Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Пресс-конференция в Москве

 

Пресс-конференция в Москве

 

9 сентября в Москве Министерство обороны СССР и Министерство иностранных дел СССР провели пресс-конференцию для советских и иностранных журналистов.

В пресс-конференции приняли участие начальник Генерального штаба Вооруженных Сил — первый заместитель Министра обороны СССР Маршал Советского Союза Н. В. Огарков, первый заместитель министра иностранных дел СССР Г. М. Корниенко, заведующий Отделом международной информации ЦК КПСС Л. М. Замятин.

На пресс-конференции Маршал Советского Союза Н. В. Огарков сделал следующее заявление:

Существо провокации, совершенной спецслужбами США на Советском Дальнем Востоке в ночь на 1 сентября с. г., и характер действий в связи с этим советских средств противовоздушной обороны предельно ясно изложены в Заявлении Советского правительства от 6 сентября и сделанном ранее по поручению правительства заявлении ТАСС.

Сегодня мы проводим пресс-конференцию с учетом данных проводимого советской стороной тщательного расследования всех обстоятельств происшедшего. Должен откровенно сказать, что, понимая всю важность случившегося, Советское правительство в тот же день создало специальную высококомпетентную государственную комиссию. В нее вошли ответственные специалисты и эксперты различных ведомств, в том числе и Госавианадаора СССР. Комиссия представила доклад. В своем сообщении я опираюсь на факты и выводы, доложенные комиссией.

Неопровержимо доказано, что вторжение самолета южнокорейской авиакомпании в советское воздушное пространство было преднамеренной тщательно спланированной разведывательной операцией. Она управлялась с определенных центров на территории США и Японии. Гражданский самолет для нее был выбрав сознательно, не считаясь, а возможно, и в расчете на человеческие жертвы. Отсюда и все тяжелые последствия этого чрезвычайного «инцидента», как называют его в западной прессе. Естественно, что вся ответственность за происшедшее целиком и полностью ложится на ее организаторов.

Теперь позвольте перейти к фактическим данным по отдельным этапам этого провокационного полета. Обратите внимание на карту (Маршал Советского Союза Н. В. Огарков продемонстрировал крупномасштабную карту района, где произошла воздушная провокация).

Карта полета самолета Боинг-747Первый этап — начало полета. Уже вскоре после взлета с промежуточного аэродрома Анкоридж на Аляске самолет пошел не по установленной международной трассе, а взял курс на Камчатку. К моменту его обнаружения нашими радиолокационными средствами в точке 800 километров северо-восточнее Петропавловска-Камчатского отклонение достигало уже около 500 километров. Но ведь все это время полет проходил в зоне видимости радиолокационных средств американской диспетчерской службы я системы ПВО США. В этих условиях «потерять» самолет и не заметить такого значительного отклонения его от установленной трассы они не могли. Это исключено. Тогда возникает вопрос: почему они это не исправили, если речь шла об обычном рейсовом самолете? До сих пор ответа на это от США не получено.

Далее. Известно, что указанная международная трасса оснащена современными радиотехническими средствами обеспечения полетов. По ней ежегодно проходят около 12 тысяч самолетов. За управление полетами на этой международной трассе отвечают: от Аляски до траверза Камчатки - авиадиспетчерские службы США, далее — Японии. На маршруте установлены специальные контрольные точки («Неби», «Нееви», «Ниппи» и другие), над каждой из которых рейсовые самолеты обязаны фиксировать свое положение и докладывать на Землю, а наземная служба — строго контролировать их прохождение. Спрашивается: почему же при отсутствии таких докладов о прохождении южнокорейского самолета через установленные контрольные точки, а тем более при отсутствии рейсового самолета на трассе, американские службы сразу же не забили тревогу? И на этот вопрос ответа до сих пор нет.

Особо хочу обратить ваше внимание на то, что южнокорейский самолет вошел в зону обнаружения советских радиолокационных средств именно там, где постоянно несут дежурство американские разведывательные самолеты, в частности RС-135. На этот раз самолет-разведчик RС-135 в этом районе был обнаружен нами в 2 часа 45 минут местного (камчатского) времени 1 сентября. Как зафиксировано советскими радиолокационными средствами, в течение двух часов он совершал здесь несколько странное барражирование. В 4 часа 51 минуту камчатского времени в этом же районе и на той же высоте — 8 тысяч метров — был обнаружен второй самолет с радиолокационной отметкой, аналогичной самолету RC-135. Самолеты сблизились (до полного слияния отметок на экране) и некоторое время (около 10 минут) шли вместе. Затем один из них, как это неоднократно наблюдалось и ранее, взял курс на Аляску, а второй пошел на Петропавловск-Камчатский. Естественно, что на советских командных пунктах ПВО был сделан вывод: к воздушному пространству СССР приближается самолет-разведчик.

Спрашивается, о каком же заблуждении в этом случае может идти речь? Совершенно очевидно, что полет этого самолета управлялся. Я бы сказал, четко управлялся. И поэтому полет был преднамеренным.

Второй этап — действия над Камчаткой. В 5 часов 30 минут самолет-нарушитель подошел к Камчатке. Он шел прямо на важнейшую базу стратегических ядерных сил СССР. Ни на какие запросы советских диспетчерских служб и самолетов ПВО не отвечал. В то же время станции радиоконтроля засекали периодически передаваемые короткие кодированные сигналы, обычно применяемые при передачах разведывательной информации.

В этот период действия сил ПВО были направлены исключительно па то, чтобы войти в связь с самолетом, в том числе и с помощью сигнала общего вызова на фиксированной международной аварийной частоте 121,5 мгц (как с земли, так и с самолетов-перехватчиков), и посадить его на ближайший советский аэродром. Но они оказались безуспешными. Нарушитель ушел в сторону Охотского моря.

Третий этап — действия в районе острова Сахалин. Действия самолета-нарушителя стали вызывающими. Как уже сообщалось, он не реагировал на предупредительные сигналы советских самолетов перехватчиков. Более того, он стал маневрировать по направлению и одновременно по высоте и скорости полета, явно уклоняясь от самолетов ПВО. При этом весьма характерно, что в 6 часов 02 минуты местного (сахалинского) времени самолет-нарушитель резко изменив курс, предпринял обход позиций наших зенитных ракетных частей и прошел над важными военными объектами в южной части острова Сахалин. Сомнений не оставалось — в воздухе разведывательный самолет.

С выходом самолета-нарушителя в юго-западную часть острова Сахалин была предпринята последняя попытка посадить нарушителя на аэродром, для чего в 6 часов 20 минут местного (Сахалинского) времени были даны четыре очереди предупредительных выстрелов из пушек трассирующими снарядами Всего их было выпущено 120. Поскольку и после этого самолет-нарушитель не подчинился требованиям, а попытался уйти, взяв общий курс на Владивосток, в 6 часов 24 минуты самолету-перехватчику был отдан приказ на пресечение его полета с использованием ракет, который и был выполнен.

Американская сторона сейчас всячески пытается доказать, что «Советы будто бы с самого начала ставили своей целью преднамеренно уничтожить гражданский авиалайнер». Но это абсурд! Если бы такая цель задавалась, то мы могли бы многократно и притом гарантированно уничтожить нарушителя еще над Камчаткой, даже не поднимая в воздух истребителей, а зенитными ракетами, называемыми в США САМ-5 с дальностью действия. свыше 200 километров, в зоне поражения которых самолет проходил.

В заключение позволю себе обратить ваше внимание, что все события и над Камчаткой, и над островом Сахалин происходили глубокой ночью в условиях облачности, по верхней кромке которой шел нарушитель. Его полет был пресечен, как уже говорилось, в 6 часов 24 минуты по местному времени, тогда как рассвет здесь в тот день наступал в 7 часов 11 минут (восход Солнца — 7 часов 49 минут). При этом сделано это было только после того, как советские силы ПВО использовали все возможные в этих условиях предупредительные меры. Действия их осуществлялись в точном соответствии с Конституцией и Законом и государственной границе СССР и существующими международными нормами. Защита своих границ, в том числе и воздушного пространства, — суверенное право каждого государства.

Советские Вооруженные Силы, стоя на страже мирного труда советского народа, постоянно находятся в высокой степени боевой готовности. На протяжении всей истории Советского государства они с честью выполняли свое предназначение. И впредь, если потребуется, они выполнят свои боевые задачи.

Затем Н. В. Огарков. Г. М. Корниенко и Л. М. Замятин ответили на вопросы корреспондентов. (TACС.)

Источник - "Красная Звезда", 10 сентября 1983.

Последнее обновление 21.12.2004 год



(c) 2020 :: War1960.ru - ВОЙНЫ И СРАЖЕНИЯ от античности до наших дней.