|
Американские ВМС интенсивно вооружаются новым видом высокоточного оружия — ракетным комплексом «Томахок» *. В 1990 году в ВМС США им были оснащены 62 подводные лодки (ПЛ) и 32 надводных корабля (НК), а к 2000-му намечено оборудовать 198 боевых кораблей, в том числе 107 ПЛА.
Ракетный комплекс «Томахок» морского базирования включает крылатые ракеты с надводным или подводным стартом, пусковые установки, систему управления ракетной стрельбой и вспомогательное оборудование. Крылатая ракета (КР) «Томахок» создана в двух основных вариантах: стратегическом — для стрельбы по наземным объектам, тактическом — для уничтожения надводных кораблей и судов. Тем не менее их конструктивно-схемное построение и летно-технические характеристики идентичны (см. таблицу). КР выполнена по самолетной схеме (моноплан), имеет корпус цилиндрической формы с оживальяым обтекателем головной части, складывающееся и утапливаемое в корпус крыло в центральной части и крестообразный стабилизатор в хвостовой (рис. 1). Корпус изготовлен из прочных алюминиевых сплавов, графитоэпоксианого пластика и радиопрозрачных материалов. Для уменьшения радиолокационной заметности на корпус, крыло и стабилизатор нанесено специальное покрытие. Ракета состоит из шести отсеков: первый — аппаратура системы управления и наведения; второй — боевая часть (БЧ) с предохранительно-исполнительным механизмом ; третий — топливный бак; четвертый — силовые приводы развертывания крыла и топливный бак; пятый — воздухозаборник и термобатарея; шестой — маршевый двигатель и приводы крестообразного стабилизатора. Б последнему отсеку соосно с ракетой пристыкован стартовый ракетный твердотопливный двигатель (РДТТ). Система управления и наведения КР представляет собой комбинацию следующих подсистем: инерциальной, корреляционной по контуру рельефа местности (TERCOM — Terrain Contour Matching), электронно-оптической корреляционной DSMAC (стратегический вариант с БЧ в обычном снаряжении) или активного радиолокационной (тактический). Инерциальная подсистема управления работает на начальном и среднем участках полета ракеты (масса 11 кг). Она включает бортовую ЭВМ, инерциальную платформу и барометрический высотомер. Инерциальная платформа состоит из трех гироскопов для измерения угловых отклонений ракеты в системе координат и трех акселерометров, определяющих ускорения этих отклонений. Подсистема обеспечивает следующую точность определения места КР: 0,8 км за 1 ч полета. Корреляционная подсистема TERCOM работает на среднем и конечном участках полета ракеты. Она включает ЭВМ, радиовысотомер, набор эталонных карт районов по маршруту полета ракеты. Ширина луча радиовысотомера 13—15° (диапазон частот 4 — 8 ГГц). Принцип работы подсистемы TERCOM основан на сопоставлении рельефа местности конкретного района нахождения ракеты с эталонными картами рельефа местности по маршруту ее полета. Определение рельефа местности осуществляется путем сравнения данных радио- и барометрического высотомеров. Первый измеряет высоту до поверхности земли, а второй — относительно уровня моря. Информация об определенном рельрфе местности в цифровой форме вводится в ЭВМ, где сопоставляется с данными о рельефе фактической местности и эталонных карт районов. ЭВМ выдает сигналы коррекции для инерциальной подсистемы управления. Устойчивость работы подсистемы TERCOM и необходимая точность определения места ЕР достигаются путем выбора оптимального числа и размеров ячеек районов коррекции, закладываемых в ЭВМ. При этом, чем больше таких ячеек и меньше их размеры, тем точнее отслеживается рельеф местности, а следовательно, и местоположение ЕР. Однако из-за ограниченного объема памяти бортовой ЭВМ и малого времени для решения навигационной задачи принят номинальный размер 120X120 м. Вся трасса полета ЕР над сушей разбивается на 64 района коррекции протяженностью по 7 — 8 км и шириной 48 — 2 км. Принятые количественные характеристики ячеек и районов коррекции, по заявлению американских специалистов, обеспечивают вывод КР к цели даже при полете над равнинной местностью. Допустимая погрешность измерения высоты рельефа местности для надежной работы подсистемы TERCOM должна составлять 1 м. В систему управления и наведения стратегических КР с обычной боевой частью BGM-109C и D включена также электронно-оптическая корреляционная подсистема DSMAC (Digital Scene Matching Area Correlator), которая позволяет существенно повысить точность стрельбы (КВО — до 10 м). В ней используются цифровые «картины» предварительно отснятых районов местности по маршруту полета КР. DSMAC начинает работать на конечном участке траектории полета ракеты после последней коррекции по подсистеме TERCOM. С помощью оптических датчиков производится осмотр районов, прилегающих к цели. Полученные изображения в цифровой форме вводятся в ЭВМ. Она сравнивает их с эталонными цифровыми «картинами» районов, заложенными в ее память, и вырабатывает корректирующие маневры ракеты. Активная радиолокационная головка самонаведения (ГСН) работает на конечном участке полета ПКР. В нее входят антенны с устройством сканирования, при-емопередатчик и блок обработки сигналов, а также устройство опознавания «свой — чужой». Чтобы обеспечить помехозащищенность, предусматривается работа ГСИ на переменной частоте, меняющейся по случайному закону. Боевой частью стратегической ядерной КР «Томахок» (BGM-109A) служит боеголовка W-80 (масса 123 кг, длина около 1 м, диаметр 0,27 м и мощность 200 кт). Подрыв производится контактным взрывателем. Радиус зоны разрушения 3 км. Стратегическая неядерная КР BGM-109C снаряжена моноблочной (полубронебойной) БЧ, a BGM-109D — кассетной, которая включает до 166 малокалиберных бомб BLU-97B комбинированного действия (масса каждой 1,5 кг) в 24 связках. Тактическая КР BGM-109B оснащена фугасной БЧ В-61 (масса 454 кг) или WDU-25B, разработанной для управляемых снарядов «Буллпап». Маршевый двигатель КР «Томахок» представлен малогабаритным турбореактивным двухвальным двухкаскадным двигателем F-107 с низкой степенью двухконтурности и смешением потоков обоих контуров в сопле. Каскад низкого давления состоит из двухступенчатого вентилятора и двухступенчатого нерегулируемого компрессора, приводимых в движение двухкаскадной турбиной. Вентилятор, компрессор и турбина низкого давления находятся на одном валу, где также установлен компрессор среднего давления. Каскад высокого давления состоит из одного нерегулируемого центробежного компрессора с приводом от турбины. Двигатель работает следующим образом. Воздушный поток из воздухозаборника поступает в двухступенчатый нерегулируемый компрессор низкого давления. Часть воздуха оттуда направляется во внешний контур, а остальной — сначала в компрессор среднего давления, а затем высокого давления и камеру сгорания. Топливо подается в двигатель с помощью вытеснительной системы. Запуск двигателя обеспечивается системой зажигания, оснащенной двумя запальными свечами с емкостным зарядом. Свечи расположены в передней зоне коль-цевой камеры сгорания. Для надежного запуска охлажденного двигателя к ним подается кислород. Система зажигания действует непрерывно во время полета КР. Если двигатель заглохнет, то производится повторный запуск. ТРДД F-107 работает на топливе RJ-4, его длина 0,94 м, диаметр 0,305 м, масса 64 кг, тяга 272 кгс. Стартовый РДТТ (длина 0,8 м, масса 297 кг) развивает тягу 3200 кгс, продолжительность его работы 6—7 с. Он имеет систему отклонения вектора тяги (максимальный угол отклонения около 10°) в виде четырех газовых рулей, находящихся на срезе сопла. Для хранения и запуска ракет «Томахок» на ПЛА используются штатные торпедные аппараты (ТА) или специальные установки вертикального пуска (УВП) Мк45, а на надводных кораблях — установки контейнерного типа Мк143 или УВП Мк41. Для хранения лодочного варианта ракеты применяется стальная капсула (масса 454 кг), заполненная азотом под небольшим давлением. Это позволяет сохранять ракету в готовности к применению в течение 30 месяцев. Капсула с ракетой загружается в ТА или УВП как обычная торпеда. Американские ПЛА имеют по четыре носовых гидравлических ТА, размещенных побортно (по два) под углом 10—12° к диаметральной плоскости корабля и обеспечивающих стрельбу с больших глубин, что значительно снижает демаскирующие факторы. Трубы ТА изготовлены из трех секций: носовой, центральной и кормовой. Загрузка и правильное расположение капсулы с КР в трубах ТА осуществляются с по мощью направляющих планок и поддерживающих роликов. Механизм стрельбы связан с приводами открывания и закрывания крышек аппарата. Задняя крышка оборудована водомерно-смотровым окном, позволяющим следить за заполнением (осушением) ТА, манометром, а также кабельным вводом, соединяющим приборы управления КР с пультом управления стрельбой. Гидравлическая система выстреливания КР имеет импульсный воздушный цилиндр высокого давления, гидроусилитель и нагреватель водяной системы. На каждую группу из двух труб ТА одного борта установлен гидроцилиндр. Гидравлическая система действует следующим образом. При подаче воздуха высокого давления из корабельной магистрали в воздушный цилиндр одновременно с перемещением его поршня перемещается сидящий на одном штоке с ним поршень гидроцилиндра. Последний работает на свою группу ТА я подает воду в них через нагнетательную цистерну, соединяющуюся с каждым аппаратом посредством щелевых прорезей. При движении поршня вода из нагнетательной цистерны под давлением поступает сначала в кормовую часть трубы ТА, а затем через отверстия в капсулу, создавая избыточное давление, необходимое для выброса ракеты из ТА. Рычаги привода открывания передних крышек ТА сблокированы таким образом, что одновременно может быть открыта только одна крышка в группе, а следо-вательно, один аппарат будет соединен с нагнетательной цистерной.
УВП Мк45, установленные на ПЛА типа «Лос-Анджелес», включают 12 пусковых шахт, расположенных вне прочного корпуса лодки в носовой цистерне главного балласта (рис. 2). Каждая шахта имеет герметичный стальной стакан, крышку, днище, обтюратор и систему выброса ракеты. Последняя размещена в нижней части шахты и включает газогенератор с пиропатроном. Пиропатрон воспламеняется детонатором, сигнал на который поступает от системы управления стрельбой. Кроме выше-перечисленных узлов и механизмов, шахта оснащена датчиками, фиксирующими выход КР, оптическим указателем уровня морской воды и соединительными кабелями. Конструктивное исполнение пусковой шахты УВП Мк45 не требует значительных работ по ее восстановлению после пуска КР для повторного применения. На надводных кораблях ВМС США с целью хранения и пуска КР «Томахок» вначале монтировались контейнерные ПУ Мк143, а в последнее время на кораблях типов «Тикондерога», «Орли Бёрк» и «Спрюенс» устанавливаются УВП Мк41. Первые, рассчитанные на четыре КР, находятся на верхней палубе и имеют бронированную защиту (рис. 3). Вторые более совершенны, они все шире используются не только на американских надводных кораблях, но и на эскадренных миноносцах УРО ВМС Канады и Японии. УВП Мк41 позволяет вести стрельбу различными видами ракет: крылатыми, зенитными и противолодочными. Она может включать до восьми модулей по восемь ячеек с пусковыми контейнерами: Мк14 мод. О и 1 для КР «Томахок» или Мк13 и Мк15 для ЗУР и ПЛУР; систему запуска ракет и другое оборудование (рис. 4). Контейнеры Мк14 (длина 6,7 м, размер основания 0,635x0,635 м) выполнены из гофрированной стали. Они имеют верхнюю и нижнюю мембранные крышки, систему клапанов орошения в верхней части для подачи воды к боеголовке при необходимости ее охлаждения, штекерные разъемы для подачи электроэнергии, электрические кабели, котировочный механизм, стабилизирующие и крепежные устройства. Верхняя мембранная крышка изготовлена из пропитанного каучуком стекловолокна и обеспечивает защиту КР от ударной волны, возникающей при пуске соседней ракеты. Нижняя мембранная крышка выполнена в виде четырех лепестков, раскрывающихся создающимся в контейнере давлением при включении двигателя ракеты. Абляционное покрытие внутренней поверхности контейнера обеспечивает проведение до восьми пусков без замены контейнера. Контейнер выдерживает внутреннее давление до 274,5 кПа. Система запуска ракет включает аппаратуру управления последовательностью пуска, механизм открытия и закрытия бронированных крышек УВП, блок энергопитания. В нижней части УВП находится камера для истекающих газов, которые по газоотводному каналу выбрасываются наружу над палубой корабля. Камера и газоотводный канал имеют абляционное покрытие, выполненное из плиток фенольного волокна, армированных хлоропреновым каучуком. Для защиты от ударной волны служат бронированные крышки в верхней части УВП. На надводных кораблях УВП Мк41 устанавливаются под верхней палубой. Общее количество модулей в них составляет 8, 12 или 18, но суммарное числа ракет (боекомплект) — соответственно 61, 90 или 122 (а не 64, 96 или 128), так как объем трех или шести ячеек контейнеров используется для размещения погрузочного устройства, обеспечивающего перезарядку ракет в море. Управление стрельбой, контроль за состоянием КР в ТА и УВП, их проверка, координация запуска и учет расхода ракет осуществляются с помощью системы управления стрельбой (СУС). Ее компоненты на ПЛА размещаются в центральном посту и торпедном отсеке. В центральном посту лодки находятся пульт управления, ЭВМ и блок преобразования данных. Отображение информации и вывод контрольных данных производятся на индикаторной панели пульта управления. На надводных кораблях СУС хранится в контейнере, установленном в помещении корабельного поста управления оружием. В системе используется математическое обеспечение и интерфейсы для ЭВМ, позволяющие выдавать целеуказание и координировать стрельбу КР «Томахок» по наземным объектам с одного корабля другим кораблям соединения или группы. Функционирование ракетного комплекса происходит следующим образом. С получением приказа на применение ракетного оружия командир объявляет тревогу и переводит корабль в повышенную техническую готовность. Начинается предстартовая подготовка ракетного комплекса, на что затрачивается около 20 мин. На ПЛА при стрельбе из ТА морская вода подается в трубу аппарата и через отверстия поступает в капсулу с КР. В этот момент в ракете начинает действовать устройство, создающее внутри ее корпуса избыточное давление, примерно равное внешнему, что предохраняет корпус ЕР от деформации. Лодка выходит на глубину пуска (30 — 60 м) и снижает скорость хода до нескольких узлов. В систему управления и наведения КР вводятся необходимые для стрельбы данные. Затем открывается крышка ТА, срабатывает гидравлическая система выброса КР, и ракета выталкивается из капсулы. Последняя эжектируется из трубы ТА через некоторое время после выхода ракеты. Ракета связана с контейнером фалом длиной 12 м, при разрыве которого (через 5 с прохождения подводного участка траектории) происходит снятие ступени предохранения и включение стартового РДТТ. По мере прохождения толщи воды давление внутри корпуса КР снижается до нормального (атмосферного), и она выходит из-под воды на поверхность под углом 50°. При стрельбе из УВП Мк45 открывается крышка шахты, включается система выброса ракеты, и избыточное давление, создаваемое газогенератором, выталкивает ракету из шахты. При выходе она разрушает мембрану капсулы, сдерживавшей дав-ление морской воды, вертикально выходит на поверхность и, осуществив разворот, переходит на запрограммированную траекторию полета. Через 4—6 с после выхода КР из-под воды или с окончанием работы стартового РДТТ пиротехническими зарядами сбрасывается хвостовой термообтекатель и раскрывается стабилизатор ракеты. В течение этого времени КР выходит на высоту 300—400 м (рис. 5). Затем на нисходящей ветви стартового участка длиной около 4 км раскрываются консоли крыла, выдвигается воздухозаборник, отстреливается за счет пироболтов стартовый РДТТ, включается маршевый двигатель, и КР переходит на заданную траекторию полета (через 60 с после старта). Высота полета ракеты снижается до 15—60 м, а скорость — до 885 км/ч. Управление ракетой при ее полете над морем осуществляется инерциальной подсистемой управления, которая обеспечивает вывод КР в первый район коррекции (как правило, он отстоит от берега на несколько километров). Размеры этого района зависят от точности определения места стартовой платформы и ошибки инерцпальной подсистемы управления ICP, накапливаемой за время полета ракеты над водной поверхностью. Для успешного применения ракет «Томахок» по наземным объектам считается желательным, чтобы район пуска находился в пределах 700 км от береговой черты, а район первой коррекции имел ширину примерно 48 км. Ширина последующих районов коррекции может быть уменьшена до 9 км, а вблизи цели — до 2 км. При подлете к первому участку коррекции включается и начинает работать подсистема TERC0M. Она определяет рельеф местности и сравнивает его с эталонными картами. Как правило, данные измерений накладываются на карты трех близлежащих районов. Для выдачи команды от бортовой ЭВМ на коррекцию курса КР необходимо совпадение двух из трех определений подсистемы с эталонными картами (в противном случае ракета сбивается с заданного курса). Затем КР с помощью инерциальной подсистемы управления продолжает полет и выходит в район второй и последующих коррекций. Ракета «Томахок» летит в режиме огибания рельефа местности над земной поверхностью на высоте 30—60 м (если местность относительно ровная) или 150 м (холмистая). В бортовой ЭВМ предусмотрено выполнение программы полета с обходом районов дислокации стационарных средств ПВО и ПРО. После выхода КР BGM-109C и D в район цели наведение на конечном участке траектории полета осуществляется подсистемой DSMAC. В зарубежной печати сообщается, что высокая точность стрельбы и значительная мощность ядерной боеголовки стратегической КР «Томахок» (BGM-109A) позволяют с высокой эффективностью поражать сильно защищенные малоразмерные цели. Так, по оценке американских специалистов, проанализировавших возможности КР и БР подводных лодок, вероятность уничтожения защищенного объекта, выдерживающего избыточное давление 70 кг/см2, одной КР «Томахок» составляет 85проц., а БР «Посейдон» — 10 проц. Профиль полета тактической ракеты «Томахок» (противокорабельный вариант) в отличие от стратегической имеет свои особенности, связанные со стрельбой по морским целям (рис. 6). В конце стартового участка траектории полета ракета стабилизируется на высоте 5 — 10 м над поверхностью воды, затем начинается маршевый участок полета. Управление и наведение КР на этом участке производятся инерциальной подсистемой по заданной программе с использованием высотомера. При подлете к цели ракета увеличивает высоту до 100 м и включает активную радиоло-кационную ГСН. Далее она осуществляет поиск цели и летит способом «змейка». Обнаружив цель, КР запрашивает ее принадлежность, выполняет разворот с креном для выхода на требуемый курс и запрограммированное снижение. Затем она осуществляет повторное обнаружение и захват цели, снижается до высоты 10—15 м, а при подлете к цели — до 5 м. Непосредственно перед целью ракета выполняет горку с последующим пикированием. Подрыв боевой части обеспечивается контактным взрывателем замедленного действия или радиовзрывателем по команде ГСН. Наряду с оснащением кораблей ракетным оружием «Томахок» США проводят широкомасштабную программу развития и совершенствования крылатых ракет морского базирования, которая предусматривает:
Дальность стрельбы планируется увеличить главным образом за счет совершенствования турбовентиляторного двигателя или замены его винтовентиляторным в сочетании со специально разработанным газогенератором. В частности, замена ТРДД F-107 его модификацией, по оценке американских специалистов, дает рост тяги на 19 проц. и уменьшение расхода топлива на 3 проц. Благодаря замене существующего турбовентиляторного двигателя винтовентиляторным в сочетании со специальным газогенератором дальность полета возрастет на 50 проц. при неизменных массо-габаритных характеристиках ракеты. Улучшение точности стрельбы планируется обеспечить в основном за счет установки на КР в стратегическом варианте лазерного локатора. В него входят активный инфракрасный датчик переднего обзора и лазер на СОг. Лазерный локатор дает возможность осуществлять селекцию неподвижных целей, навигационное обеспечение и коррекцию скорости. Снизить воздействие средств ПВО и повысить боевую устойчивость КР предполагается за счет уменьшения ее радиолокационной заметности (при использовании технологии «стелт»), увеличения количества программ полетов, возможности их быстрой замены или корректировки во время полета ракеты. С этой целью планируется применять более производительные ЭВМ и спутниковую связь. Развернутое в США массовое оснащение подводных лодок и надводных кораблей ракетами «Томахок» (численность последних к концу столетия может составить до 4000 единиц) позволило Пентагону в определенной степени рассматривать эти ракеты в качестве оружия первого удара. Увеличение дальности стрельбы и повышение эффективности боевой части ракет в стратегическом варианте в еще большей степени расширят возможности этого оружия. В то же время, намеренно не включая КР морского базирования в состав стратегических наступательных сил, американская администрация «безболезненно» идет на переговоры о сокращении стратегических наступательных вооружений. В результате заключения договора о сокращении этих вооружений США намерены заменить устаревшие БР «Посейдон» современными КР «Томахок», что значительно повысит возможности ВМС при ведении различных видов войн. *В советской печати от английского слова «Tomahawk» встречается и другая русская транскрипция — «Томагавк». Капитан 2 ранга В. КОЖЕВНИКОВ Источник - "Зарубежное военное обозрение" №1 1990. Последнее обновление 15.04.2018 год |