Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Атомные крейсера УРО

 

Атомные крейсера УРО

 

Командование ВМС США уделяет большое внимание развитию надводного флота, отводя одно из ведущих мест в его составе крейсерам УРО. По классификации, принятой за рубежом, к ним относятся корабли большого водоизмещения, вооруженные зенитными (ЗРК), противокорабельными (ПКРК) и противолодочными ракетными (ПЛРК) комплексами. Крейсера УРО предназначаются для решения широкого круга задач, в первую очередь для охранения авианосцев, конвоев и десантных отрядов, действий в составе КУГ, нанесения ударов по береговым объектам.

Наиболее совершенными кораблями рассматриваемого класса являются атомные крейсера УРО (КРА)(* Вследствие большой массы ядерная энергетическая установка может быть установлена только на кораблях большого (не менее 8000 — 10000 т) водоизмещения. — Ред.), которые благодаря наличию на борту ядерной энергетической установки (ЯЭУ) имеют практически неограниченную дальность плавания с высокой скоростью, что повышает их боевые возможности, значительно расширяет районы действия и увеличивает время нахождения в них. КРА лучше приспособлены для действий в условиях применения оружия массового поражения, так как ЯЭУ не требуют для своей работы атмосферного кислорода, а корабль может быть лучше загерметизирован.

Кроме того, отсутствие дымовых газов уменьшает коррозию антенных систем радиоэлектронного вооружения и одновременно облегчает посадку вертолетов на корабли.

Вместе с тем сложность технологии производства и эксплуатации ЯЭУ, которые предъявляют высокие требования к подготовке и квалификации личного состава, и большая стоимость постройки атомного корабля привели к тому, что даже США не смогли вести крупносерийное строительство КРА УРО. В настоящее время в составе американских ВМС находятся девять атомных крейсеров УРО: четыре типа «Вирджиния», два типа «Калифорния», а также «Тракстан», «Бейнбридж» и «Лонг Бич» (рис. 1). Их основные тактико-технические характеристики приведены в таблице.

Крейсера типов «Вирджиния», «Калифорния» и «Лонг Бич» имеют гладко-палубный корпус, остальные корабли — корпус с протяженным далеко в корму полубаком. По длине корпус разделен на 16—18 водонепроницаемых отсеков. Высокий надводный борт в носовой и средней частях улучшает мореходные качества, уменьшает заливаемость верхней палубы при волнении моря. Для снижения массы и увеличения остойчивости кораблей, несколько пониженной из-за размещения на верхней палубе и надстройках пусковых установок ЗУР, КР и ПЛУР, в конструкциях надстроек шроко использованы алюминиевые сплаdы. Однако, отмечает зарубежная печать, опыт боевых действий в ходе англо-аргентинского конфликта из-за Фолклендских (Мальвинских) о-вов показал невысокую пожаростойкость этих сплавов. Надстройки сильно развиты по длине и ширине кораблей, что объясняется потребностью в дополнительных закрытых объемах для размещения ракетного вооружения. Корабли оборудованы для действий в различных климатических зонах и в условиях применения оружия массового поражения. На них, в частности, установлены системы кондиционирования воздуха, отсутствуют иллюминаторы, применены автоматические захлопки в системе вентиляции, предусмотрено дистанционное управление закрытием люков и дверей для предотвращения распространения пожара и воды, оборудованы системы водяной завесы, устроены сквозные проходы в надстройке, боевые посты размещены в основном внутри корпуса. Большое внимание уделено обеспечению мореходных качеств и сохранению высоких боевых возможностей при плавании в неблагоприятных метеорологических условиях. По данным иностранной прессы, корабли могут удерживать скорость 20 уз при высоте волн 7,5 м в течение длительного времени.

крейсер «Арканзас» На кораблях типов «Вирджиния» (рис. 2) и «Лонг Бич» установлено по две четырехконтейнерные защищенные пусковые установки (ПУ) для КР «Томагавк». Аналогичные ПУ намечается смонтировать на КРА УРО типа «Калифорния».

При этом могут применяться КР «Томагавк» трех модификаций. Для стрельбы по наземным объектам предназначены ракеты BGM-109A с ядерной боевой честью (БЧ) и дальностью полета до 2500 км и BGM-109C с обычной БЧ (1250 км), для поражения надводных кораблей и судов — BGM-109B с осколочно-фугасной БЧ массой 454 кг (до 550 км). Для ракет BGM-109A и С применяется комбинированная система наведения, которая включает инер-циальный блок с радиовысотомером и корреляционную систему ТЕРКОМ с запоминанием рельефа местности по маршруту полета. В зарубежной печати отмечается, что точность подхода КР к цели практически не зависит от дальности полета, так как ТЕРКОМ компенсирует увеличивающиеся во времени ошибки инерциального блока системы наведения. Ракеты BGM-109B наводятся на надводные цели также при помощи комбинированной системы, состоящей из инерциального блока с радиовысотомером (начальный и средний участки траектории) и активной радиолокационной головки самонаведения. Скорость полета ракет «Томагавк» около 900 км/ч.

В настоящее время завершена разработка еще одной модификации КР «Томагавк» морского базирования — BGM-109D, которая в отличие от BGM 109С будет оснащаться кассетной БЧ, содержащей до 166 малокалиберных бомб BLU-97B комбинированного действия. Она предназначается для нанесения ударов по береговым объектам. возможностей по уничтожению надводных кораблей и судов все атомные крейсера вооружены двумя четырехконтейнерными ПУ ПКР «Гарпун» (RGM-84A) с дальностью стрельбы 110—130 км. Эта ракета имеет скорость полета М = 0,85, фугасную боевую часть массой 225 кг и комбинированную систему наведения: инерциальный блок с радиовысотомером (AN/APN-194) и активную радиолокационную головку самонаведения (с РЛС PR-53/DSQ-38).

Зенитное ракетное вооружение атомных крейсеров представлено двумя ПУ Мк13 (корабли типа «Калифорния»), двумя спаренными ПУ Мк10 («Бейнбридж» и «Лонг Бич») для ракет «Стандарт» и комбинированными спаренными пусковыми установками (одной Мк10 для кораблей типа «Тракстан» и двумя Мк26 — «Вирджиния») для ракет «Стандарт» и АСРОК. При этом могут использоваться зенитные ракеты четырех модификаций: «Стандарт-1 MR» (RIM-66B), «Cтандарт-2MR» (RIM-66D), «Стандарт-1 ER» (RIM-67A) и «Cтандарт-2ER» (RIM-676). Первые две из них являются ракетами средней дальности (до 50 км), а последние — большой (до 100 км). Они имеют досягаемость по высоте около 20 км и скорость полета М = 2 — 2,5. Системы управления ракетной стрельбой Мк74 (только на кораблях типа «Калифорния») и Мк76 имеют в своем составе различные РЛС подсветки цели и передачи радиокоманд телеуправления (до четырех AN/SPG-51, -55 и их модификаций).

Для борьбы с подводными лодками часть кораблей оснащена ПЛРК АСРОК с восьмизарядной пусковой установкой Мк16 (на остальных крейсерах типа «Вирджиния» и «Тракстан» для запуска ПЛУР используются соответственно пусковые установки Мк26 и Мк10 мод. 8).

ПЛУР АСРОК представляет собой одноступенчатую твердотопливную ракету с глубинной бомбой или торпедой (Мк46 или Мк44) в качестве боевой части. Она имеет максимальную дальность полета 14,5 км при стартовой массе 454 кг (предельная эффективная дальность стрельбы 9 км, а минимальная 1,5 — 2 км) и довую скорость полета.

Все КРА УРО оснащены двумя трехтрубными 324-мм торпедными аппаратами Мк32 («Тракстан» — четырьмя однотрубными), для стрельбы из которых применяются торпеды Мк46. Управляемые противолодочные торпеды Мк46 имеют комбинированную (активно-пассивную) акустическую систему самонаведения. Масса торпеды составляет около 250 кг (масса ВВ — 40 кг), скорость и глубина хода соответственно — 45 уз и 450 м, дальность хода — до 11 км.

Управление стрельбой противолодочным оружием осуществляется с помощью систем Мк114 и Мк116. Последняя система, использующая ЭВМ AN/UYK-7, является более совершенной. Она осуществляет обработку данных в цифровой форме в отличие от аналоговой системы Мк114. Данные в систему стрельбы поступают от низкочастотных корабельных ГАС: на крейсерах «Лонг Бич» и «Бейнбридж» от AN/SQS-23A и В, а на кораблях «Тракстан» и типа «Калифорния» — соответственно от AN/SQS-26 и -26СХ. Установленная на крейсерах типа «Вирджиния» ГАС AN/SQS-53A обеспечивает передачу данных в систему Мк116 и является модернизированным вариантом ГАС AN/SQS-26. Она работает в режимах эхо- и шумопеленгования, а также звукоподводной связи и обеспечивает поиск, классификацию и слежение за несколькими целями одновременно. Дальность действия станции в активном режиме в зависимости от гидрологии может составлять до 18 км, а при использовании условий сверхдальнего распространения акустических лучей в зонах конвергенции — от 55 до 60 км. Станция выполнена полностью на полупроводниках, имеет антенное устройство диаметром 4,8 м с 576 приемопередающими элементами, которое находится в носовом обтекателе из армированной звукопрозрачной резины размером 11.3Х6Х 3 м.

Артиллерийское вооружение представлено 127-мм универсальными одноорудийными артустановками Мк45, Мк42 и МкЗО (за исключением крейсера «Бейнбридж», на котором нет артиллерии среднего калибра), а также 20-мм ЗАК «Вулкан-Фаланкс».

По две универсальных артустановки смонтировано на крейсерах типов «Вирджиния» и «Калифорния» (Мк45), а также «Лонг Бич» (МкЗО). На «Тракстан» имеется одна установка Мк42.

Наиболее современными из универсальных артустановок атомных крейсеров считаются Мк45. Широкое применение алюминиевых сплавов, новых марок сталей позволило снизить массу установки Мк45 до 22,7 т. В ее конструкции использованы бесконтактные выключатели, полупроводниковые усилители, электрические и гидравлические блокировочные устройства и модульные блоки, обеспечивающие быстрое обнаружений и устранение неисправностей. Магазин барабанного типа вмещает 20 подготовленных к действию унитарных патронов и обеспечивает автоматическую стрельбу со скорострельностью 20 выстр./мин с последующим автоматическим пополнением барабана с помощью заряжающего устройства, к которому снаряды (масса 32 кг) подаются вручную. Горизонтальная дальность стрельбы около 20 км, а досягаемость по высоте 13,6 км.

На атомных крейсерах установлены системы управления артиллерийским огнем Мк56 («Лонг Бич»), Мк68 («Тракстан») и Мк86 {корабли типов «Вирджиния» и «Калифорния»), Системы обеспечивают стрельбу по воздушным, морским и береговым целям с использованием РЛС и других технических средств. Наиболее современной из систем управления артогнем является Мк86. Включение в нее ЭВМ и наборов сменных модулей программного обеспечения позволяет применять ее в различной тактической обстановке. В Мк86 используется метод слежения, который позволяет в соответствии с программой ЭВМ отслеживать до 120 целей. ЭВМ изготовлена на твердотельных элементах, имеет устройство самоконтроля и модульную конструкцию, что обеспечивает быструю замену неисправных или установку более совершенных блоков. В состав системы Мк86 входит двухкоординатная импульсная РЛС AN/SPQ-9A, осуществляющая поиск, классификацию и непрерывное слежение за целью. РЛС имеет две антенны. Одна из них служит для обнаружения надводных и воздушных низколетящих целей на дальностях около 40 км и высоте до 600 м. Вторая антенна может обнаруживать воздушные цели, находящиеся в пределах вертикального угла поиска до 25°. Опознавание и автоматическое слежение за воздушными целями на дальности около 100 км осуществляет им-пульсно-доплеровская РЛС AN/SPG-60.

Для борьбы с воздушными целями (в том числе ПКР) в ближней зоне на каждом КРА УРО установлены два 20-мм шестиствольных ЗАК Мк15 «Вулкан-Фаланкс» (скорострельность 3000 выстр./мин, емкость магазина 950 патронов). В системе управления огнем используются две РЛС обнаружения и сопровождения целей, смонтированные в едином блоке с установкой, которые работают в им-пульсно-доплеровском режиме. РЛС обеспечивают обнаружение цели с эффективной поверхностью рассеяния 0,1 м2 на расстоянии до 5 км, слежение за полетами снаряда и автоматическую корректировку огня. К недостаткам комплекса зарубежные специалисты относят малую емкость магазина, перезаряжение которого производится вручную и занимает 7—10 мин.

На крейсере «Тракстан» базируется вертолет SH-2F системы ЛЭМПС Мк1 (взлетная масса около 6 т, максимальная скорость 275 км/ч и дальность полета 660 км). Его основное вооружение включает две торпеды Мк46, 15 РГБ, магнитный обнаружитель AN/ASQ-81, поисковую РЛС LN66HP, разведывательный приемник AN/ALR-54. Для размещения вертолета имеется ангар.

Радиоэлектронное оборудование кораблей отличается высокой степенью стандартизации. Все крейсера оснащены автоматизированной системой БИУС NTDS. На кораблях установлена система РЭБ AN/SLQ-32(V), обеспечивающая ведение радиотехнической разведки с выдачей пеленга на РЛС (кораблей и ГСН ракет) и автоматическую выработку данных целеуказания на запуск 127-мм НУР с противорадиолокационными отражателями и ИК ловушками с четырех шеститрубных пусковых установок Мк36.

Радиолокационные средства атомных крейсеров включают до 12 РЛС различного назначения (обнаружения воздушных и надводных целей, навигационных и управления огнем ракетного и артиллерийского оружия). При этом обнаружение воздушных целей обеспечивается на дальности до 400 км, а надводных — 40 км. Для обнаружения воздушных целей используются РЛС 10-см диапазона AN/SPS-48 (трехкоординатная) и AN/SPS-40, а также 5-см диапазона AN/SPS-49 различных модификаций, В интересах навигации и обнаружения надводных целей используются РЛС LN66, а также AN/SPS-10, -55 и -67, работающие в диапазоне 3—5 см.

В состав радиоэлектронного оборудования входят также устройства системы спутниковой связи «Флитсатком» с антенной ОЕ-82, приемником AN/SSR-1 и тремя-четырьмя приемопередатчиками AN/WSC-3, а также системы радиосвязи на стандартных частотах ВМС по всем диапазонам, станции радиолокационного опозна- вания «свой—чужой», радиомаяк РНС ТАКАН, система гидроакустического противодействия Т-Мк6 (намечается ее замена буксируемой системой ГПД AN/SLQ-25 «Никси»).

Все атомные крейсера (кроме «Лонг Бич») оснащены ядерными энергетическими установками в составе двух ядерных водоводяных реакторов типа D2G фирмы «Дженерал электрик» и двух главных турбозубчатых агрегатов (ГТЗА) суммарной мощностью 100 000 л. с. На крейсере «Лонг Бич» установлены два ядерных реактора CIW фирмы «Вестингауз», обеспечивающих паром два ГТЗА общей мощностью 80 000 л.с.

Применение ЯЭУ внесло существенные изменения в архитектуру кораблей, позволив отказаться от дымовых труб и по-новому подойти к проектированию верхних надстроек с целью обеспечения наивыгоднейших условий работы радиоэлектронных средств. Вытянутая вверх носовая надстройка «Лонг Бич» имеет форму куба, и ее боковые стенки были использованы для размещения фазированных антенных решеток РЛС AN/SPS-32 и -33. При проведении капитального ремонта эти РЛС из-за большой мас»ы (48 и 120 т), сложности эксплуатации и недостаточной надежности были заменены новыми — AN/SPS-48 и -49. Корпус корабля не бронирован. Боевой информационный пост (БИП) размещен на четвертой палубе и хорошо защищен. Обычно в нем находится 35 человек, по тревоге их численность удваивается.

Большое водоизмещение «Лонг Бич», высокая стоимость его постройки, сложность конструкции привели к поиску отлмальных архитектурных и конструктивных решений и состава вооружения. В дальнейшем строились атомные крейсера «Бейнбридж» и «Тракстан». Эти корабли по вооружению и многим конструктивным особенностям являются аналогами крейсеров типов «Леги» и «Белкнап». Такое решение обосновывалось стремлением провести сравнительную оценку эффективности атомных и обычных кораблей, оценить преимущества, обеспечиваемые ЯЭУ. Высокая стоимость постройки атомных крейсеров и длительное время, потребовавшееся для детального сравнения проектов кораблей, сказались на темпах их постройки. В результате четвертый по счету в США атомный крейсер («Калифорния») вступил в строй спустя семь лет после завершения строительства крейсера «Тракстан». Корабли типа «Калифорния» отражают уровень развития атомных крейсеров по состоянию на начало 70-х годов. Они стали первыми американскими атомными надводными кораблями, предназначенными для серийного строительства.

При постройке большое внимание обращалось на стандартизацию конструкций, повышение степени автоматизации в системах управления и оборудовании. По сравнению с предшественником водоизмещение корабля увеличилось более чем на 1300 т, что связывается с существенно возросшими требованиями к размещению большого объема радиоэлектронных средств. Крейсер стал первым кораблем ВМС США, вооруженным ЗУР с системой управления на твердотельных элементах и ампульными батареями (обеспечивают надежное снабжение энергией после долгого периода хранения). В проекте корабля предусмотрены большие резервы по объему и массе для последующих модернизаций. В то же время отмечаются серьезные недостатки проекта, обусловившие сокращение серии до двух единиц и переход к строительству очередного типа атомных крейсеров. Одним из недостатков кораблей типа «Калифорния» зарубежные специалисты считают слабое зенитное ракетное вооружение, представленное лишь двумя пусковыми установками ЗУР. Кроме того, общий состав вооружения сопоставим с таковым у обычных крейсеров, имеющих значительно меньшее водоизмещение и стоимость постройки. В итоге было начато проектирование, а затем и строительство новой серии крейсеров типа «Вирджиния» в количестве четырех единиц.

В проекте данного корабля в наиболее полной степени воплощены требования американских специалистов к облику атомного крейсера УРО. Использование при проектировании ЭВМ позволило оценить несколько сот вариантов и найти наиболее приемлемое решение, удовлетворяющее как техническим, так и тактическим требованиям ВМС. Исключение из состава вооружения пусковой установки ПЛРК АСРОК позволило сократить длину корпуса по сравнению с предыдущим проектом на 3,3 м. Корабль проектировался как комплексная система. При этом внимание было обращено прежде всего на обеспечение высокой мореходности, улучшение обитаемости и организацию погрузочно-разгрузочных работ. Матросы не более чем по 20— 25 человек размещаются в кубриках с изолированными койками, где есть отдельные помещения для отдыха и приема пищи. Жилые блоки не имеют сквозных проходов. При их отделке широко использованы пластики и сплошная звукоизоляция переборок и подволоков. На корабле обеспечены условия для быстрой приемки и распределения грузов по местам хранения. Для этого имеются элеваторы, ленточные транспортеры, устроен сквозной проход по правому борту на главной палубе. Имеются два подвижных поста приема грузов на ходу в носовой и кормовой оконечностях и один стационарный в средней части корабля. В носу и корме оборудованы посты приема грузов с помощью вертолетов.

Особое внимание при проектировании было уделено организации корабельной АСУ. Комплексная централизованная автоматизированная система боевого управления построена на основе семи ЭВМ AN/UYK-7 (расположены в одном помещении). Такое размещение, по мнению зарубежных специалистов, уменьшает потребность в личном составе для обслуживания, облегчает организацию обмена «памятью» между машинами, увеличивая тем самым объем обрабатываемой информации. С помощью ЭВМ осуществляются расчеты для подсистем управления всеми видами оружия, а также производится обработка информации о тактической обстановке, получаемой по линиям передачи данных от других кораблей, береговых пунктов управления. Система РЭБ не интегрирована с АСУ, вместе с тем пульт управления ею расположен в боевом информационном центре (БИЦ), что упрощает обмен информацией с БИУС NTDS. К недостатку проекта относят расположение БИЦ в надстройке, что снижает его живучесть.

Одной из особенностей проекта «Вирджиния» было впервые примененное в ВМС США размещение ангара для вертолетов в кормовой части под верхней палубой. В связи с оснащением кораблей КР «Томагавк» (их бронированные пусковые установки смонтированы над бывшим ангаром) вертолеты с кораблей убраны. Такое решение, отмечается в зарубежной печати, снизило их возможности в борьбе с подводными лодками.

По существующим кораблестроительным программам США строительство атомных крейсеров УРО пока не предусматривается. Вместе с тем в зарубежной печати указывается, что в ВМС прорабатывается проект нового крейсера, имеющего многофункциональную систему оружия «Иджис». В качестве его ГЭУ рассматривается комбинированная ядерно-газотурбинная энергетическая установка (CONAG), в которой газовые турбины используются только на полном ходу. Строительство таких КРА УРО ожидается в следующем десятилетии.

Капитан 1 ранга Ю. Петров.

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №5 1988.

Последнее обновление 04.05.2013 год

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru