Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука В море ничто не безопасно

 

В море ничто не безопасно

 

В море ничто не безопасно

"Моряк, который слишком спокоен за свое судно, немного стоит", — писал знаменитый английский морской писатель Дж. Конрад, доказывая, что самые важные для настоящего моряка качества — это "осторожность и неуверенность в безопасности".

И в этом нельзя с ним не согласиться. Самое страшное для моряка не штормы, не рифы, не туманы, а те мгновения, когда он расслабляется и перестает думать об опасности. В такие мгновения дуновение смерти пролетает над его головой.

9 сентября 1923 года в проливе Санта-Барвара у западного побережья США произошла "катастрофа века": на протяжении нескодьких минут 7 американских эсминцев на полном ходу выскочили один за другим на прибрежные камни. Из 500 человек погибло при этом 22, а все корабли были безнадежно повреждены.

Катастрофе предшествова-ло немало объясняющих ее обстоятельств: дело было ночью, на море пал туман, в эфире царили. радиопомехи. Но суд, разбиравший дело, отверг все эти объяснения командующего эскадрой капитана второго ранга Э. Ватсона и постановил: истинная причина катастрофы заключалась в том, что никто на погибших кораблях не предполагал наличия опасной ситуации. И действительно, Ватсон, командир флагманского эсминца "Дельфи", и его штурман допустили серьезные ошибки в счислении и пренебрегли несколькими тревожными сигналами, а командиры всех остальных кораблей слепо доверились своему лидеру. Их ссылки на приказы флагмана были отвергнуты судом: "Ничто не может заменить здравого смысла подчиненного", — заявили им. Уверенность в безопасности, даже самая обоснованная, — плохой советчик...

Не прошло и года, как в американском флоте случилась новая трагедия. 12 июля 1924 года во время учебных артиллерийских стрельб на линкоре "Миссисипи" взорвалась башня главного калибра, причем погибли 49 человек и 9 были ранены. Причина взрыва не составила загадки для командования линкора: горящие частицы заряда, оставшиеся в стволе правого орудия после предыдущего выстрела, воспламенили следующий заряд в то время, как затвор не успел еще закрыться. Поврежденный корабль направился в Сан-Педро, чтобы передать убитых и раненых на госпитальное судно, и во время этого перехода "случайно" разрядилось в той же башне левое орудие, тяжело ранив еще 10 человек. Наконец, уже в Сан-Педро, где линкор стал на рейде, само собой выстрелило еще одно орудие главного калифа, и его снаряд только чудом, не разнес в щепы стоявший неподалеку пассажирский пароход. Этот самопроизвольно стреляющий во все стороны линкор посеял такую панику, что ему приказали немедленно выйти в море.

А. Костин

Источник - "Техника - молодежи", №2 1981.

Последнее обновление 15.10.2009 год



(c) 2020 :: War1960.ru - ВОЙНЫ И СРАЖЕНИЯ от античности до наших дней.