|
Впервые информация о плавающих колесных бронированных машинах «Пирана» появилась в начале 70-х годов (первый прототип изготовлен в 1972 году). Они были созданы швейцарской фирмой «Моваг», расположенной в г. Кройцлинген. Это сравнительно небольшая компания, основанная в 1950 году), где работает около 550
человек. Вместе с тем она играет заметную роль в разработке и производстве колесных бронированных машин на Западе.
Ее продукция составляет значительную часть на мировом рынке подобной техники. К настоящему времени около 3500 различных по назначению машин «Пирана» поставлено в 15 стран, а еще на 1250 имеются заказы. Несколько вариантов БТР на этой базе производит по швейцарской лицензии канадская фирма «Дженерал моторе оф Кэнада», чилийская «Кардоен» и ряд других. Кроме того, первая из них на той же базе по заказу морской пехоты США в 1982 году разработала бронированную машину LAV-25, получившую широкое распространение. «Пирана» — это целое семейство колесных 4 х 4, 6 х 6, 8 х 8 и 10 х 10) бронированных машин различного назначения. Оно включает бронетранспортеры, машины — носители вооружения (ПТРК, ЗРК, пушки, гаубицы) и специального обоснования (например, подъемные краны, бульдозерные отвалы), а также командно-штабные, санитарные, транспортные и другие. Базовая модель с любой из указанных колесных формул имеет сварной бронированный корпус, обеспечивающий се плавучесть, двигатель (спереди справа), трансмиссию (в центре), два отделения: для механика-водителя (спереди слева), а также для экипажа и десанта (сзади). Подвеска всех колес независимая. На плаву в качестве движителя используются два гребных винта, расположенных по бортам кормовой части корпуса за задними колесами. После создания первых образцов разработчики не поставили на этом точку. Они продолжили НИОКР с целью дальнейшего совершенствования этих машин, в частности повышения их эксплуатационных характеристик. За модификацией «Пирана-1» последовала «Пирана-2», а затем - «Пирана-3», два образца которой уже переданы заказчику для войсковых испытаний. Сравнительные технические характеристики машин всех трех серий на примере БТР (8 х 8) приведены в табл. 1. Специалисты фирмы «Моваг» подчеркивают, что боевые машины семейства «Пирана-2 и -3» не создавались для замены аналогов из предыдущих выпусков. Появление новых модификаций обеспечит широкие возможности выбора наиболее подходящего образца для конкретных целей с учетом стоимостных показателей. По расчетам экспертов, «Пирама-1 и -2» будут представлены на рынке военной техники, по крайней мере, в течение десяти лет, а состоять на вооружении должны еше дольше. Это объясняется прежде всего тем, что на машинах всех трех модификаций используются унифицированные узлы и агрегаты, благодаря чему существенно облегчается их ремонт и техническое обслуживание. Еще одним фактором, способствующим продолжению выпуска машин «Пирана-1», является, по мнению разработчиков, то, что по своим габаритам (максимальная ширина 2,5 м, а у «Пирана-3» — 2,66 м) они соответствуют международным правилам движения по обычным дорогам и позволяют двигаться по ним без ограничения двухстороннего движения. «Пирана-1 и -2» производились с колесной формулой 4 х 4, 6 х 6, 8 х 8, а в последнее время - 10 х 10. Выпускать машины «Пирана-3» с колесной формулой 4 х 4 не планируется. Все образцы последней модификации имеют одинаковую переднюю секцию с двумя осями (расстояние между ними больше, чем между остальными) и отличаются лишь второй секцией, у которой может быть одна, две или три оси. Привод на колеса второй секции постоянный, а на колеса первой осуществляется при необходимости через раздаточную коробку. Как заявляют конструкторы фирмы «Моваг», «Пирана-3» создана с использованием последних технических достижений и, по их оценке, будет соответствовать требованиям следующего столетия. Такгико-тех-нические характеристики этих машин приведены в табл. 2. Корпус машины «Пирана-3» имеет новую конструкцию, хотя его силуэт в целом остался прежним (горизонтальная крыша, вертикальная задняя стенка и наклонные лобовые листы). Броневая зашита корпуса усилена, предусмотрена также зашита от мин. В этих целях применяются дополнительные разнесенные броневые листы, что обеспечивает ту или иную степень защиты в зависимости от условий, в которых будут вестись боевые действия. Специалисты считают, что данное обстоятельство особенно важно при ведении боевых действий «силами быстрого развертывания или миротворческими силами, Обычно применяются дополнительные броневые листы (крепятся к корпусу на бонках) особой формы с использованием керамических материалов, но в некоторых случаях и других. Полный комплект устанавливается примерно за 2 ч. Лобовая броня обеспечивает защиту от 30-мм бронебойных подкалиберных снарядов с отделяющимся поддоном, бортовая - от 14,5-мм бронебойных пуль (в обоих случаях на расстоянии не менее 500 м). Для усиления зашиты днища от мин разработан специальный комплект дополнительных разнесенных броневых листов. На машинах «Пирана-3» предусмотрена возможность установки двигателя и трансмиссии американского либо немецкого производства в различных вариантах: двигатель 6V53TA фирмы «Детройт дизель» мощностью 257,6 кВт (350 л. с.), причем допустимо ее увеличение до 294,4 кВт 400 л. с.) при 2800 об/мин, и трансмиссия D3560A фирмы «Аллисон»; двигатель 6CDAA8.3-T350 фирмы «Камминс» мощностью 257,6 кВт (294 кВт) при 2200 об/ мин и трансмиссия MD3066P («Аллисон»); двигатель 6V183 ТЕ22 фирмы MTU мощностью 294,4 - 331,2 кВт при 2300 об/мин и трансмиссия ZF Eeomat 6Нр 600. В машинах, предназначенных ддя вооруженных сил Канады, может также устанавливаться двигатель компании «Катерпиллер». Все применяемые трансмиссии автоматические, двигатель и агрегаты трансмиссии, по словам разработчиков, можно быстро заменять при ремонте. Отмечается, что усовершенствованная конструкция корпуса, а также удачная компоновка агрегатов трансмиссии и ходовой части позволили увеличить полезный внутренний объем и грузоподъемность машины. Так, стандартное отделение для экипажа и десанта машины «Пирана-3» (8x8), имеющее объем 11 м3, рассчитано на размещение восьми человек - по четыре вдоль борта (спиной к борту), причем в зависимости от устанавливаемого вооружения и Специалисты фирмы «Моваг» подчеркивают, что боевые машины семейства «Пирана-2 и -3» не создавались для замены аналогов из предыдущих выпусков. Появление новых модификаций обеспечит широкие возможности выбора наиболее подходящего образца для конкретных целей с учетом стоимостных показателей. По расчетам экспертов, «Пирана-1 и -2» будут Представлены на рынке военной техники, по крайней мере, в течение десяти лет, а состоять на вооружении должны еше дольше. Это объясняется прежде всего тем, что на машинах всех трех модификаций используются унифицированные узлы и агрегаты, благодаря чему существенно облегчается их ремонт и техническое обслуживание. Еще одним фактором, способствующим продолжению выпуска машин «Пирана-1», является, по мнению разработчиков, то, что по своим габаритам (максимальная ширина 2,5 м, а у «Пирана-3» — 2,66 м) они соответствуют международным правилам движения по обычным дорогам и позволяют ДВИП1 гься по ним без ограничения двухстороннего движения. «Пирана-1 и -2* производились с колесной формулой 4 х 4, 6 х 6, 8 х 8, а в последнее время - 10 х 10. Выпускать машины «Пирана-3» с колесной формулой 4 х 4 не планируется. Все образцы последней модификации (рис. 2) имеют одинаковую переднюю секцию с двумя осями (расстояние между ними больше, чем между остальными) и отличаются лишь второй секцией, у которой может быть одна, две или три оси. Привод на колеса второй секции постоянный, а на колеса первой осуществляется при необходимости через раздаточную коробку. Как заявляют конструкторы фирмы «Мо-ваг», «11 ирана-3» создана с использованием последних технических достижений и, по их оценке, будет соответствовать требованиям следующего столетия. Такгико-тех-нические характеристики этих машин приведены в табл. 2. Корпус машины «Пирана-3» имеет новую конструкцию, хотя его силуэт в целом остался прежним (горизонтальная крыша, вертикальная задняя стенка и наклонные лобовые листы). Броневая зашита корпуса усилена, предусмотрена также зашита от мин. В этих целях применяются дополни- тельные разнесенные броневые листы, что обеспечивает ту или иную степень защиты в зависимости ог условий, в которых будут вестись боевые действия. Специалисты считают, что данное обстоятельство особенно важно при ведении боевых действий «силами быстрого развертывания* или миротворческими силами, Обычно применяются дополнительные броневые листы (крепятся к корпусу на бонках) особой формы с использованием керамических материалов, но в некоторых случаях и других. Полный комплект устанавливается примерно за 2 ч. Лобовая броня обеспечивает защиту от 30-мм бронебойных подкалиберных снарядов с отделяющимся поддоном, бортовая - от 14,5-мм бронебойных пуль (в обоих случаях на расстоянии не менее 500 м). Д ля усиления зашиты днища от мин разработан специальный комплект дополнительных разнесенных броневых листов. На машинах «Пирана-3» предусмотрена возможность установки двигателя и трансмиссии американского либо немецкого производства в различных вариантах: двигатель 6V53TA фирмы «Детройт дизель» мощностью 257,6 кВт (350 л. с.), причем допустимо ее увеличение до 294,4 кВт ЙОО л. с.) при 2800 об/мин, и трансмиссия D3560A фирмы «Аллисон»; двигатель 6CDAA8.3-T350 фирмы «Камминс» мощностью 257,6 кВт (294 кВт) при 2200 об/ мин и трансмиссия MD3066P («Аллисон»); двигатель 6V183 ТЕ22 фирмы MTU мощностью 294,4 - 331,2 кВт при 2300 об/мин и трансмиссия ZF Eeomat 6Нр 600. В машинах, предназначенных ддя вооруженных сил Канады, может также устанавливаться двигатель компании «Катерпиллер». Все Ж и меняемые трансмиссии автоматические, игатель и агрегаты трансмиссии, по словам разработчиков, можно быстро заменять при ремонте. Отмечается, что усовершенствованная конструкция корпуса, а также удачная компоновка агрегатов трансмиссии и ходовой части позволили увеличить полезный внутренний объем и грузоподъемность машины. Так, стандартное отделение для экипажа и десанта машины «Пирана-3» (8x8), имеющее объем 11 м3, рассчитано на размещение восьми человек - по четыре вдоль борта (спиной к борту), причем в зависимости от устанавливаемого вооружения и предназначения бронеобъекта размеры этого отделения могут меняться. В целях создания благоприятных условий для экипажа и защиты его от оружия массового поражения машина оснащена нагнетателем, фильтровентиляционной установкой и кондиционером, при этом воздух (по выбору заказчика) может подаваться в отделение управления и боевое отделение либо по воздуховодам к индивидуальным маскам каждого члена экипажа или десанта. По сравнению с подобной техникой предыдущих выпусков специалисты отмечают более выгодное соотношение между грузоподъемностью и боевой массой у модификации «Пирана-3». Например, у варианта, имеющего колесную формулу 8x8, последняя составляет 16,5 т, а грузоподъемность - 6 т, в то время как те же показатели для аналогичных машин «Пирана-2» и «Пирана-1» — соответственно 14 и 4 т, а также 12,5 и 3 т. Если сравнить машины «Пирана-3», имеющие колесные формулы 6 х 6 и 8 х 8, то данное соотношение у последней лучше. Масса базовой машины возрастает на 1 т (с 9,5 до 10,5 т), а грузоподъемность - вдвое (с 3 до 6 т). Увеличение колесной формулы до 10 х 10 не дает столь заметного эффекта. Еще одной отличительной чертой машин новой модификации являются повышенные подвижность и проходимость (по данным характеристикам они сопоставимы с гусеничной техникой). Эго обеспечивается за счет применения мощной силовой установки (удельная мощность до 20,6 кВт/т для машины с колесной формулой б х 6), новых систем централизованной подкачки шин и обеспечения устойчивости на крутых поворотах и виражах, двухступенчатой раздаточной коробки, гидропневматической подвески управляемых колес первых двух осей (у машин предыдущих серий она на спиральных пружинах), новых шин 12.00R20 или 365/80R20. О высокой проходимости этих машин свидетельствуют данные, приведенные в табл. 2. Основное вооружение машин может быть самым различным - ПТУР, ЗРК и гаубицы, 105-мм пушки (вариант 10 х 10). В последнем случае боекомплект насчитывает 38 артвыстрелов, из которых 26 размещаются в корпусе, а 12 — во вращающейся башне. Руководство фирмы-разработчицы не скрывает, что его главная цель — заменить машинами «Пирана-3» американские гусеничные БТР М113 и другую боевую технику, созданную на их базе, По оценкам специалистов, модификация «Пирана-3» с колесной формулой 8x8 имеет те же эксплуатационные характеристики (но при меньших массе, габаритах и цене), что и разрабатываемый совместно Германией, Францией и Великобританией колесный БТР (6 х 6). Очевидно, борьба за рынок сбыта будет серьезной. Полковник В. Нестёркин Источник - "Зарубежное военное обозрение" Последнее обновление 24.09.2015 год |