Военное искусство древней Греции

 

Комплектование армии. Возникновение государств-городов (полисов) в Греции относится к VIII—VI вв. до н. э. В классический период греческой истории (VI—IV вв. до н. э.) на первое место выдвинулись Афины — самое сильное по уровню развития производства, ремесла, торговли и рабовладения рабовладельческое государство Греции — и Спарта, которая в отличие от Афин имела аграрный, земледельческий характер.

Создание армии (из рабовладельческого ополчения) в Афинах связано с проведенными в VI в. до н. э. социальными и военными реформами, определившими комплектование и классовый характер афинской армии.

Согласно этим реформам все свободное население Афин было разделено на четыре имущественные группы. В основе деления лежал земельный ценз — доход, получаемый с земли. В первую и вторую группы входили богатые рабовладельцы — земельные и торговые аристократы. Они несли службу в коннице. Третья, самая многочисленная, группа состояла из граждан, отнесенных в средний разряд. Службу в армии они несли в качестве тяжеловооруженной пехоты — гоплитов. Четвертая группа, куда входили феты, имевшие незначительный доход или вовсе безземельные, несла службу в легковооруженной пехоте и на флоте.

По характеру комплектования афинская армия представляла собой рабовладельческую милицию, в ней обязаны были служить рабовладельцы.

Созывалась она на время войны, а по ее окончании распускалась. Рабы не допускались в армию и не имели права носить оружие.

Численность армии достигала 30 тыс. человек. В морском флоте Афин насчитывалось 300 кораблей.

Спартанцы -гоплиты

Основной род войск составляли тяжеловооруженные воины — гоплиты, имевшие копье длиной примерно 2 м и короткий меч; защитное вооружение состояло из панциря, шлема, щита, обитого кожей и металлическими пластинками.

Легковооруженные воины имели метательное оружие и подразделялись на лучников, метальщиков дротиков, пращников.

Всадники были вооружены копьем и легким щитом.

Боевой порядок — фаланга. В афинской армии, как и в других греческих армиях, большое внимание уделялось правильному построению войск перед боем — боевым порядкам. Первоначальной формой боевого порядка был сомкнутый строй воинов, построенных по родам и племенам в форме колонн, во главе со своими вождями и предводителями.

В VI в. до н. э. основой боевого порядка становится фаланга — тесно сомкнутое, монолитное построение тяжеловооруженных воинов (гоплитов) в глубоком линейном строю. Фаланга позволяла наиболее полно использовать возможности холодного оружия.

По фронту фаланга занимала несколько сот метров в зависимости от численности войск, на каждый метр приходилось по два гоплита, глубина фаланги состояла чаще из 8, реже 12 и даже 25 шеренг. В бою фаланга не расчленялась на более мелкие части, она действовала как одно целое.

Боевой порядок греков

Боевой порядок греков включал легковооруженную пехоту и всадников, но основной его частью, решающей исход сражения, была фаланга гоплитов. Легкие войска располагались, как правило, на флангах или впереди боевого порядка, прикрывая фронт.

Самой характерной особенностью такого боевого порядка являлось равномерное распределение по фронту гоплитов, составлявших фалангу. Сила греческой фаланги состояла в ее первоначальном ударе. Воины стремились фронтальным ударом расстроить ряды врага. При приближении к противнику фаланга ускоряла движение, переходя на бег, что резко усиливало ее первоначальный натиск.

Недостатками фаланги являлись ее малоподвижность, неспособность решительно преследовать неприятеля и действовать на пересеченной местности. Фаланга была сильна, когда представляла собой единый сплоченный строй. Расчленение ее, как правило, вело к поражению.

Система воспитания и обучения. Ведение боя требовало от гоплита высоких физических качеств, умения действовать в строю фаланги, владеть копьем, мечом и щитом. Эти качества прививались греческим воинам в специальных школах, где их обучали с детского возраста. В Спарте основное внимание уделялось развитию силы, выносливости и смелости, а в Афинах, как писал Энгельс,— развитию ловкости вместе с физической силой и сообразительности. Система воспитания и обучения имела целью подготовить умелого и надежного воина — защитника рабовладельческого строя.

Превосходство греческой военной организации, ее военного искусства над персидским проявилось в тяжелых и длительных греко-персидских войнах.

Источник - "История военного искусства", М., Воениздат, 1966.

Последнее обновление 08.11.2009


кракен ссылка | https://gatchinasm.com - место, где вы найдете интересных и привлекательных девушек для встреч и развлечений. | В поиске приятного времяпровождения? Заходи на сайт https://pargolovosm.com, где ты найдешь самых привлекательных девушек Парголово! | https://protvinosm.com представляет девушек с разными предпочтениями, чтобы удовлетворить все ваши желания и фантазии. | Сайт https://zheleznodorozhnyysm.com предлагает широкий выбор активных и интеллектуальных девушек, готовых к приятному общению.
(c) 2020 :: War1960.ru - ВОЙНЫ И СРАЖЕНИЯ от античности до наших дней.