Английская подводная лодка «Апхолдер»

 

Новая английская дизельная подводная лодка

Опыт зарубежного подводного кораблестроения последних двух десятилетий свидетельствует о том, что, несмотря на крупносерийное строительство атомных подводных лодок (в таких высокоразвитых капиталистических странах, как США, Великобритания, Франция), дизельные не только сохранились в составе ВМС большинства стран агрессивного блока НАТО, но и постоянно совершенствуются от проекта к проекту. Как сообщалось в иностранной печати, в той же Великобритании в 1984 году начато строительство новой серии дизельных подводных лодок типа «Апхолдер». Проект (условное наименование 2400) разработан известной фирмой «Виккерс шипбилдингс энд энджиниринг» на рубеже 70—80-х годов. Новые ПЛ должны заменить во второй половине 80-х годов лодки типа «Оберон», построенные а 1961 — 1967 годах (их основные тактико-технические характеристики приведены в таблице).

Для подводных лодок типа «Апхолдер» выбрана современная хорошо обтекаемая форма корпуса с круговыми поперечными сечениями, веретенообразной кормовой и полной носовой оконечностями. В носовой оконечности расположены цистерны главного балласта, передние части торпедных аппаратов, цилиндрическая антенна гидроакустической станции (ГАС), якорное и швартовные устройства, приводы носовых горизонтальных рулей, а в кормовой — цистерны главного балласта (объем 234 м3), приводы вертикального и кормовых горизонтальных рулей.

В надстройке размещается буксируемая гидроакустическая антенна, в ограждении выдвижных устройств — трубы перископов, РДП, связных и радиолокационных антенн, а также антенны гидроакустических приемников и шлюзовая камера, в которой одновременно помещается пять человек.

Прочный корпус (его длина 47,5 м) двумя водонепроницаемыми переборками разделен на три отсека. В носовом на первой палубе находятся казенные части торпедных аппаратов и стеллажи для запасных торпед, на второй — жилые помещения, рубки для ГАС и торпедозаместительные цистерны, в трюме — первая группа аккумуляторной батареи (240 элементов) и топливные цистерны.

Во втором отсеке на первой палубе расположены центральный пост и средства связи, на второй — вспомогательные механизмы и цистерны пресной воды, в трюме — вторая группа аккумуляторной батареи, топливные и заместительные цистерны.

Кормовой отсек однопалубный. В нем находятся два дизель-генератора мощностью по 1250 кВт, главный гребной электродвигатель (4000 кВт), два компрессора, вспомогательные механизмы, опреснительная установка производительностью 400 л/ч, а в трюме — топливные и масляная цистерны. Общий объем топливных цистерн 238 м3. Электроэнергетическая система подводной лодки обеспечивает сети постоянного (24 В) и переменного трехфазного тока (440 В, 60 Гц, 115 В, 400 Гц).

Прочный корпус, носовая и кормовая оконечности изготавливаются из высокопрочной стали NQI (эквивалент американской стали HY 80), надстройка, ограждение выдвижных устройств, а также часть носовой оконечности в районе размещения гидроакустической антенны — из армированного стеклопластика.

Боевые возможности подводных лодок, как известно, в первую очередь определяются составом оружия и средствами обнаружения. Подводная лодка типа «Апхолдер», судя по сообщениям зарубежной печати, будет оснащена торпедами «Тайгер-фиш», «Спирфиш» и ПКР «Гарпун». При необходимости она может принимать мины и осуществлять их постановку.

Основным средством обнаружения надводных и подводных целей считается ГАС типа 2040. Ее цилиндрическая антенна состоит из 48 вертикальных секций. Благодаря применению цифровых методов обработки сигналов ГАС обеспечивается одновременное слежение за 12 целями.

Автоматизированная система управления стрельбой при использовании данных от ГАС, средств радиотехнической разведки и визуального наведения, а также от внешних источников информации, по замыслу разработчиков, должна обеспечить слежение за 35 целями, выработку целеуказания для залповой стрельбы противокорабельными ракетами и одновременное наведение четырех торпед по четырем различным целям.

Для снижения шумности предусмотрено широкое применение виброизолирующих фундаментов, звукопоглощающих покрытий.

Энергетическая установка подводной лодки состоит из аккумуляторной батареи, двух дизель-генераторов, гребного электродвигателя, гребного вала и семилопа-стного гребного винта фиксированного шага (лопасти имеют саблевидную форму). По количеству элементов (2x240) и их размеру (360Х449ХЮ81 мм) аккумуляторная батарея новой подводной лодки аналогична используемым на лодках типа «Оберон», однако благодаря применению современной технологии превосходит их по своим характеристикам. В частности, ее емкость при часовом разряде составляет 5300 А-ч у лодок типа «Оберон» и 6080 А-ч у лодок проекта 2400, при трехчасовом разряде —соответственно 7400 и 8100 А-ч, при пятичасовом — 8400 и 8800 А-ч.

Два высокооборотных четырехтактных 16-цилиндровых дизеля с механическим наддувом приводят в действие два генератора (1,25 МВт) со встроенными выпрямителями. Охлаждение генераторов воздушное в сочетании с теплообменником, в котором используется забортная вода. Выхлопные газы проходят через глушители и охлаждающий тракт для снижения уровня ИК излучения. Гребной электродвигатель отделен от дизель-генераторов тепло- и звукоизолирующей переборкой. Предусмотрено последовательное или параллельное подключение двигателя к аккумуляторным батареям.

Большое внимание уделено автоматизации управления энергетической установкой и общекорабельными системами.

Капитан 1 ранга В. Кипов.

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №1 1985.

Последнее обновление 09.05.2015



(c) 2020 :: War1960.ru - ВОЙНЫ И СРАЖЕНИЯ от античности до наших дней.