Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука

 

Американская боевая машина пехоты М2 «Брэдли»

 

В настоящее время, по мнению зарубежных военных специалистов, существенно расширились и усложнились боевые задачи, возлагаемые на пехоту. Считается, что они состоят не только в захвате объектов или территории и их удержании, а это при современном развитии средств борьбы представляет собой очень сложную проблему, но и в обеспечении защиты танков путем поражения противотанковых средств противника.

До начала 60-х годов подвижность и защищенность пехотных подразделений обеспечивались за счет использования бронетранспортеров. Однако в дальнейшем широкое распространение переносного про-тивотанкового оружия, а также рост его количества и повышение эффективности, сделавшие действия пехоты в пешем строю практически трудно осуществимыми, привели к созданию нового типа бронирован-ной машины — боевой машины пехоты (БМП).

Американские специалисты, учитывая необходимость повышения боевых возможностей пехоты, длительное время пытались решить эту задачу за счет совершенствования широко распространенного гусеничного бронетранспортера М113. Работы касались главным образом повышения его огневой мощи и защищенности, а также более рационального размещения стрелков. В 1970 году на базе этого БТР была создана боевая машина пехоты AIFV, закупленная позднее Нидерландами (получила наименование YPR-765, поставлено около 890 единиц). По сообщениям иностранной печати, для армии США также планируется закупить 600 таких машин. AIFV вооружена 25-мм автоматической пушкой, установленной в бронированной башне. Вместимость ее девять человек, включая трех членов экипажа. Корпус был усилен дополнительными броневыми листами.

В 1972 году началось создание новой американской боевой машины пехоты ХМ723, которая, после соответствующей доработки, была названа М2 «Брэдли» (см. цветную вклейку). Ее серийное производство развернулось в 1981 году. Для сухопутных войск США намечено поставить около 3600 таких машин.

Компоновка М2 «Брэдли» выполнена по ставшей уже традиционной для БМП схеме: с передним расположением моторнотрансмиссионного отделения и размещением пехотинцев в кормовой части корпуса (рис. 1 ). Командир и наводчик находятся в двухместной бронированной башне, а механик-водитель — в отделении управления, расположенном впереди слева. Доступ в десантное отделение осуществляется через откидывающуюся в корме аппарель, в которой, в свою очередь, имеется брониро-ванная дверь. Боевой вес машины 21,3 т.

Важной особенностью данной БМП является ее повышенный по сравнению с предыдущими образцами уровень защиты. Корпус и башня выполнены из алюминиевой брони. Впереди и по бортам корпуса применено разнесенное комбинированное (сталь — алюминий) бронирование с заполнением внутреннего пространства между листами полиуретановой пеной. Днище корпуса усилено противоминным стальным листом. Дополнительную защиту верхней лобовой части корпуса обеспечивает волноотражательный щит.

Для действий БМП в условиях применения оружия массового поражения она оснащена фильтровентиляционной установкой, к которой подключаются маски командира, наводчика и механика-водителя. Члены десантного отделения имеют индивидуальные противогазы. В перспективе возможно создание в машине избыточного давления, однако высказывается сомнение в целесообразности этого, поскольку при спешивании пехотинцев, а также во время перезаряжания пусковой установки ПТУР «Тоу» происходит разгерметизация.

Большое внимание при создании БМП американские специалисты уделили выбору основного вооружения. В конечном итоге было решено использовать автоматическую пушку в сочетании с противотанковой ракетной системой «Тоу», что, по их мнению, повысило мощь машины.

Установленная в башне 25-мм автоматическая пушка М242 имеет систему стабилизации в двух плоскостях наведения. Элек- трогидравлический привод поворота башни и электрический привод наведения пушки по углу возвышения позволяют переносить огонь с максимальной скоростью 60 град/с. Конструктивной особенностью орудия является наличие внешнего привода (электродвигатель мощностью 1,5 л. с.), обеспечивающего работу механизма заряжания. Питание двухленточное. Из пушки можно вести огонь одиночными выстрелами и очередями с темпом стрельбы 100 или 200 выстр./мин.

В боекомплект пушки входят 900 выстрелов с бронебойными подкалиберными и осколочно-фугасными снарядами (из них 300 снаряжены и готовы к применению, а 600 находятся в боеукладке). Как сообщалось в зарубежной печати, при стрельбе снарядами первого типа на дальность 1000 м пробивается броня толщиной 66 мм.

С пушкой спарен 7,62-мм пулемет М240 (усовершенствованный вариант бельгийского пулемета MAG-58), боекомплект которого составляют 2200 патронов, из них 800 снаряжены в ленты, помещенные в магазинную коробку. По бортам передней части башни установлены четырехствольные дымовые гранатометы.

Для борьбы с бронированными целями, и прежде всего с танками, БМП М2 оснащена противотанковой ракетной системой «Тоу». Пусковая установка (две направляющие), смонтированная на левом борту башни, имеет механизм с электрическим приводом перевода ее в горизонтальное положение (на уровень прицела) перед пуском ракеты. По вертикали ПУ наводится в пределах углов от —20 до + 30°, а по азимуту — круговым вращением башни. В пусковой установке находятся две ПТУР «Тоу», остальные пять размещены в боеукладке. Перезаряжение ПУ осуществляется через люк, расположенный за башней в крыше кормовой части корпуса. При этом установке придается максимальный угол возвышения. По сообщениям иностранной печати, стрельба противотанковыми ракетами «Тоу» ведется только с остановок. Все время полета ПТУР (на дальность 3000 м оно занимает около 15 с) наводчик из неподвижной машины управляет ею путем удержания перекрестия прицела на цели.

В систему управления огнем входит комбинированный (дневной и ночной) прицел наводчика с четырехкратным увеличением, используемым при стрельбе из пушки и спаренного пулемета, и 12-кратным — для наведения ракеты на цель. Прицел имеет постоянную оптическую связь с прибором командира. Блоки наблюдения в командирской башенке обеспечивают круговой обзор. В целом, по мнению американских военных специалистов, установленное в башне БМП М2 вооружение позволяет ей вести борьбу с различными целями, включая танки и боевые вертолеты.

Для поражения живой силы противника служат 5,56-мм автоматы М231, закрепленные в шести шаровых установках (амбразурах) по бортам и в корме корпуса. Они представляют собой вариант винтовки М16А1 с измененной конструкцией затвора и укороченным стволом. Последний, кроме того, имеет большую толщину для отвода тепла, выделяемого при стрельбе, особенно когда ее темп достигает 1100— 1200 выстр./мин. Прицеливание осуществляется через призменные смотровые блоки, установленные над каждым сиденьем десантников. В зарубежной прессе отмечается, что проведенные испытания показали способность стрелков поражать короткими очередями точечные цели на дальностях до 250 м. Боекомплект автоматов 4000 патронов.

Члены экипажа и десантники вооружены 5,56-мм автоматическими винтовками М16А1 (девять штук, боекомплект 2160 патронов). Кроме того, пехотинцы имеют один 7,62-мм пулемет М60 (2200 патронов) и три ручных противотанковых гранатомета М72А2. Данное оружие предполагается использовать при ведении боевых действий в пешем порядке.

Одно из основных требований, предъявлявшихся к американской БМП, — это высокая подвижность, которая позволила бы ей успешно взаимодействовать с танками, и прежде всего с М1 «Абрамс». Для этого на ней был установлен восьмицилиндровый V-образный дизельный двигатель VTA-903T мощностью 500 л. с. В одном блоке с ним смонтирована гидромеханическая трансмиссия НМРТ-500, особенностью которой является использование гидростатической передачи не только в дополнительном, но и в основном силовом потоке, что обеспечивает бесступенчатое изменение тяговых усилий и радиусов поворота на каждой передаче. Трансмиссия осуществляет автоматический выбор передаточного числа и мощности двигателя в зависимости от положения педали подачи топлива и сопротивления движению машины.

Ходовая часть включает гусеничный движитель с шестью опорными и тремя поддерживающими катками на каждый борт, а также индивидуальную торсионную подвеску с гидравлическими амортизаторами. Гусеница металлическая со съемными резиновыми подушками. По мнению иностранных специалистов, высокая удельная мощность (21,3 л. с./т), относительно низкое давление на грунт (0,52 кг/см2) и большой ход опорных катков (356 мм) обеспечивают машине достаточную проходимость и хорошие динамические качества. Максимальная скорость движения по шоссе 66 км/ч, запас хода 480 км. Водные преграды машина форсирует на плаву (со скоростью 7 км/ч за счет перематывания гусениц). Она может преодолевать подъем крутизной 30°, вертикальную стенку высотой до 90 см и ров шириной до 2,5 м.

Большое внимание при создании машины обращалось на оснащение ее современными средствами связи. Кроме системы внутренней связи между членами экипажа и десантом, на каждой БМП установлена радиостанция AN/GRC-160. Машина командира взвода оборудована двумя такими станциями, командира роты — одной AN/GRC-160 и одной AN/VRC-46. При действиях в пешем строю для связи внутри взвода будут использоваться портативные УКВ радиостанции AN/PRC-68. В будущем (к середине 80-х годов) американцы планируют заменить эти средства перспективной аппаратурой УКВ радиосвязи, разрабатываемой по программе SINCGARS-V. Характерной особенностью новых радиостанций (в том числе в носимом варианте) будет их способность работать в цифровом режиме с засекречиванием при высоком уровне естественных и преднамеренных помех.

БМП оборудована автоматической системой пожаротушения. С целью улучшения условий обитаемости в десантном отделении выполнен отвод пороховых газов от гильзоулавливателей автоматов М231, а спаренный пулемет изолирован от боевого отделения герметичной перегородкой. На машине перевозится ЗИП и шанцевый инструмент.

Зарубежные специалисты отмечают, что многие конструктивные решения, отработанные на БМП Брэдли, могут быть перенесены на другие легкие бронированные машины. В частности, разнесенная броня, запатентованная фирмой «Фуд машинэри энд кемикл корпорейшн», устанавливается также на БМП AIFV, что существенно повышает ее защищенность при незначительном возрастании веса.

Согласно принятым в настоящее время в армии США взглядам, мотопехота на БМП в бою может действовать либо с машин, либо спешившись. Пехотные подразделения при любом способе должны обладать достаточными огневой мощью и подвижностью, для чего следует наилучшим образом использовать боевые возможности машины. Мотопехотным подразделением, способным самостоятельно решать боевые задачи на БМП М2, считается взвод, состоящий из группы управления и трех пехотных отделений (всего четыре машины).

Планируется, что каждое пехотное отделение при спешивании будет действовать двумя командами: группой ведения боя и группой боевой поддержки. В первую включается командир отделения или его помощник, пулеметчик, два-три стрелка с автоматическими винтовками, оператор переносного комплекса ПТУР, стрелок- снайпер. Эта команда может иметь пулемет М60, пять автоматических винтовок М16А1, три ручных противотанковых гранатомета М72А2, до трех ПТУР «Дракон», которые укладываются в машине вместо части ракет «Тоу». Она действует на некотором удалении от БМП, тогда как группа боевой поддержки (командир, наводчик и механик-водитель или только последние два) ведет бой с машины. Состав команд определяется в зависимости от сил и средств противника, условий местности, численности отделения и т. д.

Отмечая возрастание боевых возможностей пехотных подразделений, оснащенных БМП М2, американские военные специалисты в то же время подчеркивают, что существует еще немало нерешенных проблем. Одной из них является задача подготовки командиров пехотных отделений, которые, по их мнению, должны иметь квалификацию даже выше, чем командиры танков, поскольку на них возлагается задача управления действиями как экипажей БМП, так и пехотинцев. Одновременно на базе М2 «Брэдли» создавалась боевая разведывательная машина (БРМ) М3, которая внешне не отличается от БМП и имеет аналогичные характеристики. Вместе с тем на М3 отсутствуют амбразуры и дополнительное бронирование днища. Изменена также компоновка десантного отделения, в котором размещаются два наблюдателя, 7,62-мм пулемет М60, пять 5,56-мм автоматических винтовок М16А1 и десять ПТУР «Тоу» в боеукладке. Для связи на машине установлены радиостанции AN/VRC-12 и AN/PRC-77. БРМ оснащена приборами ночного видения и РЛС разведки наземных движущихся целей AN/PPS-15. Боекомплект 25-мм автоматической пушки увеличен до 1500 выстрелов. Всего для армии США намечено поставить 3300 БРМ М3, которые в основном заменят устаревшие разведывательные бронетранспортеры МП4 и БТР М113, все еще используемые в настоящее время для ведения разведки.

Гусеничное шасси БМП применено на новой американской реактивной системе залпового огня MLRS, которая уже запущена в серийное производство.

В целом, судя по сообщениям иностранной печати, командование армии США считает, что оснащение сухопутных войск БМП М2 «Брэдли» позволит существенно повысить их боевые возможности. Даль-нейшему совершенствованию этих машин и расширению их производства отводится важное место в системе военных приготовлений. Об этом, в частности, свидетельствует увеличение более чем на 30 проц. ассигнований, выделенных на закупку новых БМП в 1982 финансовом году.

Полковник-инженер Б. Сафонов, кандидат технических наук; майор-инженер Л. Сидоров

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №11 1982.

Последнее обновление 08.12.2015 год



(c) 2020 :: War1960.ru - ВОЙНЫ И СРАЖЕНИЯ от античности до наших дней.