Индийский танк «АРДЖУН»

 

Индийский танк «АРДЖУН»

 

Командование сухопутных войск Индии в 1972 году сформулировало требования к новому основному боевому танку. В 1974 году начались практические работы, но лишь в 1984-м было объявлено о создании первого прототипа (к тому времени на его разработку было израсходовано 300 млн. индийских рупий). В 1985 году состоялся показ первого образца. Тогда же руководители проекта заявили, что к 19о8 году планируется построить 20 танков для всесторонних испытаний вооружения, системы управления огнем, силового блока, подвески и другого оборудования (см. рисунок).

Основная проблема была связана с разработкой собственного двигателя. Первоначально намечалось использовать газотурбинную силовую установку мощностью 1100 кВт (1500 л .с.), но затем решили создать той же мощности 12-цилиндровый дизель воздушного охлаждения с изменяемой степенью сжатия. Его первые образцы развивали лишь треть требуемой мощности, более поздние модификации (с турбонаадувом) имели производительность почти вдвое большую (около 750 кВт), но в итоге конструкторы отказались от создания собственного двигателя, отдав предпочтение силовому блоку иностранного изготовления.

Были и другие трудности, отодвигавшие начало производства. Только в марте 1993 года в индийской прессе появились сообщения о том, что в условиях пустыни проведены испытания вооружения и других систем, устаноаленных на двух опытных образцах. Результаты оказались положительными- Тогда же представители министерства обороны объявили, что к концу 1994 года в стране будет построено 126 танков, которыми укомплектуют два танковых полка.

Стоимость одной боевой машины, по предварительным оценкам, составляла 2,1 млн. долларов США.

В 1996 году правительство Индии окончательно одобрило прототип основного боевого танка, получившего название «Арджун», и приняло решение о его производстве на танкостроительном заводе в г. Авади (недалеко от г. Мадрас). Это предприятие имеет более чем 30-летний опыт лицензионного производства танков иностранной разработки с использованием импортируемых узлов и алрегатов. Оно было построено в 1965 году для изготовления ганка Мк1 (Великобритания), получившего название «Виджаянта». В производстве принимали участие английские фирмы «Виккерс - Армстронг», «Лейланд моторз» и «Селф ченджинг гиарз». Позже на этом заводе выпускались ганки Т-72М советской разработки.

На основе постановления правительства намечено выпустить первую партию из 100 - 200 боевых машин в течение пяти лет (годовой темп производства 20 — 40 единиц), при этом стоимость одного танка составит 3,3 млн долларов. Специалисты считают, что за пять лет проверки в условиях войсковой эксплуатации выявятся некоторые его недостатки, устранив которые можно будет начать полномасштабное производство. Ожидается также частичная модернизация отдельных узлов.

Окончательный вариант 1996 года представляет собой танк, почти полностью разработанный и выпускаемый в Индии, за исключением некоторых узлов и агрегатов (наиболее значимый из них - силовой блок немецкого производства). Его экипаж оудет состоять из четырех человек. Компоновка в целом традиционная: основное вооружение размещено во вращающейся башне, силовой блок расположен в кормовой части. Небольшие отличия вызваны климатическими условиями эксплуатации, а также влиянием опыта боевого использования бронетанковой техники в сложных географических условиях во время конфликтов с Пакистаном в 1965 и 1971 годах. В частности, были модифицированы такие узлы силового блока, как дизель и трансмиссия производства немецких фирм. Некоторое преднамеренное снижение мощности двигателя путем сокращения цикловой подачи топлива, а также уменьшение степени сжатия, по мнению индийских конструкторов, должно предотвратить возможность перегрева и выхода из строя двигателя. На это было обращено особое внимание, поскольку иностранные двигатели, устанавливаемые на индийских танках, по этой причине часто выходили из строя, особенно при высокой температуре воздуха.

Следует иметь в виду, что условия пустынного западного региона Индии, где температура днем в тени нередко поднимается до +52 град. С, очень сложны для эксплуатации ронетанковой техники. Соответственно была доработана и трансмиссия, в результате чего «Арджун» может преодолевать подъемы под углом до 35% в то время как современные танки, например «Леопард-2» и Ml «Абрамо, способны взбираться на возвышенности лишь под углом до 30. Это сделано с учетом необходимости преодоления песчаных дюн. Конструкторы также обеспечили довольно низкий силуэт танка (высота по крыше башни 2,35 м), что облегчает его маскировку и повышает возможность использования защитных свойств местности - песчаных дюн, русел высохших рек и т.д.

Хотя боевая масса машины достигла 58,5 т (на 14 т больше, чем у Т-72М индийского производства), удельное давление на грунт составляет 0,84 кг/см3 (как у Т-72М), что позволяет ему свободно передвигаться по пескам. Данный показатель для танка «Виджаянта» составляет 0,87 кг/см2, а для М1А1 «Абрамс» — почти 0,96 кг/см2.

Был учтен и такой момент, как антропометрические данные индийского военнослужащего-танкиста, чтобы оптимально выбрать соотношение между размерами боевого отделения и отделения управления. Поскольку оказалось, что средний рост у индийского солдата меньше, чем у европейского или американского, рычаги управления и контрольно-измерительные приборы были размещены таким образом, чтобы обеспечивались легкость и удобство работы.

Основные тактико-технические характеристики танка «Арджун» соответствуют уровню современных требований, принятых в мировом танкостроении; общая длина с пушкой вперед 10,194 м, максимальная ширина 3,847 м клиренс 450 мм. Он может преодолевать ров шириной 2,43 м и брод глубиной 1,4 м. Последние показатели считаются особенно важными при действиях в бассейнах рек и западных приграничных районах Индии.

Двигатель 838 КА501 немецкой фирмы MTU V-образный десятицилиндровый (блоки цилиндров расположены под углом 90*) жидкостного охлаждения, с туроонаддувом. Он развивает максимальную мощность 1030 кВт (1400 л. с.) при 2500 об/мин. Удельная мощность (соотношение между мощностью двигателя и боевой массой) составляет до 17,7 кВт/т (24 л.с./т). Зарубежные специалисты считают что для современных танков она должна находиться в пределах 18,5 - 19,9 кВт/т (25 - 27 л,с./т).

В силовой блок входит также гидромеханическая трансмиссия с гидротрансформатором и планетарной (с механическим переключением) коробкой передач немецкой фирмы «Ренк». Она обеспечивает четыре передачи переднего хода и две - заднего, а также гидродинамическое торможение.

Гидропневматическая подвеска позволяет танку двигаться более плавно, что снижает утомляемость экипажа при длительных маршах и повышает среднюю скорость движения по пересеченной местности. На дорогах с твердым покрытием максимальная скорость составляет 70 км/ч, вне дорог - 40 км/ч. Вместимость топливных баков 1610 л. При хорошей экономичности двигателя танк имеет больший запас хода по сравнению с аналогичными машинами западных стран.

В качестве основного вооружения использована 120-мм нарезная пушка вопреки распространенной тенденции устанавливать гладкоствольные (как отмечают зарубежные эксперты, на конструкторов, видимо, повлиял пример британских специалистов). Она и выстрелы к ней разработаны индийской научно-исследовательской организацией, создающей вооружение (Armament Research and Development Establishment). Из пушки можно вести огонь снарядами различного назначения (осколочными, фугасными, бронебойными, дымовыми и другими). Предполагается применять также разрабатываемые в настоящее время противовертолетные снаряды.

Пушка, стабилизированная в двух плоскостях, имеет электрогидравлический привод, обеспечивающий высокие скорость и точность наведения, а также позволяющий вести огонь с ходу и по движущейся цели Автоматизированная объединенная система управления огнем предусматривает стабилизированное прицеливание днем и ночью, обеспечивает высокую вероятность поражения цели с первого выстрела и сокращает время реакции. Скорострельность пушки 6 выстр./мин, угол склонения -9е, угол возвышения +20' боекомплект 39 выстрелов.

В качестве вспомогательного вооружения используются 7,62-мм пулемет ТК715А для стрельбы по живой силе и 12,7-мм - по возданным и наземным целям.

Приборы прицеливания и наблюдения наводчика включают дневной прицел с двухступенчатым увеличением, ночной тепловизор (общий с командиром) и лазерный дальномер. Зеркало прицельной головки стабилизировано в двух плоскостях. Командир танка имеет панорамный прицел для наблюдения за полем боя, тоже стабилизированный в двух плоскостях. Система управления огнем автоматически учитывает такие параметры, как температура заряда, температура и атмосферное давление воздуха, скорость и направление ветра, а также некоторые другие.

Лучшая защита достигается за счет использования брони «канхан» (новая разработка), которая, как отмечают зарубежные специалисты, в большей степени отвечает своему предназначению, чем броня танков предыдущих поколений. Это объясняется, в частности, компьютерным проектированием и моделированием отдельных узлов, тщательным подбором толщины броневых листов, выбором оптимальных углов их наклона и взаимного расположения. Башня, изготовленная из такой брони, получилась легче и компактнее, за счет чего уменьшена высота танка. Наибольшая защита в соответствии с традиционной концепцией обеспечена в пределах фронтальной дуги от +60 до -60°.

Два главных требования к создаваемому танку - разработка полностью индийскими конструкторами и производство на национальных предприятиях — в основном были выполнены. Так, лишь силовой блок и еще некоторые системы, узлы и агрегаты зарубежного изготовления. Например, испанская фирма ENOSA поставляет ЭВМ (производимую по лицензии американской фирмы) для системы управления огнем. Ее закупает индийская государственная компания «БЕЛ тэнк электронике», которая в дальнейшем планирует самостоятельно изготавливать всю систему, в том числе ЭВМ. Технология и некоторые детали для системы наведения пушки приобретаются у немецкой фирмы FWM. Индийские инженеры считают, что по мере увеличения числа заказов данная система будет производиться в стране полностью фирмой BHEL, то есть главным фактором в данном случае является экономическая, а не производственно-техническая сторона.

Из-за рубежа пока поступают и отдельные детали для резинометаллической гусеницы (резиновые накладки на траки, соединительные элементы траков гусеничной ленты). Подобные изделия, которые уже производятся в Индии, в дальнейшем будут применяться на танке «Арджун». В настоящее время 60 проц. танка (в стоимостном выражении) делается на местных предприятиях. Предполагается, что через пять лет этот показатель возрастет до 90 проц. Как заявляют руководители индийской организации оборонных исследований и развития DRDO (Defence Research and Development Organisation), сейчас имеются лицензионные соглашения с иностраннными фирмами о передаче технологии на производство важнейших узлов и агрегатов, которые в дальнейшем будут разрабатываться индийскими специалистами. .

Эксперты DRDO отмечают, что, несмотря на имевшие место сомнения по поводу осуществимости проекта создания танка «Арджун», он по своим характеристикам сопоставим с такими боевыми машинами, как М1А1 «Абрамс» (США), «Леопард-2» (ФРГ) и «Меркава-3» (Израиль). После разносторонних испытании при температуре от -2 до +50 С индийские танкисты дали ему положительную оценку. Так, при стрельбе с ходу показатель прямых попаданий достиг 90 проц.

Общая потребность индийской армии составляет более 2000 танков «Арджун», которые должны быть построены в течение 10 — 15 лет. Ожидается, что они заменят танки «Виджаянта» и Т-72М, в результате чего весь парк основных боевых машин будет единообразным. Тем самым создаются благоприятные условия для подготовки личного состава, упрощаются вопросы материально-технического обеспечения, а главное - оптимизируется оперативное применение бронетанковой техники.

Специалисты DRDO считают, что «Арджун» будет состоять на вооружении, как минимум, до середины следующего столетия, тем более что в его конструкции заложена возможность модернизации в середине срока службы. По их мнению, после того как серийное производство будет полностью налажено, стоимость одного образца составит примерно 65 проц. стоимости сравнимого по характеристикам европейского или американского танка. В связи с этим весьма вероятен выход его на международный рынок.

Руководители DRDO надеются, что создание танка «Арджун» даст толчок разработке на его базе различной боевой техники, например самоходно-артиллерийских установок и мостоукладчиков.

А. Нёстеркин

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №2 1997.

Последнее обновление 17.11.2017 год


Картинка - Взгляд

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru