Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Торпедный катер типа Г-5

 

Торпедный катер типа Г-5

 

Под редакцией
Героя Советского Союза адмирала Н. Кузнецова,
Героя Советского Союза вице-адмирала Г. Щедрина,
инженер-контр-адмирала А. Зубкова.
Коллективный консультант — Центральный военно-морской музей.

10 сентября 1943 года. В 2 часа 44 минуты пополуночи захваченный гитлеровцами Новороссийск ярко осветили взрывы авиабомб и тяжелых артиллерийских снарядов. Спустя минуту стремительные катера группы прорыва ударили торпедами по вражеским огневым точкам и высадили на молы штурмовые отряды, уничтожившие боносетевое заграждение. Тем временем катера группы атаки берега выпустили торпеды по пушкам и пулеметам, установленным у западного мола и на берегу Новороссийской бухты. Ровно через 12 минут после начала операции новая волна катеров прорвалась в порт, и мощные взрывы торпед сотрясли причалы. А в 3 часа 09 минут начал высаживаться в порту первый эшелон знаменитого Новороссийского десанта. Успех операции во многом был обеспечен боевыми действиями торпедных катеров типа Г-5.

Торпедный катер типа Г-5 К проектированию кораблей этого класса наши конструкторы приступили в середине 20-х годов, когда молодая Советская республика, еще стесненная в материальных средствах, решила противопоставить сверхдредноутам потенциальных противников крохотные и быстрые торпедные катера. В том, что такое противопоставление эффективно, убеждал опыт первой мировой войны.

К ее началу в Англии, Германии и Италии были построены довольно удачные торпедные катера. Лучшими из них по праву считались английские деревянные реданные глиссеры водоизмещением около 12 т. Вооруженные двумя торпедами и пулеметами, они развивали скорость до 41 узла и могли безнаказанно мчаться по минным полям. Но хотя итальянские катера были похуже, максимальный успех выпал именно на их долю. В течение года три австро-венгерских линкора, в том числе новейшие дредноуты были пущены на дно крохотными дешевыми катерами,

Несмотря на такой успех, в Англии, Германии и США торпедным катерам не уделяли особого внимания вплоть до 1935 года. Большую заинтересованность в этих кораблях проявили флоты Италии, Франции и СССР. 23 мая 1927 года Начальник Морских Сил (Наморси) докладывал Совету Труда и Обороны:

«Доношу предварительные результаты испытаний глиссера, построенного ЦАГИ по заказу технического управления ВМС:

1. Вес глиссера 8,9 т против 9,4 т по проекту.

2. Скорость:

а) с одной торпедой 21 дюйм — 53 узла,

б) с двумя торпедами 18 дюймов — 52 узла,

в) без торпед — около 56 узлов.

3. Прочность корпуса, построенного из кольчугалюминия нашего производства, хорошая.

4. Мореходность вполне удовлетворительная.

5. В настоящее время Техническое управление ВМС уже заказало ЦАГИ еще один головной глиссер и переходит к серийному производству».

Деятельное участие в проектировании отечественных торпедных катеров принимал А. Н. Туполев.

Спустя год Наморси уже мог доложить: «Строительство 1-й очереди в количестве 6 единиц протекает удовлетворительно. Глиссер, послуживший прототипом для 1-й серии, вступил в строй Черноморского флота... ВМС РККА по распоряжению РВС СССР выдало Судотресту заказ еще на 24 единицы с готовностью 18 к осени 1929 года и 6 — к весне 1930 года».

1 ноября 1928 года в составе Балтийского флота появился первый дивизион торпедных катеров отечественной постройки.

Война показала, что предназначенные для нанесения торпедных ударов по крупным кораблям противника советские торпедные катера на деле оказались весьма универсальными. Дешевые, маленькие, маневренные, скоростные — они могли выполнять разную боевую работу: охранять конвои, ставить минные заграждения, ходить в разведку, высаживать в тыл врага диверсионные отряды.

Отлично действовали торпедные катера на коммуникациях противника. В августе — сентябре 1942 года эти корабли совершили 14 выходов и потопили в районе Феодосии и бухты Двуякорной 11 вражеских кораблей и судов. 1 августа отряд катеров вошел в Якорную бухту, потопил 2 баржи и, прикрываясь дымовой завесой, ушел к себе в базу; гитлеровцы же, не поняв, в чем дело, открыли зенитный огонь. 29 сентября тем же способом было потоплено 8 барж на Анапском рейде. Во всех боевых и в особенности десантных операциях торпедные катера выполняли роль передовых групп, высаживая на вражеский берег ударные отряды.

В первые дни войны, когда немецкие самолеты систематически забрасывали подходы к Севастопольской бухте магнитными и акустическими минами, торпедные катера превратились в тральщики. Правда, метод траления был необычным: в заминированном районе катер на полном ходу сбрасывал за борт глубинные бомбы. Пока они погружались на заданную глубину, катер успевал отходить от места взрыва на безопасное расстояние. Магнитные мины рвались от детонации, а акустические срабатывали от звука взрыва.

Рассчитанные для действий в стесненных прибрежных условиях, наши катера водоизмещением в 17 т и с двигателями мощностью в 2 тыс. л. с. не требовали сложного и тяжелого оборудования для постройки. На последних этапах войны, когда фашистские полчища уже катились на запад, советскому флоту понадобились катера, приспособленные для действия в открытых морях и на океанских просторах. Именно такие катера водоизмещением 50 т, со скоростью хода 40 узлов и с двигателем мощностью в 3600 л. с., обладающие высокой мореходностью, начали строиться судостроительными заводами и в больших количествах поступать на Северный и Тихоокеанский флоты.

Еще перед войной, стараясь восполнить недостаток крупных кораблей, советские моряки испытывали на черноморских катерах безоткатные орудия больших калибров, а когда появились, наконец, легкие и компактные реактивные установки, флот не упустил возможности установить их на катерах, в том числе и на торпедных. В течение месяца весной 1944 года две бригады таких катеров — прообразов современных торпедных и ракетных катеров — 268 раз выходили на коммуникации противника, потопив десятки фашистских кораблей и судов.

В. Смирнов

Источник - "Техника - молодежи." №7 1972 год

Последнее обновление 12.12.2003 год

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru