтальная рулевая колонка, на которую при необходимости можно переставить рулевое колесо и управлять транспортером, двигаясь за ним пешком (в этом случае работают только пониженные передачи).

В сухопутных войсках американской армии используется малогабаритный транспортер М274 А5, известный под названием «механический мул». Он имеет массу 0,44 тонны. Примерно такая же и его грузоподъемность. Четырехцилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 13 л. с. воздушного охлаждения размещается в задней части транспортера под грузовой платформой. Не совсем обычна конструкция шасси: картеры мостов жестко соединены между собой двумя стальными трубами, образуя раму автомобиля. Подвеска колес тоже жесткая, плавность хода обеспечивается только за счет шин низкого давления.

Предусмотрено несколько вариантов расположения водителя на машине — впереди, сзади и сбоку. Кроме того, водитель при необходимости может управлять автомобилем и передвигаясь рядом с ним (сзади его) ползком. Минимальная скорость «механического мула» 1,3 км/ч.

Разработанный в США транспортер MAC V (масса 0,44 т,. грузоподъемность 0,45 т) отличается тем, что имеет герметичный корпус из алюминиевого сплава. Управление осуществляется с помощью двух рычагов, перемещая которые водитель может изменять скорость и направление движения, или же осуществлять торможение. Управлять машиной можно сидя, лежа, а также на расстоянии до 1,5 м, используя для этого специальную дистанционную приставку.

Находящийся на вооружении японской армии малогабаритный транспортер модели «61». конструктивно подобен американскому М274 А5. Его грузоподъемность составляет около 0,3 т при собственной массе 1,1 т. Скорость передвижения 50 км/ч.

Армейский микроавтомобиль английского производства «Саботер» также имеет герметичныи корпус, гидравлическую трансмиссию и рычажную систему управления. «Саботер» — машина плавающая. В качестве водяного движителя использованы два гребных винта.

По данным журнала «Зольдат унд техник», основной конструкционный материал корпуса западногерманского транспортера «Соло-750» — пластмасса. Лишь в наиболее нагруженных местах введены металлические усилители. Двигатель двухцилиндровый (дизельный мощностью 20 л. с. либо карбюраторный — 26 л. с). Трансмиссия автоматическая, крутящий момент от двигателя через вариатор передается с помощью цепной передачи на средний и задний мосты. Реверс, предусмотренный в планетарной коробке передач, позволяет машине двигаться назад с такой же скоростью, как и вперед.

В зарубежной печати отмечается и такая тенденция в разработке армейских микроавтомобилей, как стремление сделать их компактными при хранении и транспортировке. У западногерманского автомобиля "Крака", например, задняя часть рамы поворачивается вокруг шарнира и блокируется с передней. Складывается рама и у трехколесного бельгийского транспортера AS-24. Причем управлять им можно и тогда, когда он находится в сложенном состоянии.

Конструкцией австрийского автомобиля "Хафлингер-700АР" предусмотрена возможность разборки машины на пять крупных узлов: двигатель, задний мост с коробкой передач и подвеской, передний мост с подвеской, платформа, рама.

Несколько слов о вооружении микротранспортеров. Основное предназначение этих машин, как уже говорилось транспортировка военных грузов. Однако сейчас все чаще делаются попытки превратить их в боевые машины. Грузовые платформы у большинства микротранспортеро оборудованы специальными замковыми устройствами, позволяющими заменять установленные на платформе скамейки для перевозки солдат, кронштейны для креплени носилок или грузовых контейнеров на различного типа вооружение — гранатометы, пусковые установки; крупнокалиберные пулеметы, автоматические пушки.

В то время как фирмы рекламируют свое производство, зарубежные военные эксперты отмечают слабыe стороны микроавтомобилей - незащищенность экипажа и слабую мощность вооружения, что не позволяет широко использовать эти машины на поле боя при применении современных средств нападения и защиты. Тем не менее, отмечают обозреватели, в ряде случаев микротранспортеры, оснащенные легким вооружением, могут быть эффективны, ибо их можно в большом количестве перебрасывать по воздуху и на месте обеспечивать боевую мобильность подразделений сухопутных войск.

Полковник К. Валенко, подполковник И. Яценко.

Источник - "Красная Звезда" 7.01.1986.

Последнее обновление 17.01.2010 год

        Антропов Петр, 2001 - 2016.   Обратная связь:   petivantropov@gmail.com