|
"Летопись Челябинского Тракторного (1929 - 1945 гг.)", Главный инженер моторного завода Я. И. Невяжский еще не определился. Ему еще не было ясно, какие детали можно обрабатывать на прибывшем оборудовании, каких станков не хватает, что следует подыскивать взамен? Больше всего Невяжского тревожило отсутствие двенадцати- и пятнадцатитонных молотов, необходимых для поковки коленчатых валов, а также ряда специальных станков для обработки распределительных валов и шатунов двигателя. Ни уникальные, единственные в Союзе специальные станки, ни особенно молоты ничем нельзя было заменить. Время не ждало. К Москве вплотную подходил враг. Запас готовых двигателей, созданных заводом перед эвакуацией, быстро уменьшался. Отсутствие моторов могло сорвать поставку фронту боевых машин. Государственный Комитет Обороны настойчиво требовал от завода принятия самых срочных мер для скорейшего восстановления дизель-моторного производства. В связи с чрезвычайными обстоятельствами народный комиссар танковой промышленности В. А. Малышев принял решение: временно ставить на танки авиационные двигатели, работавшие на бензине. Это была вынужденная мера. В бывшем цехе ширпотреба, где впоследствии разместился автоматно-револьверный цех моторного производства теперь стояла огромная, как небольшой плавательный бассейн ' наполненная керосином ванна. Десятки рабочих, задыхаясь от паров керосина, 240 мыли в ней детали разобранных, отработавших на самолетах свой гарантийный срок, черных, засмоленных двигателей. Часть деталей требовала переделки для приспособления этих двигателей к танкам, часть заменялась новыми. Затем готовые моторы отправлялись в сборочный цех для установки на танки.
"Конструктор боевых машин", Инициативно и творчески решались в Танкограде и другие сложные технические вопросы. В напряженные дни обороны Москвы, когда на учете была каждая выпускаемая машина, выяснилось, что запас дизелей на исходе, а изготовление новых двигателей в связи с эвакуацией дизельного производства еще не началось. О том, чтобы приостановить выпуск тяжелых танков, не могло быть и речи. Стали искать выход и нашли... бензиновые моторы М-17, которые раньше ставили на средние танки Т-28. Сто таких моторов оказалось на складе эвакуированного имущества. Сложность заключалась в том, что найденные бензиновые двигатели по своим габаритам не соответствовали танковым дизелям В-2, на которые был рассчитан танк КВ. Решающее слово должны были сказать конструкторы. За ночь Ж. Я. Котин изучил все варианты по этому двигателю и к утру утвердил оптимальное решение по переконструированию главного фрикциона и установке переходных деталей для оборудования танка бензиновым мотором. В производственных цехах срочно изготовили дополнительные детали, и первый танк с бензиновым двигателем вышел на ходовые испытания. На испытаниях выяснилось, что танки шли на пониженной скорости, моторы перегревались, механику-водителю приходилось то и дело снижать скорость для продувки двигателя, но в остальном — по вооружению и защите боевые машины кировцев оставались все теми же грозными, неуязвимыми КВ. Учитывая новые особенности танка с бензиновым двигателем, к каждой машине конструкторы приложили специальную инструкцию с конкретными рекомендациями по эксплуатации. Об изготовлении первой партии танков КВ с бензиновыми двигателями челябинцы тут же доложили в Москву заместителю наркома обороны генералу Я. Н. Федоренко и получили приказание готовые танки не задерживать, а отправлять их на фронт, хотя бы небольшими партиями. К появлению на фронте КВ с пожароопасными бензиновыми двигателями многие танкисты отнеслись крайне отрицательно. В вынужденном «новшестве» они видели только негативную сторону и немедленно доложили об этом Верховному Главнокомандующему. И. В. Сталин потребовал объяснений от В. А. Малышева и И. М. Зальцмана. Танкостроители доложили, что заводы частично находятся "на колесах", эвакуация их полностью еще не закончилась, но, несмотря на это, танки вы пускаются с нарастающими темпами. А снижение их боевых качеств за счет бензинового мотора — дело временное, и вопрос в данный момент стоит так: либо карбюраторные пожароопасные танки, либо, пока не наладится производство дизелей, не будет никаких. И. В. Сталин подумал и, приняв к сведению, что с декабря 1941 г. выпуск танковых дизелей будет возобновлен, согласился с доводами танкостроителей. Последнее обновление 12.03.2003 год |