Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Широким фронтом

 

Широким фронтом

 

Период девятой (1971—1975 гг.) и десятой (1976—1980 гг.) пятилеток в истории советского автомобилестроения отмечен значительным ростом производства автомобилей (табл. 24). В годы девятой пятилетки вышел на проектную мощность (660 тыс. машин в год) Волжский автомобильный завод, полным ходом развернули производство легковых машин Ижевский автомобильный завод и новые цеха АЗЛК, начал давать продукцию новый завод микроавтобусов в Елгаве. Одновременно шло строительство комплекса предприятий по производству тяжелых грузовиков КамАЗ в Брежневе, сооружение новых и реконструкция старых цехов на ЗИЛ, ГАЗ, БелАЗ. Наши ведущие заводы не только расширились, технически перевооружились, но и создали большое число филиалов, участвующих в процессе производства машин. ЗИЛ, например, имеет шестнадцать филиалов. Целый ряд дочерних предприятий появился у ГАЗ, МАЗ, АЗЛК, ЯМЗ. Созданные на основе научно обоснованного планирования они призваны углубить специализацию, которая началась в конце 50-х годов.

Чтобы ускорить дальнейшее развитие автомобильной промышленности, понадобилось не только расширить производственную базу, но и провести перестройку управления предприятиями. Так, в 70-е годы родились крупные производственные объединения «АвтоЗИЛ», «АвтоМосквич», «АвтоВАЗ», «БелавтоМАЗ» и другие.

Все эти меры позволили нашей промышленности в 1976 г. достичь годового выпуска свыше двух миллионов машин. Если рассматривать отдельные автомобильные заводы, то можно отметить большие успехи,. достигнутые в производстве машин (табл. 25).

Чтобы иметь более полное представление о развитии советской автопромышленности, приведем краткие сведения о заводах, выпускающих комплектные машины (табл. 26—29).

АЗЛК — ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод имени Ленинского комсомола. Его история начинается с 1930 г., когда на заводе приступили к сборке машин из узлов и деталей, поставляемых другими предприятиями. Автомобили собственной конструкции завод стал выпускать с 1940 г. Его автомобили с 1947 г. имеют марку «Москвич» и постоянно участвуют в ралли, гонках, заездах на установление рекордов скорости. Успехи в соревнованиях на протяжении последних трех десятилетий в значительной мере способствовали повышению авторитета этой марки в нашей стране и за рубежом.

Сегодня годовое производство «Москвичей» составляет около 180 тыс. машин. АЗЛК первым в нашей стране применил для легковых автомобилей распределительный вал в головке двигателя (1967 г.), диафрагменное сцепление (1968 г.), прямоугольные фары (1970 г.), систему аварийной сигнализации (1976 г.) и пластмассовые передний и задний буферы (1981г.). В начале двенадцатой пятилетки завод перейдет на выпуск новой модели «2141» с передними ведущими колесами.

АЗЛК выпускает автомобили «Москвич-2140», «Москвич-21406» и «Москвич-2140СЛ» с кузовами седан, «Москвич-2137» с кузовом универсал, «Москвич-2734» с кузовом фургон.

БелАЗ — ордена Трудового Красного Знамени Белорусский автомобильный завод. Он расположен в Жодино, неподалеку от Минска, и специализируется с 1959 г. в выпуске мощных карьерных самосвалов. БелАЗ входит в состав объединения «БелавтоМАЗ».

Для моделей БелАЗ в силу специфики их назначения характерны нетрадиционные конструктивные решения. Это электротрансмиссия, самосвальный полуприцеп с донной разгрузкой и ведущими колесами, четыре управляемых колеса, используемые в аэродромных тягачах, и другие. Машины этого предприятия первыми в стране были оснащены планетарными редукторами в ступицах ведущих колес (1959 г.), гидропневматической подвеской колес (1965 г.), дизелями с турбонаддувом (1968 г.).

Сегодняшняя продукция — самосвалы (27-т БелАЗ-540А, 40-т БелАЗ-548А и 75-т БелАЗ-549), углевозы (БелАЗ-7510. БелАЗ-7525 и БелАЗ-7420-9590) на их базе, одноосный тягач БелАЗ-531, аэродромные тягачи БелАЗ-6411 и БелАЗ-7421, а также последние модели, среди которых 120-т БелАЗ-7520 и 180-т БелАЗ-7521.

ВАЗ — ордена Трудового Красного Знамени Волжский автомобильный завод имени 50-летия СССР. Этот автомобильный гигант в Тольятти начал выпуск машин в 1970 г. Его легковые автомобили имеют марку «Жигули» (на экспорт они идут под маркой «Лада»). ВАЗ — крупнейшее автомобильное предприятие Советского Союза. Так, в 1981 г. с его конвейеров сошло 720 тыс. «Жигулей», что составляет около трети всех выпущенных в стране автомобилей и 54% всех легковых машин, изготовленных в том же году.

Из технических новинок, впервые примененных ВАЗом в советском автомобилестроении, следует назвать штекерные разъемы электропроводки и пружинную зависимую подвеску задних колес (1970 г.), расположенное под капотом двигателя запасное колесо и постоянный привод на все колеса легковой машины с блокируемым межосевым дифференциалом (1977 г.), зубчатый ремень в приводе распределительного вала и блок-фары (1980г.).

В производственной программе завода — «Жигули» моделей ВАЗ-2101, ВАЗ-21013, ВАЗ-2103, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106 и ВАЗ-2107 с кузовами седан, ВАЗ-2102 с кузовом универсал и их модификации, а также комфортабельный «джип» ВАЗ-2121. В конце одиннадцатой пятилетки завод приступит к выпуску новых машин ВАЗ-2108 с передними ведущими колесами.

Машины Волжского автомобильного завода не раз одерживали убедительные победы во всесоюзных и международных соревнованиях.

ГАЗ — дважды ордена Ленина, ордена Красного Знамени и ордена Отечественной войны 1 степени Горьковский автомобильный завод. По масштабам производства ГАЗ второй после ВАЗ завод в отрасли. Первые автомобили он выпустил в 1932 г. Завод занимает ведущее место в поставке народному хозяйству автомобилей грузоподъемностью 2,5 — 4,0 т. Легковым автомобилям «Волга» и «Чайка», а также шасси для автобусов и специализированных машин в производственной программе ГАЗ отведено более скромнее место. Чтобы оценить достижения завода, достаточно напомнить, что на Всемирной выставке в Брюсселе (1958 г.) его грузовик ГАЗ-52 был отмечен золотой медалью, а в апреле 1969 г. ГАЗ-66 первым среди советских автомобилей получил государственный Знак качества.

ГАЗ — пионер применения на отечественных моделях алюминиевых сплавов для двигателей (1957 г.), гипоидных главных передач (1961 г.), самоблокирующихся дифференциалов (1959 г.), гнутых боковых стекол (1968 г.), омывателей ветрового стекла (1955 г.), обогреваемых стекол передних дверей (1977 г.).

В настоящее время завод выпускает грузовики ГАЗ-53-12, ГАЗ-66, ГАЗ-52-04, шасси для автобусов КАвЗ, самосвалов САЗ и фургонов ГЗСА, седельные тягачи ГАЗ-52-06, газобаллонные грузовики ГАЗ-52-07 и ГАЗ-53-07, легковые автомобили ГАЗ-24, ГАЗ-3102, ГАЗ-14 и их модификации.

В год своего 50-летия завод освоил выпуск новой модели «Волги» с двигателем, работающим по ЛАГ-процессу (лавинная активация горения, являющаяся разновидностью форкамсрного процесса воспламенения рабочей смеси). На протяжении одиннадцатой пятилетки ГАЗ будет вести доводку и испытания грузовых автопоездов семейства ГАЗ-4321 с дизелями воздушного охлаждения.

ЕрАЗ — Ереванский автомобильный завод. Он изготовил первые машины в конце 1966 г. и стал первым в республике автомобильным заводом. Выпускаемый им фургон по существу представляет грузовую модификацию автобуса РАФ-977.

ЕрАЗ нельзя назвать крупным предприятием, однако он расширяет масштабы производства, работает над новыми конструкциями. Одна из них — экспериментальный электромобиль-фургон.

ЗАЗ — ордена Трудового Красного Знамени Запорожский автомобильный завод «Коммунар». Автомобили этого завода с начала их производства (1960 г.) носят наименование «Запорожец». До этого времени в цехах нынешнего ЗАЗ делали комбайны. ЗАЗ специализируется на малогабаритных легковых машинах. Ежегодно с конвейера сходит около 150 тыс. автомобилей, причем примерно половина из них — модификации с ручным управлением для инвалидов.

ЗАЗ вместе с ЛуАЗ и Мелитопольским моторным заводом (МеМЗ) образует производственное объединение «3апорожец». МеМЗ поставляет двигатели и трансмиссии для ЗАЗ и ЛуАЗ.

ЗАЗ — первым в отечественном автомобилестроении применил магниевый сплав (электрон) для отливки картеров двигателей и коробок передач (1960 г.), использовал колеса с 13-дюймовыми ободами (1960 г.), электромагнитное сцепление (1966 г.).

Основная модель предприятия — «Запорожец-968М», выпускаемый в различных модификациях (в том числе и с ручным управлением) с двигателями воздушного охлаждения рабочим объемом 1198 и 887 см3.

В одиннадцатой пятилетке коллективу предприятия предстоит освоить выпуск новой модели ЗАЗ-1102 с двигателем жидкостного охлаждения и передними ведущими колесами.

ЗИЛ — трижды ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени Московский автомобильный завод имени И. А. Лихачева. Старейший автомобильный завод страны (выпускает машины с 1924 г.) ныне является головным в объединении «АвтоЗИЛ», его предприятия расположены во многих городах страны. Значительную часть продукции, поставляемой им народному хозяйству, составляют двухосные и трехосные грузовики семейств ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, ЗИЛ-133 и их многочисленные модификации. ЗИЛ также поставляет двигатели для грузовиков «Урал», КАЗ, автобусов ЛиАЗ и ЛАЗ. В производственную программу завода входят и представительские легковые автомобили высшего класса. Для одной из последних моделей создан У-образный восьмицилиндровый двигатель с распределительными валами в головках цилиндров (ЗИЛ-4104).

Конец десятой пятилетки коллектив завода ознаменовал освоением выпуска грузовиков ЗИЛ-133ГЯ и седельных тягачей ЗИЛ-133ВЯ с дизелями и тормозной системой КамАЗ. В одиннадцатой пятилетке ЗИЛу предстоит начать производство грузовиков ЗИЛ-169 с дизелем.

ЗИУ — завод имени Урицкого. Расположенный в Энгельсе небольшой (около 2 тыс. машин в год) завод ЗИУ с 1951 г. является основным предприятием в стране по производству троллейбусов. Среди конструктивных особенностей выпускаемых им машин ЗИУ-9Б и ЗИУ-11 — несущий кузов с тремя боковыми дверями и пневматическая подвеска колес. Завод построил несколько опытных образцов больших городских автобусов ЗИУ-6-2М и ЗИУ-8 с дизелями, расположенными горизонтально под полом салона, а также испытал новую модель троллейбуса сочлененной конструкции — ЗИУ-10.

ИЖ — Ижевский автомобильный завод. Первые машины из деталей АЗЛК завод собрал в конце 1966 г. Современное высокопроизводительное оборудование позволяет предприятию ежегодно выпускать около 180 тыс. легковых автомобилей и фургонов. ИЖ начинал с освоения модели «Москвич-412». На ее базе уральские специалисты разработали несколько модификаций, в том числе универсал ИЖ-2125, развозной фургон ИЖ-2715 и пикап ИЖ-27151.

КАвЗ — Курганский автобусный завод. Автобусы типа ПАЗ-651А начали сходить с конвейера КАвЗ в 1958 г. Эта машина, как и нынешняя КАвЗ-685В, базируется на шасси, получаемом с ГАЗ. КАвЗ вместе с заводом в Павлово стал одним из крупнейших предприятий в СССР по выпуску автобусов местного сообщения для малых городов. Из опытных машин последних лет надо отметить КАвЗ-3100, который представляет собой ЛиАЗ-677, укороченный на длину одной секции.

КАЗ — Кутаисский автомобильный завод имени С. Орджоникидзе освоил производство седельных тягачей и самосвалов на базе ЗИС-150 в 1951 г. С тех пор КАЗ сначала специализировался на хлопковозах и цементовозах, а в настоящее время строит седельные тягачи КАЗ-608В с кабиной над двигателем С 1959 по 1975 г. его машины имели марку «Колхида». Именно на них впервые в отечественном автомобилестроении нашла применение откидывающаяся вперед кабина, расположенная над двигателем.

В годы одиннадцатой пятилетки зарод освоит выпуск сельскохозяйственных самосвальных автопоездов повышенной проходимости. Прототипы этих машин разработаны специалистами НАМИ. Эта новая модель (КАЗ-4540) имеет четыре ведущих колеса, У-образный шестицилиндровый дизель ЯМЗ-642, восьмиступенчатую трансмиссию, блоки-руемые дифференциалы.

КамАЗ — Камский автомобильный завод. Строительство комплекса заводов по производству трехосных дизельных грузовиков было начато в Брежневе в годы девятой пятилетки. Он был задуман как крупнейшее в мире предприятие по выпуску широкого ассортименте не только грузовиков с бортовыми платформами, седельных тягачей, самосвалов и шасси, но также и дизелей для других заводов отрасли Они поступают из Брежнева для грузовиков «Урал» и ЗИЛ, а также автобусов ЛиАЗ и ЛАЗ. Стройка КамАЗа шла исключительно быстрыми темпами. В феврале 1976 г., накануне открытия XXV съезда КПСС, из ворот сборочного цеха вышли первые грузовики КамАЗ-5320.

12 февраля 1981 г. Государственная комиссия приняла в эксплуатацию производственные мощности второй очереди КамАЗа. Сегодня он является крупнейшим в мире комплексом, выпускающим тяжелые дизельные грузовики. КамАЗ стал также школой современных методов производства, новейшей технологии.

Конструкция грузовиков завода имеет немало передовых решений - азотированные шейки коленчатого вала, коробка передач с делителем. эжекционная очистка воздушного фильтра и другие. Все они впервые нашли применение в практике нашей автомобильной промышленности.

Производственная программа завода включает грузовики с бортовой платформой КамАЗ-5320 и КамАЗ-53212 грузоподъемностью 8 и 10 т, седельные тягачи КамАЗ-5410 и КамАЗ-54112, а также шасси КамАЗ-53213 для специализированных автомобилей и шасси для самосвалов КамАЗ-5511 и КамАЗ-55102, выпускаемых Нефтекамским заводом автосамосвалов.

В одиннадцатой пятилетке Камский автомобильный завод развернул производство полноприводного грузовика КамАЗ-4310, его сельскохозяйственной модификации КамАЗ-43105, а также седельного тягача КамАЗ-4410.

КЗКТ — Курганский завод колесных тягачей имени Д. М. Карбышева. Это предприятие сконцентрировало свои усилия на производстве восьмиколесных тягачей КЗКТ-537 со всеми ведущими колесами, торсионной независимой подвеской и двенадцатицилиндровым дизелем. Машины КЗКТ успешно работают на крупных стройках (таких, как БАМ), нефтеразработках, строительстве газопроводов.

КрАЗ — Кременчугский автомобильный завод имени 50-летия Советской Украины. Как и ЗАЗ, КрАЗ вырос на базе бывшего комбайнового завода. Поскольку Ярославский автомобильный завод с 1959г. стал выпускать дизели и коробки передач, производство тяжелых трехосных грузовиков было передано КрАЗ. С тех пор КрАЗ продолжает развивать конструкцию машин этого типа и изготовляет унифицированное семейство бортовых грузовиков (КрАЗ-257), седельных тягачей (КрАЗ-258, КрАЗ-255В), самосвалов (КрАЗ-256Б), лесовозов (КрАЗ-255Л), машин повышенной проходимости (КрАЗ-255Б) с дизелями ЯМЗ.

В одиннадцатой пятилетке завод переходит на выпуск машин новых семейств КрАЗ-250 и КрАЗ-260.

ЛАЗ — Львовский автобусный завод имени 50-летия СССР. Задуманный как автосборочный завод, он свою первую продукцию — автокраны АК-32 начал изготовлять осенью 1951 г., а с 1957 г. стал выпускать автобусы. Машина ЛАЗ-695Б была отмечена золотой медалью на Международной выставке 1958 г. в Брюсселе.

Продукция ЛАЗ — пригородные (ЛАЗ-695Н), туристские (ЛАЗ-697Н), междугородные (ЛАЗ-699Н) автобусы. Завод постоянно экспериментирует, разрабатывает новые конструктивные решения, часть которых уже внедрена на серийные модели: подвеска колес с корректирующими пружинами, независимая передняя подвеска, пневматическая подвеска. С 1978 г. завод приступил к выпуску своей первой модели городского автобуса ЛАЗ-4202 с дизелем КамАЗ и новой автоматической трансмиссией.

ЛиАЗ — Ликинский автобусный завод. Расположенный в Ликино-Дулево Московской области завод с 1959 г. является основным поставщиком автобусов для крупных городов. Сначала он начал изготовлять модель ЗИЛ-158, затем ЛиАЗ-158В. Сегодня на основе широкой кооперации завод ведет производство городских автобусов ЛиАЗ-677. Двигатели ему поставляет ЗИЛ, задние ведущие мосты — завод «Раба» (Венгерская Народная Республика). В свою очередь, ЛиАЗ снабжает передними мостами известное венгерское предприятие «Икарус». Среди конструктивных разработок Ликинского завода — аэродромный автобус ЛиАЗ-677П, передвижная станция цветного телевидения ЛиАЗ-5930, газобаллонный автобус ЛиАЗ-677Г, а также дизельная модификация базовой модели.

ЛуАЗ — Луцкий автомобильный завод. Небольшой авторемонтный завод в Луцке Волынской области с 1966 г. приступил к изготовлению «джипа» ЗАЗ-969, разработанного специалистами ЗАЗ. На первых порах в Луцке выпускали упрощенный вариант ЗАЗ-969В с приводом только на передние колеса. С 1970 г. с конвейера сходят уже полноприводные автомобили.

В 1979 г. ЛуАЗ приступил к производству модернизированной модели ЛуАЗ-969М, отличающейся от прежней новым оформлением передней части кузова и другими усовершенствованиями.

МАЗ — ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции Минский автомобильный завод. МАЗ — головное предприятие производственного объединения «БелавтоМАЗ», куда входят БелАЗ и МоАЗ. Первые автомобили вышли из ворот завода в 1947 г. Начав с освоения конструкций Ярославского завода (ЯАЗ-205 и ЯАЗ-200), уже в 1951 г. МАЗ создал собственные модели (МАЗ-501, МАЗ-500, МАЗ-516 и другие). В нашем автомобилестроении завод стал пионером применения торсионной независимой подвески колес на тяжелых грузовиках, бездисковых колес, У-образных двигателей. МАЗ выпустил первые в стране серийные образцы карьерных самосвалов (МАЗ-525), четырехосных машин повышенной проходимости (МАЗ-535), лесовозов (МАЗ-501).

Сегодня МАЗ специализируется в производстве двух- и трехосных магистральных грузовиков и четырехосных машин повышенной проходимости. Последние очень популярны среди строителей нефтепроводов и железнодорожных магистралей. Водители назвали эти машины «Ураган».

В одиннадцатой пятилетке завод будет наращивать выпуск магистральных грузовиков модернизированного семейства, которое включает в себя двухосные бортовые грузовики МАЗ-5335, седельные тягачи МАЗ-5428 и МАЗ-5429, лесовоз МАЗ-509А, самосвал МАЗ-5549. Наряду с этими машинами будут выпускаться и четырехосные автомобили, в том числе бортовой грузовик МАЗ-7310 и трубовоз МАЗ-7910.

Из новых машин, которые завод осваивает в одиннадцатой пятилетке, следует отметить магистральные тягачи МАЗ-6422 и МАЗ-5432.

ММЗ — Мытищинский машиностроительный завод. Наряду с вагонами метро ММЗ изготовляет самосвалы на шасси грузовиков ЗИЛ. Из ворот предприятия, расположенного в Мытищах Московской области, автомобили выходят с 1947 г. В настоящее время завод выпускает самосвалы ЗИЛ-ММЗ-554М, ЗИЛ-ММЗ-554Б, ЗИЛ-ММЗ-4502.

МоАЗ — Могилевский автомобильный завод имени С. М. Кирова. С 1961 г. завод производил одноосные тягачи МоАЗ-529Е, а затем — МоАЗ-54611 довольно оригинальной конструкции в паре с прицепным строительным оборудованием — скреперами, пневмокатками. Кроме того, он выпускает автопоезда МоАЗ-6401-9585 для работы в подземных штреках и галереях. Машины МоАЗ унифицированы с рядом моделей МАЗ и БелАЗ. Среди новых конструкций завода — 20-т самосвал МоАЗ-522А со всеми ведущими колесами (освоен в 1979 г.).

НЗС — Нефтекамский завод автосамосвалов. Он является филиалом КамАЗа; свою первую продукцию— самосвалы КамАЗ-5511 — выпустил к 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Следующая модель, которая освоена уже в одиннадцатой пятилетке, — сельскохозяйственный самосвал КамАЗ-55102. Помимо этих машин в ближайшие годы заводу предстоит изготовлять цистерны и другие специализированные автомобили.

ПАЗ — Павловский автобусный завод имени А. А. Жданова. Павлово-на-Оке с 1950 г. стал городом автобусостроителей. Машины ПАЗ, как правило, базируются на агрегатах грузовиков ГАЗ. С 1964 г. завод перешел на модели вагонной компоновки, с 1972 г. строит автобусы ПАЗ-3201 с колесной формулой 4Х4. Очень интересные экспериментальные работы завода привели к созданию большого числа опытных машин, в том числе хорошо обтекаемого туристского «ПАЗ-Турист-Люкс» с комфортабельным салоном на 24 места и перспективного автобуса местного сообщения ПАЗ-3204.

В настоящее время производственная программа завода включает автобусы ПАЗ-672 и ПАЗ-3201, а также рефрижераторный фургон ПАЗ-3742 и горный автобус ПАЗ-672Г.

РАФ — Рижский автобусный завод имени XXV съезда КПСС. Первые автобусы РАФ начал строить в 1954 г., когда основным направлением его деятельности был ремонт автомобилей. С 1957 г. завод стал специализироваться в производстве микроавтобусов, которые нашли широкое применение как служебные машины, маршрутные такси, экскурсионные автобусы, медицинские автомобили. Малая площадь территории ограничивала производственные возможности завода РАФ. В 1976 г. вступили в строй новые его корпуса в Елгаве, где был организован выпуск новой модели микроавтобуса РАФ-2203. В десятой пятилетке наряду с микроавтобусом РАФ начал выпуск медицинского автомобиля РАФ-22031.

Кроме машин, оснащенных двигателями внутреннего сгорания, завод ведет эксперименты с электромобилями. Один из них — РАФ-2205 с тиристорной системой управления электродвигателем и батареей аккумуляторов емкостью 160 А-ч.

САЗ — завод автосамосвалов в Саранске. Продукция САЗ — самосвалы ГАЗ-САЗ-53Б, САЗ-3503 и САЗ-3504 на шасси грузовых автомобилей ГАЗ. Их выпуск завод в Саранске Мордовской АССР ведет с 1958 г.

СМЗ — Серпуховский мотоциклетный завод. Это предприятие строит мотоколяски для инвалидов: с 1952г.—трехколесные, с 1958 г. — четырехколесные. Мотоколяски СМЗ вошли в историю нашего автомобилестроения как первые серийные машины с независимой подвеской всех колес (1952 г.) и реечным рулевым управлением (1958 г.). Нынешняя продукция — четырехколесная мотоколяска С-ЗД с двухтактным двигателем.

Соломбальский машиностроительный завод. Единственный завод (он расположен в Архангельске), который выпускает с 1936 г. так называемые портальные автомобили. Для них характерна высоко поднятая над землей рама, под которое с помощью специальных захватов, размещенных между колесами, фиксируется груз — штабели досок или труб, контейнеры. Основная модель предприятия — штабелевоз Т-140.

ТАРТ — Тартусский авторемонтный опытный завод. Он выпускал автобусы ТА-6 на шасси ГАЗ-51, специализированные автомобили, фургоны ТА-9А и ТА-9С, а также изготовлял опытные образцы спортивных и гоночных («Тарту-2») автомобилей. В настоящее время ТАРТ специализируется в производстве хлебовозов ТА-943А и изотермических фургонов ТА-943Н на шасси ГАЗ-52-04.

ТОАРЗ — Таллинский авторемонтный опытный завод. Первую партию из 36 гоночных автомобилей «Эстония-3» ТОАРЗ выпустил в 1961 г. С тех пор, он стал основным поставщиком гоночной техники для спортивных клубов страны. Одноместные машины «Эстония» отличаются задним расположением двигателя, независимой подвеской всех колес, реечным рулевым управлением. На них нашли применение дисковые тормоза (модели «15», «16», «18» и «20»), кузова из стеклопластика (модели «9», «15», «16», «18», «20»), литые из магниевого сплава колеса (модели «16», «18» и «20»). Последняя разработка завода — «Эстония-20» — оснащена кузовом клиновидной формы, бортовыми радиаторами и тормозами задних колес, вынесенными к главной передаче. За два с лишним десятилетия ТОАРЗ изготовил свыше 800 гоночных автомобилей.

На гоночных автомобилях «Эстония» советские спортсмены не раз добивались успехов в международных соревнованиях. В серии гонок на Кубок Дружбы социалистических стран они выигрывали первые (М. Лайв в 1975г. на модели «18»), вторые (Т. Напа в 1978 г. на модели «18М») и третьи места (М.Лайв в 1976 г. на модели «18М»).

УАЗ — ордена Трудового Красного Знамени Ульяновский автомобильный завод имени В. И. Ленина. Продукция этого завода — «джипы» и легкие грузовики, широко унифицированные между собой. Первые автомобили — грузовики ЗИС-5В — сошли с конвейера в 1942 г.

УАЗ стал в отечественном автомобилестроении пионером применения компоновки с кабиной над двигателем. В одиннадцатой пятилетке заводу предстоит выпускать модели и модификации трех семейств: УАЗ-452, УАЗ-451М и УАЗ-469, а также начать производство грузового электромобиля УАЗ-451МИ.

УралАЗ — ордена Трудового Красного Знамени Уральский автомобильный завод. Подобно УАЗ, этот завод, расположенный в Миассе Челябинской области, начал свою деятельность с выпуска грузовиков ЗИС-5В. Его автомобили с 1944 по 1963 г. имели марку «УралЗИС». С освоением принципиально новых трехосных грузовиков завод дал им новое наименование — «Урал». Эти исключительно удачные по конструкции автомобили строятся в нескольких модификациях («Урал-375», «Урал-375С», «Урал-375СН», «Урал-377», «Урал-377С», «Урал-377Н»). В десятой пятилетке машины «Урал» наряду с карбюраторными двигателями стали комплектоваться дизелями производства КамАЗ. Одна из таких модификаций, получившая индекс «Урал-4320», в годы одиннадцатой пятилетки будет играть важную роль в производственной программе завода. Наряду с ней с конвейера будет сходить сельскохозяйственный самосвал «Урал-5557». Кроме этой машины коллектив Уральского автомобильного завода разработал еще более мощный сельскохозяйственный грузовик, рассчитанный на 10 т груза и имеющий восемь ведущих колес.

ФАЗ — Фрунзенский автосборочный завод. Это небольшое предприятие выпускает с 1969 г. на шасси грузовиков ГАЗ-53А сельскохозяйственные самосвалы ГАЗ-САЗ-53Б с трехсторонней разгрузкой, а также модель САЗ-3502 с предварительным подъемом кузова.

ЧАЗ — Читинский автосборочный завод. На этом заводе с 1974 г. организовано производство северной модификации грузовика ЗИЛ-130С. От базовой модели ее отличают предпусковой подогреватель, утепленные капот двигателя, кабина, контейнер аккумулятора, а также двойные стекла кабины; шины и резинотехнические изделия выполнены из морозостойкой резины; на автомобиле установлены фара-прожектор, противотуманные фары, лебедка, выведенная на правую сторону выхлопная труба, дополнительный топливный бак.

В одиннадцатой пятилетке ЧАЗу предстоит начать изготовление северных модификаций ЗИЛ-130В1 и ЗИЛ-ММЗ-554М.

Разумеется, сегодня наше автомобилестроение представлено не только названными выше предприятиями. Фургоны для доставки продуктов на грузовых шасси выпускают специализированные предприятия в Баку, Тарту, Горьком. В числе изготовителей коммунальных автомобилей, автоцистерн, специализированных машин — предприятия в Арзамасе, Грабове, Каспийском, Одессе, Посевной, Шумерле и других городах.

Все предприятия, о которых шла речь, поставляют народному хозяйству большое количество машин разных моделей и модификаций. Но в годы девятой и десятой пятилеток неизмеримо вырос и технический уровень советских автомобилей. На них нашли широкое применение двигатели с распределительным валом в головке блока цилиндров («Москвич-2140», ИЖ-2125, «Жигули»), дисковые тормоза (ЗИЛ-114, «Жигули», «Москвич-2140»), алюминиевые блоки цилиндров с гильзами «мокрого» типа («Москвич-2140», ГАЗ-14, ГАЗ-24, ГАЗ-53А), пневматическая подвеска колес (ЛиАЗ-677, ЗИУ-9Б, БелАЗ-540А, БелАЗ-548А, БелАЗ-549). В то же время конструкторы наших автомобильных заводов уделяли большое внимание и вопросам безопасности, оснащая новые модели системами и устройствами, значительно повышающими активную и пассивную безопасность. В связи с этим следует отметить применение травмобезопасной рулевой колонки («Москвич-2140», ГАЗ-24), мягкой обивки панели приборов («Москвич-2140», ИЖ-2125, «Жигули», ГАЗ-24, ЗАЗ-968), систем аварийной сигнализации («Москвич-2140», ВАЗ-2107), ограничителей давления в тормозной системе («Москвич», «Жигули»), обогревателей заднего стекла («Москвич-2140», ГАЗ-14), стеклоочистителей фар («Москвич-2140», ВАЗ-2121).

Важная проблема, возникшая в связи с широкой автомобилизацией, — борьба с загрязнением окружающей среды токсичными компонентами, содержащимися в отработанных газах двигателей внутреннего сгорания. Советские ученые и инженеры уже давно ведут работы над двигателями, которые не выбрасывают в воздух вредных веществ. В ряде научно-исследовательских институтов организованы экспериментальные работы с двигателем Стирлинга, в НАМИ в 1948—1949 гг. были построены и испытаны весьма удачные образцы паровых грузовиков. Наконец, в Москве и Харькове ведутся эксперименты по созданию автомобильных двигателей, работающих на водороде. При работе на этом топливе продукты сгорания вообще не содержат вредных веществ. Однако известную трудность представляет хранение и заправка машины водородом.

Широкие исследования и разработки ведет наша промышленность по созданию электромобилей. Еще в 1948 г. НАМИ изготовил опытную партию электромобилей для развозки почты и продуктов, провел серию исследований в этой области. В 70-е годы НИИ автомобильного транспорта и Всесоюзный НИИ электротранспорта построили ряд опытных электромобилей (легковых и фургонов). Позже к экспериментальным работам в этой области подключились автомобильные заводы ВАЗ, ЕрАЗ, РАФ, УАЗ. Электромобили РАФ обслуживали в 1980 г. Олимпийские соревнования, аккумуляторные фургоны НИИАТ и УАЗ находились в опытной эксплуатации в Подольске и Москве. «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981 — 1985 годы и на период до 1990 года» предусматривают в годы одиннадцатой пятилетки начать серийное производство электромобилей с кузовами «фургон» для доставки малых партий грузов.

Другое направление работ — обеспечение значительного снижения доли токсичных веществ в отработавших газах существующих типов двигателей. И тут исследователи нашей страны намного опередили своих зарубежных коллег. Двигатели с форкамерно-факельным зажиганием представляют реальное решение этой проблемы. Они работают на очень бедной смеси, которая, сгорая, выделяет небольшое количество вредных примесей. ГАЗ и ЗИЛ в свое время уделили большое внимание совершенствованию таких двигателей. Горьковский автомобильный завод в 1982 г. начал выпуск «Волги» модели ГАЗ-3102 с форкамерным двигателем. Предприятия ГАЗ и ЗИЛ развернули в десятой пятилетке производство газобаллонных грузовых машин — ГАЗ-52-07, ГАЗ-53-07, ЗИЛ-138. На улицах появились также первые такси ГАЗ-24-07, работающие на газовом топливе, прошли испытания газобаллонные автобусы ЛиАЗ-677Г и ЛАЗ-695П. В одиннадцатой пятилетке производство таких машин будет расширено. Повышение долговечности и надежности автомобилей — задача, которая останется одной из основных для наших автозаводов и в одиннадцатой пятилетке. Промышленность внимательно изучает запросы автотранспортников, постоянно ведет работу по повышению срока службы автомобилей. Борьба за увеличение пробега до капитального ремонта всегда была для советской автомобильной промышленности одним из самых важных направлений технической политики. За годы десятой пятилетки этот показатель в среднем возрос примерно в полтора раза: со 120— 180 тыс. до 200—300 тыс. км, а в одиннадцатой — предстоит вести работы по его дальнейшему повышению. Увеличение пробега будет достигнуто не только благодаря совершенствованию технологии (азотирование шеек коленчатых валов на дизелях КамАЗ, обработка кузовов «Жигулей» составом «Тектил» и другие), применению более износостойких материалов, использованию новых масел. Немалую роль сыграет широкое внедрение таких передовых конструктивных решений, как более эффективные уплотнения, полнопоточные масляные фильтры и других.

Для упрощения обслуживания и снижения его трудоемкости в последние годы на автомобилях нашли применение бумажные воздушные фильтры («Москвич», «Жигули»), бесконтактная система зажигания (ЗИЛ-131, «Урал-375»), штекерные разъемы в системе электрооборудования («Жигули»), эжекторная очистка воздушного фильтра (КамАЗ), привод распределительного вала при помощи зубчатого ремня вместо цепи (ВАЗ-2105), шарниры подвески, рулевого управления и карданной передачи, не требующие пополнения смазки за время эксплуатации, саморегулирующиеся тормоза и другие устройства.

В целом советское автомобилестроение успешно завершило десятую пятилетку, обеспечив годовой объем производства свыше двух млн. автомобилей (см. табл. 24). За годы десятой пятилетки наши заводы изготовили более 10.6 млн. машин, или на 34% больше, чем в десятой. Номенклатура наших предприятий в настоящее время охватывает более 350 моделей и модификаций легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, специализированных машин. В годы десятой пятилетки вступил в строй действующих Камский автомобильный завод, подвергся реконструкции ряд других предприятий.

Советские автомобили пользуются устойчивым спросом на зарубежных рынках, они неоднократно экспонировались на многочисленных международных выставках и салонах.

Пути дальнейшего развития советского автомобилестроения четко определены «Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1981— 1985 годы и на период до 1990 года». Этим документом предусмотрено ускоренное развитие производства грузовых автомобилей с дизелями. Ведущую роль в производстве большегрузных автомобилей призван сыграть Камский комплекс, который должен обеспечить дизелями не только собственные грузовики, но и машины «Урал», ЗИЛ, ЛАЗ. Кроме КамАЗа задача организации производства дизельных грузовиков на ближайшие десять лет поставлена перед ГАЗом, ЗИЛом и КАЗом.

Так Горьковский автомобильный завод создает новое семейство шестицилиндровых дизелей воздушного охлаждения, которые найдут применение не только на грузовиках семейства ГАЗ-4321, но также на специализированных автомобилях и автобусах. Автомобильный завод имени И. А. Лихачева, базируясь на конструкции опытного восьмицилиндрового дизеля ЗИЛ-645, начнет выпуск грузовиков ЗИЛ-4331, а Кутаисский автомобильный завод приступит к выпуску самосвальных автопоездов семейства КАЗ-4540 с шестицилиндровым дизелем, унифицированным с двигателем КамАЗ-740.

Ярославский моторный завод разработал семейство мощных дизелей для карьерных самосвалов. Среди них двенадцатицилиндровый ЯМЗ-8401 мощностью 650 л. с., оснащенный турбонаддувом. Для магистральных автопоездов предназначен другой, 260-сильный дизель КамАЗ-7403-10, который также имеет турбонаддув.

Дизели для перспективных легковых машин включены в планы конструкторов Волжского автомобильного завода и других предприятий. Ряд опытных образцов таких двигателей создан в годы десятой пятилетки специалистами НАМИ.

В целом применение дизелей означает не только существенное сокращение расхода жидкого топлива в масштабах страны, поскольку они потребляют на 25—30% меньше горючего, чем карбюраторные двигатели, но и немалую экономию средств, так как дизельное топливо дешевле бензина.

Программа развития автомобилестроения, охватывающая период до 1990 г., предусматривает разработку конструкций и освоение производства малотоннажных грузовых электромобилей для городских перевозок. После обширных исследований и экспериментов, которые велись многими НИИ и заводами, предприятия УАЗ и ЕрАЗ начнут выпуск таких машин. Их применение даст не только экономию жидкого топлива, но и сыграет заметную роль в снижении загрязнения окружающей среды. Такой же эффект принесет использование новой модели «Волги» ГАЗ-3102 с двигателем, работающим по форкамерно-факельному процессу.

Большие перспективы снижения уровня токсичных выбросов имеет внедрение автомобилей, для двигателей которых топливом служит газ — сжиженный или сжатый. В дополнение уже существующим модификациям ЗИЛ-138, ГАЗ-52-07, ГАЗ-53-07 будут выпускаться новые машины, в частности, ГАЗ и ЗИЛ планируют производство автомобилей, топливом для которых будет служить сжатый газ.

В период 1981—1990 гг. на предприятиях нашей автомобильной промышленности будет расширен типаж специализированных машин. «Основные направления» предусматривают увеличение объема производства и номенклатуры грузовых автомобилей с погрузочно-разгрузочными устройствами, контейнеровозов грузоподъемностью 20 и 30 т, рефрижераторов, цистерн для нефтепродуктов, средств перевозки скота, птицы, живой рыбы и жидких комплексных удобрений грузоподъемностью 9—13,5 т, автолавок и специализированного транспорта для доставки грузов населению.

На выпуск специализированных автомобилей, в частности, фургонов моделей «3742» и «37421», ориентирован один из заводов в Баку. Вместе с ним будут наращивать выпуск продукции (изотермических фургонов, хлебовозов, молоковозов и других подобных машин и прицепов со специализированными кузовами) заводы в Арзамасе, Горьком, Грабове, Волгограде, Долматове, Каспийском, Карпове, Одессе, Посевной, Тарту, Тирасполе, Шумерле.

Особое место среди специализированных машин занимают самосвалы. Горнодобывающая промышленность, дорожное строительство, сооружение гидроэлектростанций требуют мощных самосвалов и самосвальных автопоездов грузоподъемностью 95, 110 и более т. На увеличение производства таких машин, изготовляемых БелАЗом и МоАЗом, нацеливают нашу промышленность «Основные направления». Среди машин этого типа—БелАЗ-75191 грузоподъемностью 95 т и БелАЗ-7520 грузоподъемностью 180 т. Говоря о самосвалах, следует особо выделить среди них одиночные автомобили и автопоезда повышенной проходимости для перевозки сельскохозяйственных продуктов. Именно этим машинам предстоит взять на себя основную тяжесть транспортного обеспечения Продовольственной программы, выдвинутой партией на XXVI съезде и одобренной майским (1982 г.) Пленумом ЦК КПСС. В соответствии с заданиями программы за период 1981—1990 гг. сельское хозяйство страны должно в общей сложности получить 3000— 3060 тыс. грузовых и специализированных автомобилей или в полтора раза больше, чем за предыдущее пятилетие.

Уже в одиннадцатой пятилетке колхозы и совхозы начнут получать, в частности, новые транспортно-технологические автомобили КАЗ-4540 и «Урал-5557», рассчитанные на эксплуатацию с прицепами. Эти машины повышенной проходимости намечено выпускать в ближайшие годы в новых цехах на Кутаисском и Уральском автомобильных заводах.

Дальнейшее развитие в одиннадцатой пятилетке получит пассажирский транспорт. Промышленность освоит выпуск новых моделей городских автобусов с дизелями (ЛАЗ, ЛиАЗ), сочлененных троллейбусов (ЗИУ), а также легковых автомобилей для личного пользования. В одиннадцатой пятилетке заводы приступят к производству новых моделей автомобилей с передними ведущими колесами (ВАЗ-2108, ЗАЗ-1102, «Москвич-2141»).

Одновременно с ростом численности выпускаемых автомобилей и расширением их типажа для нужд внутреннего рынка предстоит улучшать структуру экспорта, увеличивать поставки на внешний рынок автомобилей, отвечающих самым высоким требованиям.

Семьдесят лет назад на дорогах России среди немецких, французских и итальянских машин было немало бельгийских «эксцельсиоров», ФН, «минерв». Сегодня картина совсем иная. Десятки тысяч «Жигулей» и «волг» бегают по дорогам Бельгии и многих других европейских стран, тех самых, где в начале века Россия покупала автомобили. Мы сегодня экспортируем около 300 тыс. машин в год, ведем их сборку в Болгарии, Бельгии, Индонезии, участвуем в крупнейших международных автомобильных выставках, кооперируемся на взаимовыгодных условиях с предприятиями многих стран. Автомобильная индустрия Страны Советов стала мировым явлением. Наши сегодняшние успехи в области производства автомобилей являются чем-то само собой разумеющимся. И чтобы по-настоящему оценить масштабы этих успехов, надо взглянуть на них из глубины истории. С такой целью и написана эта книга.