Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Новый шведский ПТРК

 

Новый шведский ПТРК

 

Швеция, являясь высокоразвитой индустриальной страной, производит почти все виды обычных вооружений, идущих как на удовлетворение потребностей своих вооруженных сил, так и в значительных количествах на экспорт. В зарубежной печати отмечается, что шведские специалисты зачастую создают такие образцы оружия и боевой техники, которые по новизне идей, оригинальности технических решений и своим тактико-техническим характеристикам иногда не имеют аналогов в натовских странах. К числу последних таких новинок западная пресса относит и легкий противотанковый ракетный комплекс RBS-56 «Билл»

Данный ПТРK разрабатывается фирмой «Бофорс» по заданию командования шведских сухопутных войск. При этом к нему были предъявлены следующие основные требования: максимальная дальность стрельлбы 2000 м, надежное поражение всех существующих и перспективных танков, эффективное боевое применение ПТРК ночью и а плохих погодных условиях, небольшие габариты и вес, возможность установки на боевых машинах, простота технического обслуживания, приемлемая стоимость при серийном производстве. Требуемая максимальная дальность стрельбы считается оптимальной для типичного в Швеции рельефа местности, на которой, по оценке военных специалистов этой страны, прямое наблюдение целей на больших дальностях маловероятно.

К созданию комплекса RBS-56 «Билл» приступили в 1979 году. Уже через два года были проведены первые стрельбовые испытания ракеты без боевой части, в ходе которых проверялась работа системы управления и некоторых других элементов ПТУР и пусковой установки. Одновременно проходили стендовые испытания боевой части. Судя по сообщениям иностранной прессы, разработку нового ПТРК с проведением испытаний его предсерийных образцов планируется завершить в 1985 году, а поставки в войска начать в 1986-м.

Противотанковый ракетный комплекс RBS-56 «Билл» имеет полуавтоматическую систему управления с наведением ПТУР по линии визирования прицела и передачей команд по проводам. Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме с раскрывающимися после ее вылета из транспортно-пускового контейнера крестообразными крыльями и хвостовым оперением.

Корпус ракеты и транспортно-пусковой контейнер изготовлены из композиционного материала на основе эпоксидной смолы, армированной кевларовым волокном. Вec ПТУР в контейнера составляет 16 кг. Маршевый двигатель, имеющий четыре сопла с боковой ориентацией и снаряженный высококалорийным топливом с малым дымообразованием, начинает работать сразу же после пуска ракеты. Роль стартового ускорителя выполняет размещенный в транспортно-пусковом контейнере газогенератор. Маршевая скорость ПТУР около 200 м/с. Полет ракеты осуществляется с превышением (около 1м) над линией визирования прицела (рис. 1). Вероятность попадания в цель, как сообщается в зарубежной прессе, достигает 0,95.

Переносная пусковая установка (рис. 2) включает регулируемый по высоте треножный станок, а также прицел восьмикратного увеличения и аппаратуру управления с ИК приемником слежения за ракетой, скомпонованные в единый блок (крепится на трубе). Для обеспечения стрельбы ночью разрабатывается тепловизионный прицел, который будет устанавливаться сверху дневного. Углы наведения ПУ по горизонтали +45°, по вертикали ±10°. Расчет из двух-трех человек будет переносить пусковую установку и две-три ракеты (рис. 3). Время на развертывание комплекса на огневой позиции не превышает 30 с, а на его перезаряжение требуется около 7 с.

Предусматривается также обеспечить возможность установки комплекса RBS-56 «Билл» на различных машинах, в частности на плавающем сочлененном гусеничном транспортере BV-206. В последнем случае боекомплект составит 12—13 ракет.

В целом новый шзедский ПТРК является подобием комплексов второго поколекия (типов «Дракон» и «Милан»), состоящих на вооружении основных стран НАТО еще с начала 70-х годов. Что же привлекло в нем столь пристальное внимание западных военных специалистов? Это принципиально новая конструкция боевой части, располагаемой в отличие от традиционной компоновки за маршевым двигателем. Боевая часть имеет кумулятивный заряд, ось которого наклонена вниз, под углом 30° к продольной оси ракеты. Активный датчик неконтактного взрывателя находится в носовой части ПТУР. Благодаря такому конструктивному решению либо цель поражается сверху (где броня более слабая), либо обеспечивается более благоприятный угол встречи кумулятивной струи с наклонными листами лобовой брони. И в том и в другом случае, по оценке шведских специалистов, осуществляется более эффективное поражение танков, в том числе находящихся в укрытиях, по сравнению с применением существующих ПТУР.

Подполковник В. Нестеренко

Источник - "Зарубежное военное обозрение" 1984.

Последнее обновление 12.03.2015

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru