Под редакцией
Героя Советского Союза адмирала Н. КУЗНЕЦОВА,
Героя Советского Союза вице-адмирала Г. ЩЕДРИНА,
контр-адмирала-инженера А. ЗУБНОВА.
Коллективный консультант — Центральный военно-морской музей.
«Фашистские самолеты пикируют на «Киров» один за другим. Невероятный грохот. Столбы воды закрывают корабль. Но вот спадает водяная стена, и снова видны знакомые контуры башен и надстроек... В небе клубы черного дыма. Самолеты отогнаны...» — таким запомнился писателю Н. Михайловскому, находившемуся в Таллине летом 1941 года, один из самых прославленных кораблей советского флота.
28 сентября 1938 года, меньше чем за три года до начала Великой Отечественной войны, корабли, стоявшие в гаванях и на рейде Кронштадта, подняли на мачтах сигнал: «Приветствуем нового боевого товарища». В этот день вступил в строй первый крейсер, спроектированный советскими конструкторами и построенный советскими рабочими. Верховный Совет и ЦК КП(б) Казахской ССР приняли шефство над новым кораблем.
В период между мировыми войнами все морские державы уделяли немало внимания совершенствованию класса легких крейсеров — кораблей, предназначенных для совместных действий в соединениях, для операций на торговых путях противника, для разведки, для лидирования миноносцев. Отличительные особенности этих крейсеров — высокая скорость хода и большая дальность плавания, введение тонкой 50—70-мм бортовой брони в состав наружной обшивки, установка надводных торпедных аппаратов и катапульт для запуска самолетов. Легкие крейсеры, построенные в 1930—1940-х годах в Англии, США, Японии, Франции и Италии, несли от шести до пятнадцати 152—155-мм орудий и развивали скорость хода 32—33 узла. Советские крейсеры типа «Киров» отличались от всех иностранных кораблей такого же класса необычайно мощным артиллерийским вооружением — девять 180-мм орудий — и высокой скоростью хода — 35 узлов.
Для крейсера «Киров», головного корабля серии, турбозубчатые агрегаты и часть вспомогательных механизмов были поставлены итальянской фирмой «Ансальдо». Все эти механизмы оказались вполне удовлетворительными, за исключением главных редукторов, которые работали с недопустимым шумом и у которых был повышенный износ зубьев. Устранение этого дефекта, допущенного фирмой, по-видимому, при нарезке огромных, диаметром до 4000 мм зубчатых колес, задержало испытания головного корабля. Но, как говорится, «не бывает худа без добра» — удалось вовремя принять меры для повышения точности зуборезных станков, и благодаря им, этим мерам, редукторы, изготовленные на советских заводах для следующих кораблей серии, были лишены подобных дефектов.
Для постройки крейсеров типа «Киров» было организовано серийное производство турбин мощностью 55 тыс. л. с в одном агрегате, крупных водотрубных котлов, вспомогательных механизмов, вооружения и оборудования. И если в Германии на пяти новейших однотипных крейсерах фирмы установили разнотипные котлы, турбины и вспомогательные механизмы, то в Советском Союзе все механизмы первой серии крейсеров были унифицированы. Это позволило наладить широкую кооперацию, ускорить постройку и неуклонно сокращать трудоемкость изготовления от корабля к кораблю.
В первый день Великой Отечественной войны орудия крейсера «Киров», стоявшего на Усть-Двинском рейде, открыли огонь по фашистским самолетам, налетевшим на Ригу. Потом в течение недели залпы орудий главного калибра крейсера накрывали танковые колонны и пехотные части гитлеровцев, рвавшиеся к столице Советской Латвии. А 29 июня, прорвавшись через узкий и мелкий пролив Муху-Вяйна, «Киров» пришел в Таллин. После непрерывных месячных боев Балтийский флот был вынужден оставить свою основную базу: 28 августа 1941 года начался легендарный переход из Таллина в Ленинград.
Впереди растянувшейся на 15 миль линии кораблей шел отряд главных сил во главе с крейсером «Киров», на борту которого находился Военный совет флота. Вражеская авиация непрерывно атаковала эскадру с воздуха, а воды залива кишели немецкими минами. Кульминационным моментом перехода стал бой у мыса Юминда, где противник решил во что бы то ни стало уничтожить флагманский корабль Балтийского флота. Весь фарватер был заминирован. По крейсеру била тяжелая полевая артиллерия, на него пикировали «юн-керсы»... Моряки с честью выдержали тяжелое испытание. Днем 29 августа отряд главных сил прибыл в Кронштадт. И с 4 сентября 1941 года, когда фашисты вышли на ближние подступы к Ленинграду, до их разгрома в январе 1944 года не смолкала артиллерия «Кирова».
«...Уничтожены 75-мм батарея, 3 пулеметные точки и 5 автомашин», «Уничтожены 2 минометные батареи, 2 трактора, обоз с продуктами, около роты солдат», «Уничтожен батальон пехоты. При поддержке артиллерии крейсера советская пехота освободила несколько населенных пунктов....» Не так уж много на свете легких крейсеров, в журналах боевых действий которых можно найти записи о поражении столь необычных для них целей. Родина высоко оценила бесценный для осажденного Ленинграда ратный труд моряков:
крейсер «Киров» был награжден орденом Красного Знамени.
При подготовке разгрома немцев под Ленинградом корабли Балтийского флота были разделены на четыре группы. В одну из них вошел крейсер «Киров» и однотипный с ним «Максим Горький». И в огненном шквале, который 14 января 1944 года обрушился на вражеские войска, было немало снарядов, выпущенных орудиями крейсеров первой советской постройки. На Черном море воевал крейсер «Ворошилов», боевая деятельность которого тоже была удостоена ордена Красного Знамени.
Крейсер «Киров» до сих пор в строю. Каждый год 1 Мая, в День Военно-Морского Флота и 7 ноября он входит в Неву как флагманский корабль-ветеран и становится на свое штатное место против Зимнего дворца.
В. Смирнов
Статья о крейсере типа «Киров» завершает морской цикл исторической серии «ТМ», начатой в 1969 году. В первом номере 1973 года под этой рубрикой будет опубликована первая из 12 статей, которые расскажут о выдающихся образцах стрелкового вооружения Советской Армии периода Великой Отечественной войны.
Источник - "Техника - молодежи.", №12 1972.
Последнее обновление 15.12.2004 год
|