Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Залпы с моря

 

Залпы с моря

 

...Он медленно проходил мимо Графской пристани Севастополя, мощный, современный боевой корабль, над которым развевался гвардейский флаг. На борту, в кормовой части, сверкнули буквы названия: «Красный Кавказ».

Наследник...— задумчиво произнес стоявший рядом со мной человек со знаком ветерана Великой Отечественной. И добавил: — А я ведь хорошо знал и тот крейсер...

Осенью 1913 года на верфях Петербурга, Николаева и Ревеля (ныне Таллин) заложили шесть легких крейсеров типа «Светлана» При водоизмещении 6800 т, каждый из них должен был иметь по пятнадцать 130-мм орудий, по четыре 63-мм противоаэропланные пушки и два торпедных аппарата. Двум крейсерам, строившимся для Черноморского флота, 18 марта 1914 года присвоили названия «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Лазарев». Ввести все эти корабли в строй, как сначала намечалось, к 1918 году помешала первая мировая война. А затем грянула революция, разразилась гражданская война .. Лишь в начале 20-х годов Совет Труда и Обороны молодой Советской Республики принял решение достроить два крейсера, несколько изменив первоначальный проект. В 1927 году в состав Черноморского флота вошел крейсер «Червона Украина» (бывший «Адмирал Нахимов»), а через год на Балтике поднял флаг «Профинтерн» (бывший «Светлана», а с 1939 года «Красный Крым»). Два крейсера перестроили в танкеры «Азнефть» и «Грознефть», а судьба «Адмирала Лазарева», готовность которого к 1924 году составляла 60%, оказалась иной Реввоенсовет СССР распорядился достроить его, усилив огневую мощь. Сначала корабль, получивший в декабре 1926 года название «Красный Кавказ», думали вооружить 8 восьмидюймовыми орудиями, но, когда появились башенные установки для новых 180-мм пушек, предпочли пять таких установок. Однако для корпуса легкого крейсера подобная нагрузка оказалась чрезмерной, и пришлось ограничиться четырьмя башнями, зато было усилено зенитное оружие — таким же числом спаренных «соток».

25 января 1932 года над «Красным Кавказом» взмыл флаг РККФ. Новый корабль ничуть не походил на «Червону Украину» и «Красный Крым»: две трубы вместо трех; массивная фок-мачта, увенчанная мощными грузовыми стрелами, грот-мачта, перед которой возвышалась катапульта для двух самолетов (корректировщика-разведчика); удлиненный полубак. Хотя водоизмещение крейсера значительно возросло, он сохранил проектную скорость. Но главным было другое.

Как писал нарком ВМФ СССР в 1939—1946 годах Н. Г. Кузнецов, этот крейсер «являлся своего рода прототипом тех новых, крупных, советских кораблей, которые должны были закладываться в будущем». Кузнецов, в свое время служивший старпомом на «Красном Кавказе», имел в виду крейсеры типа «Киров» и «Максим Горький», на которых устанавливались опробованные «кавказцами» система центральной наводки, автопрокладчик курса, гидроакустическая аппаратура, да и другие новинки.

В 1933 году «Красный Кавказ» вместе с эсминцами «Железняков» и «Шаумян» совершает заграничный поход, а в 1935 и 1938 годах добивается звания «Лучший в Военно-Морском Флоте».

Для «Красного Кавказа» Великая Отечественная началась в 1 ч 54 мин 22 июня 1941 года, когда по сигналу главной базы флота капитан 2-го ранга А. М. Гущин объявил на крейсере боевую тревогу. На следующий день «Красный Кавказ», «Червона Украина», старейший крейсер флота «Коминтерн» и 4 эсминца выставили оборонительное минное заграждение у Севастополя. 11 октября заговорил и главный калибр «Красного Кавказа» — крейсер обстрелял скопления живой силы и техники противника под Одессой. Спустя десять дней «Красный Кавказ» — флагман десантного отряда — высаживает батальон морских пехотинцев под Григорьевкой (см. «ТМ» № 2 за 1985 г.), а потом, до конца года, вместе с другими крейсерами и эсминцами сопровождает транспорты, перевозящие подкрепления и военные грузы, по заявкам армейцев громит позиции нацистов, вывозит из Одессы и Севастополя на Большую землю раненых бойцов и мирных жителей. Так уж получилось, что у наших крейсеров и линкоров ни на Балтике, ни на Черном море не оказалось достойного противника, и им довелось выполнять порой необычные задания. Так, 3 декабря «Красный Кавказ» поставил своеобразный рекорд, приняв ночью всего за полтора часа 1000 бойцов, 15 вагонов боеприпасов и 10 вагонов с продовольствием для Севастополя.А на обратном пути он эвакуировал 600 тяжело раненных защитников города.

29 декабря корабли Черноморского флота высадили десант во временно оккупированной Феодосии. При этом «Красный Кавказ», преодолевая семибалльный ветер, под непрерывным пушечно-минометным (!) огнем врага ошвартовался у феодосийского мола, куда немедленно сошли 1853 десантника. Пока палубная команда выгружала пушки и армейские автомашины, комендоры и пулеметчики вели огонь по нацистам прямой наводкой.

«В бинокль видно, как по улице, освещенной горящими зданиями, ползет танковая колонна. На ходу танки открывают огонь,— вспоминал А. М. Гущин. — Но едва успели они сделать по нескольку выстрелов, как их накрыли снаряды нашего главного калибра... вторая башня буквально разметала танки. Несколько залпов дает и другая башня. На берегу встает стена огня — попадание в склад боеприпасов... Утром «Красный Кавказ» и «Красный Крым» обстреляли вражеские береговые батареи и ушли в Новороссийск. А там капитан 2-го ранга А. М. Гущин получил приказ срочно доставить в Феодосию подкрепления.

Поврежденный крейсер (в него попало 13 снарядов и 7 мин) вновь вышел в штормовое море, где бушевал восьмибалльный шторм, и утром 4 января 1942 года ошвартовался в Феодосии. Пушки и автомобили, стоявшие на верхней палубе, обледенели, и их пришлось буквально вырубать, поэтому выгрузка техники затянулась. И тут появилась вражеская авиация. Четыре бомбы, взорвавшиеся рядом с крейсером, нанесли ему новые, более тяжелые повреждения — корабль настолько осел на корму, что вода подступила к 4-й башне. И в таком состоянии «кавказцы» привели свой корабль сначала в Новороссийск, а потом в Туапсе и Поти!

Да, недаром «Красный Кавказ» одним из первых на флоте, 3 апреля 1942 года, был удостоен гвардейского звания. А спустя два месяца поднял гвардейский флаг и «Красный Крым». Заметим, кстати, что новые крейсеры, балтийские «Киров» и «Максим Горький» и черноморский «Ворошилов», встретили День Победы Краснознаменными...

..Ремонт «Красного Кавказа», рассчитанный на 10 месяцев, корабелы и моряки завершили досрочно. Заодно усилили зенитное вооружение своего корабля двумя 100-мм «сотками» с погибшей в Севастополе «Червоной Украины». Уже в августе 1942 года крейсер вновь вышел на боевое задание — он опять участвует в военных перевозках, поддерживает огнем десантников в Новороссийской операции. Только 23 мая 1944 года крейсер отдал якорь на своей старой стоянке в Севастополе.

Кончилась война, но корабль-ветеран все еще продолжал службу. Правда, в новом качестве — с 1947 года он стал учебным, а спустя еще два года опытовым кораблем. Лишь через 36 лет после закладки на стапеле «Красный Кавказ» был окончательно исключен из списков... Он не пошел на металлолом, в 1950 году крейсер последний раз послужил ВМФ — на нем была подтверждена эффективность оружия, созданного советскими конструкторами для океанского ракетоносного флота.

...Давно уже нет крейсеров периода Великой Отечественной, но традиции их продолжают экипажи больших противолодочных кораблей «Красный Кавказ», «Красный Крым» и «Маршал Ворошилов», атомного крейсера «Киров».

Игорь БОЕЧИН

Источник - "Техника - молодежи.", №9, 1985.

Последнее обновление 1.11.2004 год

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru