|
В 1932 году, когда правительство приняло решение о создании Тихоокеанского флота, для быстрейшего его вооружения было сделано предложение о постройке малых подводных лодок, которые можно было бы перевозить по железной дороге в собранном виде. Предложение приняли, несколько подводных лодок типа «М» VI серии было построено и отправлено на Дальний Восток. Однако автономность и тактико-технические данные «малюток», могущих развивать под водой на короткое время всего 7 узлов, были недостаточны. Поэтому лодки перепроектировали так, чтобы увеличить их подводную скорость, дальность плавания и глубину погружения. Появились подводные лодки «М» XII серии — однокорпусные, с цистернами главного балласта, расположенными внутри прочного корпуса. Дизель мощностью 800 л. с. обеспечивал надводную скорость до 14 узлов. Гребной электродвигатель и аккумуляторная батарея позволяли развивать под водой скорость до 8,4 узла. В 1936 году началась постройка этих маленьких, сравнительно легких лодок с полностью электросварным корпусом. В 1939 году конструкторы приступили к проектированию следующей, более совершенной XV серии подводных лодок. Главный водяной балласт у них размещался в наружном корпусе, в бортовых цистернах, в виде булей вдоль корпуса. Это повысило водоизмещение новых лодок до 283 т. Однако при снятых бортовых частях наружного корпуса их тоже можно было перевозить на железнодорожных платформах. В отличие от «М-Х11» на лодках XV серии устанавливалось по два дизеля и по два винта. Количество носовых торпедных аппаратов увеличено с 2 до 4. Подводных лодок XII серии было построено довольно много, и они принимали деятельное участие в сражениях Великой Отечественной войны. «M-VI» оказались неэффективными. В конце войны успели выпустить всего 2 лодки «M-XV», которые участвовали в боевых действиях советского флота. На Балтийском море подводные лодки типа «М» из-за недостаточной дальности подводного плавания не могли выходить в море через Финский залив и использовались главным образом для разведки. В 1942 году М-96 под командованием А. Маринеско потопила в Финском заливе транспорт «Хелена» водоизмещением 1850 т. На Черном море «малютки» действовали активнее и совершили много походов. Подводная лодка М-35 под командованием М. Грешилова, а затем В. Прокофьева выходила в боевые походы 33 раза и потопила 5 вражеских кораблей и судов. Она удостоена гвардейского звания, а М. Грешилов стал Героем Советского Союза. Подводные лодки М-111 и М-117 под командованием Я. Иосселиани, М. Хомякова и А. Кесаева были награждены орденами Красного Знамени, а все эти командиры стали Героями Советского Союза. Но наибольшего успеха добились «малютки», входившие в состав Северного флота. Это объясняется тем, что основным районом их действий были вражеские коммуникации в Варангер-фиорде, расположенном близ главной базы Северного флота. Подводные лодки достигали районов боевых действий всего за несколько часов. В этой стесненной прибрежной зоне и сражались «малютки» против транспортов и кораблей противника. В течение всего 1941 года М-171 (командир В. Стариков), М-172 (И. Фисанович) и М-174 (Н. Егоров) проникали в гавани Линахамари и Петсамо и топили немецкие транспорты у причалов. В апреле — мае 1942 года М-171, М-172 и М-176 (командир И. Бондаревич) совершили 11 походов в Варангер-фиорд и уничтожили 12 немецких транспортов и повредили 1 миноносец. М-172 награждена орденом Красного Знамени и получила гвардейское звание. Стала гвардейской и М-171. Их командиры В. Стариков и И. Фисанович удостоены звания Героя Советского Союза. М-174 также преобразована в гвардейскую. По нескольку вражеских кораблей и транспортов потопили М-176 и М-173. Подводные лодки М-172, М-173, М-175, М-176 и М-121 героически погибли в боях с врагом. В 1944 году «малютки» XII серии были отправлены с Севера на Черное море по железной дороге под командованием командира дивизиона Н. Морозова. Этот отважный офицер, которого подводники ласково называли «малюточным дедом», много раз выходил в славные походы со своими лодками. На Северном флоте остались две лодки XV серии М-200 и М-201, а также гвардейская М-171. Именно ей довелось показать, какие богатые возможности таились в «малютках». Необходимо было выставлять минные банки в глубине фиордов, через которые шло снабжение фашистских войск. Наши подводные заградители типа «Л» и крейсерские лодки типа «К», приспособленные для постановки мин, оказались малопригодными для минирования узких и тщательно охраняемых фиордов. Для этой цели была приспособлена М-171. На нее установили бортовые балластные цистерны с шахтами, в которых размещалось 18 мин. Их можно было выставлять в подводном положении лодки. С этим отлично справилась М-171 — самый маленький в истории нашего флота подводный минный заградитель. М. Рудницкий, инженер-контр-адмирал Источник - "Техника - молодежи." Последнее обновление 2.02.2005 год |