Крейсера УРО типа «Тикондерога»

 

Военно-политические круги США, раскручивая новый виток гонки вооружений, количественно увеличивают и качественно улучшают свои военно-морские силы. В частности, в январе 1983 года вступил в строй крейсер УРО «Тикондерога» — головной корабль из серии в 26 единиц.

Освещая это событие, зарубежная печать отмечает, что в состав ВМС США вошел самый современный надводный корабль, в котором воплощены последние достижения в области кораблестроения. Заказ на его строительство был выдан в сентябре 1978 года, и с тех пор размещены заказы на постройку еще шести кораблей. Строительство новых крейсеров осуществляется на верфи фирмы «Литтон индастриз» (Паскагула, штат Миссисипи), а в дальнейшем будет производиться также на верфи «Бат айрон уоркс». Общая стоимость программы в настоящее время, по оценке зарубежных специалистов, составляет около 27 млрд. долларов (в ценах 1982 года).

Основной задачей крейсеров типа «Тикондерога» является борьба с воздушными, надводными и подводными целями при действии в составе авианосной многоцелевой и корабельной ударной групп. Помимо этого, в силу своего многоцелевого назначения корабли могут привлекаться для действий в составе амфибийных соединений и конвоев, охранения групп транспортов и танкеров-заправщиков на ходу, а также для огневой поддержки при высадке десанта и ведения разведки.

Корабль создан на базе корпуса и главной энергетической установки (ГЭУ) эскадренного миноносца «Спрюенс», что позволило ускорить и удешевить его строительство, упростить эксплуатацию и обеспечение запасными частями, облегчить подготовку личного состава. При этом получили дальнейшее развитие методы проектирования корабля как комплексной системы оружия, включающей его корпус, вооружение, боевые и технические средства, личный состав. Большое внимание было уделено размещению и условиям функционирования различных систем. В первую очередь это коснулось радиоэлектронных средств, так как значительное количество разнообразных антенных устройств, создающих взаимные помехи при работе, потребовало создать оптимальные условия для их размещения.

Одной из наиболее серьезных задач, поставленных перед проектировщиками корабля, являлась разработка такой архитектуры корпуса, конструкций его секций и блоков, чтобы можно было без больших материальных затрат и в сравнительно короткое время проводить их модернизацию. Подобная задача, отмечает иностранная печать, вытекает из опыта эксплуатации кораблей ВМС США, который показывает, что в течение своего 25 — 30-летнего срока службы они, как правило, проходят две модернизации.

Основные тактико-технические характеристики корабля приведены ниже.

Водоизмещение полное, т   9600
Основные размерения, м:   
длина  172,8
ширина  16,8
осадка  9,5
Дальность плавания (при скорости хода, уз), мили   6000 (20)
Скорость полного хода, уз  32
Запас топлива, т  2000
Экипаж, человек  360 (из них 33 офицера)

В зарубежной прессе сообщается, что новые крейсера строятся на поточной линии блочно-секционным методом (корабль разбит на десять блоков и секций) с модульным монтажом комплектующего оборудования и предварительно высокой степенью насыщенности им секции (рис. 1).

Корабль имеет корпус с далеко вытянутым в корму полубаком, простирающимся на 85 проц. его длины, клиперский нос и транцевую корму. Обводы корпуса спроектированы с учетом уменьшения амплитуд бортовой и килевой качки и сопротивления воды движению корабля. На основе опыта эксплуатации эскадренных миноносцев типа «Спрюенс» общая длина корабля за счет удлинения носовой части увеличена на 1,1 м, на ней установлен фальшборт длиной около 40 м и высотой 1,4 м для уменьшения воздействия волн и брызг в штормовую погоду на носовые установки — артиллерийскую и универсальную ракетную пусковую. С этой же целью крейсера оснащаются системой стабилизации качки и бортовыми килями.

Согласно проекту кораоль длительное время должен удерживать скорость 20 уз при состоянии моря 7 баллов. Дымовые трубы разнесены по бортам и длине корабля. За ходовым мостиком и в средней части надстройки возвышаются решетчатые мачты. При проектировании ставилась задача повысить ударо- и взрывостойкость корпусных конструкций и оборудования. Полуав-томатическая аварийная система с помощью специальных датчиков информирует командование о характере и объеме повреждений и позволяет дистанционно закрывать люки и двери для предотвращения распространения огня и воды.

Проектом предусматривается использование различных шумопоглощающих устройств и покрытий, малошумного энергетического оборудования, изготовляемого поспециальноразработанной технологии. В качестве движителя выбран пяти лопастный винт регулируемого шага (ВРШ) с подачей воздуха на входящие кромки лопастей для снижения кавитационного шума. В результате этих нововведений ожидается, что уровень шума этого корабля будет меньше, чем у других надводных кораблей ВМС СЩА.

В конструкции корабля широко применены также новые долговечные материалы (алюминиевые сплавы, пластмассы, износоустойчивые покрытия и т. д.). Погреба боеприпасов защищены 25-мм стальными плитами. Наиболее важные части надстройки дополнительно защищены сотовыми панелями. Верхняя палуба имеет виниловое покрытие. По сравнению с другими кораблями увеличена площадь жилых помещений, которые размещены в средней части корпуса и в надстройке. Койки сгруппированы в блоки по шесть штук и разделены легкими переборками. Спальные выгородки отделены от других жилых помещений шторами. Предусмотрены специальные помещения для отдыха и занятий.

Корабль приспособлен для действий в условиях применения оружия массового поражения. В корпусе и надстройке полностью отсутствуют иллюминаторы. Все внутренние помещения оборудованы системой кондиционирования воздуха.

На корабле смонтированы ленточные транспортеры и элеваторы для передачи грузов с верхней палубы на нижние и перемещения их по отсекам. Один из транспортеров обеспечивает горизонтальное перемещение грузов по всей длине корабля — с носа до кормы. В носовой и кормовой частях оборудованы два поста приема грузов, доставляемых вертолетами.

Модульная конструкция оборудования дает возможность использовать метод агрегатного ремонта и быстро заменять неисправные блоки силами личного состава корабля и обслуживающей его плавбазы.

Автоматизация управления движением ц маневрированием корабля, системами вооружения и энергетической установкой позволила сократить численность личного состава.

На корабле установлена всережимная главная энергетическая установка, которая впервые применяется на крейсерах ВМС США. На каждый вал через двухступенчатый редуктор с раздвоением мощности (общее передаточное отношение 21,4:1) через соединительно-разобщительную муфту работают две газовые турбины LM2500 фирмы «Дженерал электрик» мощностью по 20 000 л. с. При полной мощности (3600 об/мин), которую они могут развивать через 12 мин после пуска из холодного состояния, удельный расход топлива составляет 190 г/л.сч. Так как все газовые турбины имеют правостороннее вращение, то для того, чтобы гребные винты вращались в разных направлениях, двигатели левого борта расположены в нос от передачи, а правого — в корму от нее.

Каждая турбина поставляется в виде единого модуля (длина 7,8 м, ширина 2,7 м, высота 2,85 м), включающего, кроме турбины, компрессор, воздухоприем-ный и газовыхлопной коллекторы. Модуль, заключенный в звукоизолирующий кожух, монтируется на амортизирующих опорах. На корабле установлены BPLU диаметром 5,2 м, имеющие частоту вращения при полной мощности 168 об/мин. В целях снижения расхода топлива предусматривается возможность работы каждой турбины в отдельности.

Главная энергетическая установка занимает четыре отсека по длине корабля. В первом и четвертом размещаются газовые турбины с редукторами, во втором и третьем — вспомогательное оборудование.

В общекорабельной сети используется переменный ток (частота 60 Гц), вырабатываемый тремя газотурбогенераторами мощностью по 2500 кВт, каждый из которых выполнен в едином блоке (газовая турбина, электрогенератор, редуктор) и размещается в первом и четвертом энергетических отсеках, а также в кормовой части корабля. Обслуживают главную энергетическую установку 54 человека, а несут вахту пятеро.

Имеется система дистанционного управления ГЭУ, вспомогательными механизмами, рулевым устройством, электроэнергетической установкой. Управление движением осуществляется регулятором для механизмов каждого борта, который обеспечивает изменение шага гребного винта и частоты его вращения с пультов, расположенных на мостике, его крыльях или в центральном посту управления (ЦПУ) энергетической установкой. ЦПУ размещен на первой платформе в хорошо защищенной средней части корабля. Из него и с местных постов в первом и четвертом отсеках можно управлять ГЭУ вручную. Из ЦПУ осуществляется автоматическое и ручное управление электроэнергетической установкой, в том числе и переключение газотурбогенераторов. Все данные от 300 датчиков, характеризующие работу ГЭУ, отображаются на 128 индикаторах и вводятся в ЭВМ для анализа^ обработки и выдачи рекомендаций. Эта информация отображается на пультах управления и при необходимости выводится на печатающее устройство. При отклонении значений контролируемых параметров от нормы подаются световой и звуковой сигналы.

Боевой информационный пост (БИП) крейсера размещен на платформе 01 в носовой части надстройки, что вызывает сомнения у иностранных специалистов в достаточной его защищенности и живучести. Он разделен на шесть функциональных зон (рис. 2), в которых установлено оборудование (пульты, индикаторы) подсистем, обеспечивающих сбор, анализ, обобщение и отображение информации для принятия решений на применение оружия против подводных лодок, воздушных целей, надводных кораблей, а также для контроля за тактической обстановкой, управления действиями как одного корабля, так и всего соединения.

Крейсер УРО «Тикондерога» вооружен многофункциональной системой оружия «Иджис» Мк7. В ее состав входят: ЗУР «Стандарт-2» RIM-66C (дальность стрельбы около 37 км), две универсальные пусновые установки Мк26 (две направляющие), размещенные в носовой части корабля и на кормовой части надстройки (боезапас 64 ракеты), управляемая ЭВМ AN/UYK-7, радиолокационная станция AN/SPY-1A с четырьмя фазированными антенными решетками, размещенными на передней, боковых и задней стенках надстройки (рис. 3). Сообщается, что РЛС обеспечивает круговой обзор, обнаружение и сопровождение более 100 целей. Зарубежные специалисты подчеркивают, что РЛС AN/SPY-1A по характеру отраженного сигнала может различать ложные цели, имеет меньшее время реакции и большую помехозащищенность, чем другие станции, способна управлять стрельбой ПКР «Гарпун», а также обеспечивать наведение истребителей, действующих с авианосцев,

К числу других ключевых элементов системы Мк7 относятся следующие подсистемы: управления и контроля, обеспечивающая командование корабля и корабельной ударной группы необходимыми данными по тактической обстановке; управления оружием, которая определяет потенциально опасные цели, оптимально их распределяет между различными системами оружия и вырабатывает рекомендации на открытие огня, выдает команды РЛС облучения цели на конечном участке траектории полета ракеты; автоматического контроля готовности и обнаружения неисправностей электронного оборудования.

Всего в системе корабельного радиоэлектронного оборудования насчитывается 16 ЭВМ AN/UYK-7, 11 AN/UYK-20 и одна AN/UYK-19. Две антенны РЛС подсветки целей AN/SPG-62 расположены над ходовым мостиком и две — над ангаром.

Для борьбы с подводными лодками на корабле есть два вертолета SH-60B системы ЛЭМПС МкЗ, которые могут использоваться также для целеуказания, ведения разведки, поисково-спасательных операций, перевозки грузов. Ангар для них, имеющий несколько большую длину, чем на эскадренных миноносцах типа «Спрюенс», расположен за грот-мачтой. К нему примыкает взлетно-посадочная площадка, оборудованная системой обеспечения безопасной посадки вертолетов на палубу RAST.

В корпусе корабля на траверзе ангара находятся порты, через которые ведется стрельба торпедами Мк46 из двух трехтрубных 324-мм торпедных аппаратов Мк32, установленных под верхней палубой по-бортно.

Корабль вооружен также ПЛУР АСРОК (дальность стрельбы 9 км, боезапас 24 штуки). Для управления противолодчным оружием есть система Мк116 с ЭВМ AN/UYK-7, которая выдает данные стрельбы на основе информации, поступающей от корабельной ГАС AN/SQS-53. Станция, работающая в режимах эхо- и шумопелен-гования, а также звукоподводной связи, обеспечивает обнаружение, классификацию и слежение за несколькими целями одновременно. Она используется совместно с шумопелечгаторной станцией AN/SOR-19 имеющей буксируемую антенную решетку.

Артиллерийское вооружение корабля представлено двумя башенными 127-мм артустановками и двумя 20-мм артиллерийскими системами «Вулкан-Фаланкс». Облегченные автоматические универсальные башенные 127-мм артустановки Мк45 размещены в носовой и кормовой частях корабля. За счет широкого применения в конструкциях узлов алюминиевых сплавоа и новых марок стали вес установки снижен до 20 т. В артустановках использованы бесконтактные выключатели, полупровод никовые усилители, электрические и гидравлические блокировочные устройства, модульные блоки, которые позволяют быстро обнаруживать и устранять неисправности. Магазин барабанного типа, вмещающий 20 подготовленных унитарных патронов (вес снаряда 32 кг), обеспечивает автоматическую стрельбу, так как непрерывно пополняется с помощью заряжающего устройства, к которому унитарные патроны подаются вручную. Скорострельность установки 20 выстр./мин, дальность стрельбы 24 км. Могут использоваться активно-реактивные снаряды, а также снаряды с лазерными или ИК головками самонаведения.

Для управления артиллерийским огнем на корабле установлена система Мк86. В нее входит ЭВМ и набор сменных модулей программного обеспечения, что позволяет использовать систему для управления стрельбой по воздушным, надводным и береговым целям в различной боевой обстановке. В ней есть РЛС AN/SPQ-9 с антенной, расположенной на фок-мачте под защитным обтекателем.

В средней части надстройки размещены 20-мм артиллерийские системы «Вулкан-Фаланкс» (скорострельность 3000 выстр./мин, питание ленточное, емкость магазина 950 патронов). В системе управления огнем используются РЛС обнаружения и сопровождения целей, выполненные в едином блоке с установкой, которые работают в импульсно-доплеровском режиме. Они обеспечивают обнаружение цели с площадью эффективной отражающей поверхности 0,1 кв м на расстоянии до 5000 м, слежение за полетом снаряда и автоматическую корректировку огня. К недостаткам указанной системы иностранные специалисты относят малую емкость магазина, перезарядка которого производится вручную и занимает 7—10 мин.

Для борьбы с надводными кораблями предназначены ПКР «Гарпун» (дальность стрельбы 120 км, размещенные в двух пусковых восьмиконтейнерных установках в кормовой части корабля (по другим зарубежным источникам, четырехконтейнерных). Полет ракеты на малой высоте обеспечивается радиолокационным корот-коимпульсным высотомером AN/APN-194. Указанное вооружение будут иметь первые пять кораблей. На всех последующих планируется смонтировать по две установки вертикального пуска ракет ЕХ-41 (в носовой и кормовой частях). Установка содержит восемь идентичных модулей по восемь ракет. В одном модуле три ячейки заняты погрузочным устройством. Зарубежная печать отмечает, что использование такой установки позволяет повысить живучесть системы, расширить номенклатуру ракет, увеличить на 50 проц. емкость магазина, уменьшить время реакции и численность обслуживающего персонала. После принятия на вооружение КР «Томагавк» с нее будет запускаться 12 таких ракет.

По данным западной печати, в состав электронного оборудования корабля, помимо указанного выше, входят: РЛС навигационная и обнаружения надводных целей AN/SPS-55 (3-см диапазон) с антенной на фок-мачте; РЛС дальнего обнаружения воздушных целей AN/SPS-49 (дециметровый диапазон) с большой решетчатой антенной на грот-мачте; РНС ТАКАН; аппаратура спутниковой навигационной системы; радиопеленгатор; эхолот; системы РТР, радиосвязи в УКВ, KB, CB и ДВ диапазонах; комплекс РЭБ AN/SLQ-32 с пусковыми установками МкЗб для 127-мм ракет, оснащенных противорадиолокационными отражателями и ИК ловушками; комплекс гидроакустического противодействия AN/ SLQ-25.

Одновременно со строительством первых кораблей серии разработана длительная программа модифицирования последующих, которую предполагается проводить поэтапно. Второй корабль («Йорктаун») незначительно отличается от головного. Сообщается, что некоторые дополнительные мероприятия по увеличению живучести будут проведены сначала на третьем корабле — CG49, а затем и на первых двух. На первом этапе на кораблях CQ49 — CG51 предусматривается усовершенствовать средства отображения тактической обстановки БИП и автоматизировать ряд процессов в средствах РЭБ, модернизировать БИУС в направлении ее совместимости с аналогичными системами ВМС других стран НАТО, вооружить корабли усовершенствованными ЗУР «Стандарт-2».

На втором этапе корабли CG52 — CG56 должны первыми получить на вооружение установки вертикального пуска и несколько улучшенные ЭВМ. Они не будут оснащаться РЛС AN/SPS-49, которые снимут также с первых пяти. На третьем этапе на CG57 — CG62 намечено установить облегченный вариант РЛС AN/SPY-1B (3600 кг против 5450 кг у модификации AN/SPY-1A) и устройство сопряжения РЛС нескольких кораблей для обеспечения отображения тактической обстановки на кораблях с системой «Иджис». С номера CG57 в комплект предусматривается включить КР «Томагавк» (предыдущие корабли тоже получат их на вооружение), а РЛС AN/SPY-1A заменить станцией AN/SPY-1B. Детально мероприятия четвертого этапа (начиная с крейсера CG63) еще не определены. Среди наиболее значительных зарубежные специалисты отмечают установку ЭВМ новой модификации, показатели которой в 4 — 6 раз лучше, чем у существующих машин AN/UYK.-7.

После вступления в строй крейсера УРО «Тикондерога» в иностранной печати был опубликован ряд статей, критически оценивающих серию новых кораблей. Прежде всего отмечалось возросшее по сравнению с проектным водоизмещение (с 8900 до 9600 т), которое приближается к предельному (10 200 т) для данного корпуса. Это объясняется тем, что вес установки вертикального пуска на 225 т больше, чем у пусковых установок Мк26. Указывается также, что вес РЛС AN/SPS-49, являющейся резервной на случай выхода из строя станции AN/SPY-1A, составляет 17 т (в то же время, отмечают зарубежные специалисты, она не сможет даже частично заменить РЛС AN/SPY-1A, поскольку не определяет высоту полета воздушной цели). В результате центр тяжести переместился на 0,152 м выше, что привело к уменьшению остойчивости корабля и снизило без того небольшой запас его плавучести. Для компенсации этого отрицательного последствия было добавлено не менее 70 т балласта.

Увеличение водоизмещения сократило дальность плавания корабля, сохранение которой на прежнем уровне тревует дополнительно 150 т топлива. Так как энергетическая установка осталась без изменений, то высказываются опасения, что крейсер не сможет поддерживать скорость, необходимую при выполнении задачи охранения авианосцев, идущих полным ходом. Все вместе взятое, подчеркивает иностранная печать, серьезно скажется на боевых возможностях нового корабля.

Капитан 1 ранга в отставке Ю. Петров

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №1 1984.

Последнее обновление 05.11.2010 год



(c) 2020 :: War1960.ru - ВОЙНЫ И СРАЖЕНИЯ от античности до наших дней.