Главная страница Античность Средние века Новое время Двадцатый век Техника Самолеты Корабли Вооруженные силы США Разное Самоходка на колесах

 

Самоходка на колесах

 

За годы второй мировой войны военные колесные полноприводные машины достигли высокой степени совершенства. В частности, по проходимости и подвижности они мало уступали гусеничным машинам, превосходя их по максимальной скорости при движении на дорогах, экономичности и долговечности.

Не прекращал работ над автомобилями-вездеходами и коллектив Горьковского автозавода. Так, построенный еще в 1940 году опытный двухтонный грузовик со всеми ведущими колесами ГАЗ-63 (конструктор П. И. Музюкин) к 1943 году был усовершенствован и превратился в многоцелевой армейский вездеход с «рекордными показателями проходимости» (по отчету).

...Летом 1943 года завод готовился к производству самоходной артиллерийской установки СУ-76М. Эта удачная в целом гусеничная машина обладала хорошими боевыми характеристиками, уверенно преодолевала бездорожье, однако на шоссе развивала не более 40 км/ч.

Но после битвы на Курской дуге темпы наступления Красной Армии резко возросли, к тому же войска вышли в районы с лучшими дорожными условиями. Поэтому у конструкторов родилась идея создать в дополнение к СУ-76М быстроходную колесную самоходку. Она могла быть использована в качестве подвижного средства огневой поддержки пехоты, для активной разведки боем и в качестве маневренного истребителя танков.

С такой инициативой в августе 1943 года выступил ведущий конструктор завода В. А. Грачев, поддержанный главным конструктором А. А. Липгартом, его заместителем Н. А. Астровым, дирекцией и представителями РККА.

От установки пушки на платформу грузовика, как это делалось в 30-х годах и предлагалось теперь, отказались. В этом случае машина получалась хоть простой, но высокой и неустойчивой при выстреле, не обладала бронезащитой. Было решено, используя отдельные агрегаты ГАЗ-63, создать оригинальную самоходку.

КСП-76 19 октября Грачев начал компоновку «заводского изделия 63-СУ», позже получившего обозначение ГАЗ-68. Вместе с ним трудились конструкторы И. В. Гавалов, А. Л. Иванов, Б. Д. Кирсанов, И. Г. Шимановский и другие. К концу 1943 года был выполнен деревянный макет, что убедило некоторых скептиков в реальности проекта, 7 февраля 1944 года проект одобрило Главное бронетанковое управление РККА. К весне, не ожидая завершения всего цикла проектирования, готовые чертежи начали передавать в цехи. Уже в начале апреля завершили сварку бронекор-пуса, а 4 мая первый экземпляр колесной самоходки вывели из заводских ворот. Что же представляла собой новая боевая машина?

Низкий, открытый сверху броне-корпус массой 1140 кг с рациональным наклоном бронелистов (разработан Ю. Н. Сорочкиным и А. Н. Кирилловым) надежно защищал экипаж от стрелкового огня, лобовая броня выдерживала попадания осколков и крупнокалиберных бронебойных пуль. Внутри бронекорпуса максимально низко — для обеспечения устойчивости при стрельбе — была расположена дивизионная 76,2-мм пушка с горизонтальным углом наведения 37° и вертикальным от —3 до +15°. Что особо следует подчеркнуть — высота ее линии огня была на 0,7 м ниже, чем на СУ-76М. Справа от пушки было кресло водителя, наблюдавшего за обстановкой через передний и боковой смотровые пуленепробиваемые приборы. По другую сторону пушки находился командир-наводчик, управляющий огнем с помощью прицела и панорамы, перед ним в особой нише устанавливалась радиостанция 12-РТ. Для заряжающего сзади имелось откидное сиденье.

В корме самоходки размещался смещенный на 276 мм вправо от оси машины танковый вариант автомобильного двигателя ГАЗ-11 с усиленными системой охлаждения (радиатор прикрывали бронещитки) и маслорадиатором. Слева от двигателя, в изолированных отсеках, располагался 140-литровый бензобак и основная часть боекомплекта, состоявшего из 58 снарядов,

Коробка передач была оснащена механическим дистанционным управлением; силовой агрегат ГАЗ-202 связывался тремя карданными валами через двухступенчатую раздаточную коробку с обоими ведущими мостами. При этом передние управляемые колеса приводились постоянно, что повышало устойчивость машины при движении по скользкой дороге. Жесткие мосты с размером колеи 1700 мм подвешивались к лонжеронам, приваренным к корпусу, на четырех рессорах с гидроамортизаторами. Привод тормозов был механическим, который считался наиболее надежным для фронтовых условий. Пулестойкие (гусматик) односкатные шины большого диаметра имели эффективные грунтозацепы.

В общем, можно было уверенно говорить о том, что машина получилась. Правда, в начале испытаний случались поломки недоведенного тогда переднего моста, боевое отделение было тесноватым, но все это с лихвой окупали несомненные достоинства новой машины. Будучи вдвое легче СУ-76М, ниже ее на 0,65 м и уже на 0,66 м, она, обладая такой же огневой мощью, была гораздо подвижнее, особенно на дорогах. Низкий силуэт и бесшумность хода (отсутствовал лязг гусениц) обеспечивали самоходке скрытность. По проходимости ГАЗ-68, преодолевавший подъемы до 30°, броды глубиной 0,9 м и полуметровые стенки, не уступал лучшим зарубежным вездеходам. На заводских испытаниях летом 1944 года самоходка уверенно проходила по ямам, оврагам и рыхлым грунтам. В ноябре 1944 года при перегоне из Горького на один из подмосковных полигонов ГАЗ-68 прошел весь путь по обледенелому шоссе со средней скоростью 60 км/ч. Что же касается боевых качеств, то стрельба на дистанции 500 м оказалась довольно кучной. Вполне возможно, что колесная самоходка, получившая армейское обозначение КСП-76, могла бы сыграть большую роль в противотанковой обороне подвижных соединений Красной Армии.

Однако война шла к концу, и было ясно, что наши войска завершат ее тем оружием, выпуск которого был уже освоен промышленностью. Переход же на новую арт-систему потребовал бы серьезной реорганизации производства.

Что же, пусть колесная самоходка так и не пошла в серию. Не стоит забывать, что создание КСП-76 вамного опередило развитие бронеавтомобилей как у нас, так и за рубежом.

ЕВГЕНИЯ ПРОЧКО, инженер

Источник - "Техника - молодежи."

Последнее обновление 09.04.2003 год

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru