|
Итак, «Историческая серия «ТМ» 1983 года завершилась. Надеемся, что читатели получили представление о том, как развивались колесные боевые машины на протяжении нескольких десятилетий. Авторы статей рассказали о первых бронемашинах отечественного производства, об экспериментальных образцах, послуживших прототипами многочисленных серийных машин. По материалам «Исторической серим» можно проследить, каким образом конструкторы совершенствовали броневики, продуманно улучшая от модели к модели их тактико-технические свойства. html Однако по вполне понятным причинам в «Историческую серию» не вошли сведения об иностранных колесных боевых машинах, принимавших участие в сражениях второй мировой войны и получивших широкое распространение в 50—70-е годы. Остался открытым и крайне интересный вопрос: почему же бронемашины, в межвоенный период успешно конкурировавшие с легкими и средними танками, постепенно уступили место в системе вооруженных сил почти всех стран мира бронетранспортерам и боевым разведывательным машинам) На этот и другие вопросы мы попросили ответить одного из консультантов «Исторической серии», профессора В. Медведкова. Его статью мы предлагаем вниманию наших читателей. Владимир Медведков, полковник-инженер, доктор технических наук Как известно, первые серийные боевые колесные машины появились в период империалистической войны 1914—1918 годов. С тех пор на протяжении почти двух десятилетий развитие бронетанковой техники одновременно шло по двум направлениям. Чуть ли не ежегодно на полигоны многих стран мира выходили различные образцы гусеничных (реже колесных) танков, а также бронеавтомобилей. Притом последние нередко ни в огневой мощи, ни в подвижности не уступали легким и средним танкам. Однако в начале 40-х годов, когда отгремели сражения первого периода войны 1939—1945 годов, производство броневиков заметно пошло на убыль, а их место в системе вооруженных сил воюющих стран заняли другие колесные боевые машины — бронетранспортеры. Почему век броневиков оказался коротким? Знакомясь с материалами «Исторической серии» «ТМ» 1983 года, нетрудно заметить,что в 1914—1930 годах создатели бронеавтомобилей почти всегда применяли в лучшем случае усиленные шасси серийных легковых и грузовых автомобилей. На них водружали массивный бронекорпус, оружие, боезапас, увеличенные топливные баки. Конечно же, перегрузка ходовой части сказывалась — по тягово-скоростным свойствам, экономичности и надежности броневики заметно уступали базовым автомашинам. Обжегшись на ошибках, в 30-х годах конструкторы стали вносить в базовые агрегаты и системы существенные изменения, а то и создавали их заново. Но не теряли времени и танкостроители. В этот же период они разработали гусеничные боевые машины, которые по огневой мощи и проходимости превосходили даже лучшие модели броневиков. А потом выявилось еще одно обстоятельство. html Вторая мировая война носила высокоманевренный характер, почти во всех операциях участвовали танковые подразделения, тесно взаимодействующие с пехотой. Однако на обычных грузовиках доставить бойцов непосредственно на поле боя не представлялось возможным — проходимость колесных машин не позволяла им передвигаться непосредственно за танками по пересеченной местности. Да и солдаты, находившиеся в открытых кузовах не были защищены от огня противника. Десантирование пехоты на броне танков не решило проблемы по той же причине, а броневики оказались недостаточно вместительными. Внутри их тесных корпусов с трудом помещался экипаж. Армиям потребовалась боевая машина, способная перевозить бойцов под защитой брони. Такие машины появились сразу в нескольких странах, и с тех пор мотострелки ходили в бой на бронетранспортерах, двигавшихся следом за танками. Достигнув рубежа спешивания (вблизи вражеских позиций), они высаживались и атаковали неприятеля под прикрытием бортового оружия транспортеров и танковых пушек. html А потом оказалось, что бронетранспортеры можно применять в обороне, для охранной службы, ведения разведки и при перебросках войск на большие расстояния. Одним словом, бронетранспортер показал себя универсальной боевой машиной. Стоит ли удивляться тому, что в некоторых странах их выпускали гораздо больше, чем танков. К примеру, английские заводы оснастили армию 25116 танками и 74 802 бронетранспортерами, фирмы США произвели 48 750 танков и... 113 560 боевых колесных и колесно-гусеничных машин. Надо сказать, что за рубежом подобные тенденции прослеживаются и поныне. Так «классические» бронеавтомобили, образно говоря, остались не у дел. В послевоенный период почти во всех армиях самой массовой боевой колесной машиной стал бронетранспортер (БТР). По мнению зарубежных специалистов, только БТР (и гусеничные боевые машины пехоты), обладающие солидной огневой мощью, подвижностью, живучестью, действуя борт о борт с танками, способны решить судьбу боя в современных условиях. Так что же представляет собой эта замечательная машина? Обычно БТР рассчитывают на перевозку примерно одного отделения мотострелков со штатным оружием. Они находятся внутри бро-некорпуса, выдерживающего попадания пуль и осколков. Для самообороны и борьбы с живой силой противника, вражескими бронетранспортерами, низколетящими самолетами и вертолетами ВТР оснащают пулеметами. На некоторых зарубежных образцах вместо них устанавливают малокалиберные (20—30 мм) автоматические пушки. Для обеспечения высокой проходимости БТР выполняются полноприводными и оснащают системами подкачки воздуха в шины. Помимо БТР, к колесным боевым машинам относят легкие и тяжелые боевые разведывательные (БРМ), боевые разведывательно-дозорные (БРДМ) и созданные на их базе машины боевого, технического и тылового обеспечения войск. html По сравнению с БТР, БРМ и БРДМ обладают лучшей бронезащитой, более мощным вооружением, а применяются, как видно из названия, в основном для разведки, патрулирования и обслуживания офицеров связи. Иногда БРМ оснащают мощными пушками, что позволяет им успешно вести бой даже с танками. Так, французы на БРМ типа АМХ-10КС установили 105-мм орудие. Точность стрельбы с подобных машин увеличивают лазерные дальномеры, стабилизаторы основного вооружения, которое нередко размещают в башнях, обычно устанавливаемых на легких и средних танках. Лобовая броня БРМ выдерживает прямые попадания не только осколков и крупнокалиберных пуль, но и малокалиберных снарядов. Экипаж БРМ, как правило, не превышает 2—3 человек. На базе серийных транспортероь создаются и машины специального назначения. К ним, в частности, относятся подвижные артиллерийские и ракетные комплексы ПВО, командно-штабные узлы, машины ремонтно-эвакуационные (ВРЭМ), технической помощи (МТП) и ряд других. html Мы уже отмечали, что производство колесных боевых машин всегда было и остается тесно связанным с возможностями автомобильной промышленности той или иной страны. И если в довоенный период конструкторы броневиков использовали узлы и детали серийных машин (что обеспечивало массовый выпуск боевой техники), то в 40—50-е годы они освоили так называемый метод «прямой унификации». В этом случае боевая машина выполняется на основе базового армейского многоцелевого автомобиля и сохраняет черты его компоновки. В качестве примера сошлюсь на отечественные БТР-40 и БТР-152, о которых рассказывалось в «Исторической серии», американские бронетранспортеры М2 и МЗА1 и западногерманский «Краусс-Маффей». Применяя метод «прямой унификации», удается успешно решать вопросы, связанные с производством и его экономичностью. Однако даже на базе мощнейших армейских машин далеко не всегда удавалось получить БТР с высокими боевыми свойствами. Дело в том, что такие машины должны обладать своей, сугубо специфической компоновкой и основными агрегатами, соответствующими их функциональному назначению. Но как это требование совместить с интересами экономики? Как отыскать выход из противоречивой ситуации — оригинальную конструктивно машину трудно сделать массовой (и наоборот)? Сделать это удалось с помощью метода «обратной унификации», к которому в последнее время все чаще прибегают зарубежные компании. Суть его состоит в том, что, приступая к разработке сложной боевой машины, ее создатели заранее предусматривают возможность применения ее узлов и агрегатов в серийных и коммерческих автомобилях. Примером «обратной унификации» может служить семейство английских трехосных (6Х6) машин, включающее БРМ «Саладин», ВТР «Сарацин» и ряд армейских грузовиков. Тем же приемом воспользовались и западногерманские конструкторы, создавшие для бундесвера БРМ «Луке», ВТР «Фукс» и несколько плавающих и многоцелевых автомашин. html Дальнейшее развитие методов проектирования бронированных колесных машин привело французских инженеров к созданию «гибкого семейства». Прибегнув к нему, французы разработали гусеничную машину пехоты АМХ-10Р и ее колесный вариант АМХ-10КР. Та и другая имеют одинаковые бронекорпуса, комплексы вооружения, двигатели, трансмиссию и детали внутреннего оборудования. Нетрудно заметить, что зарубежные разработчики боевой техники стремятся не только предлагать военным отдельные БТР и БРМ, обладающие хорошими данными. Они пытаются создавать семейства унифицированных машин разного назначения. Таковы, конечно в общих чертах, тенденции развития боевых колесных машин за рубежом. Как же обстоят в этом отношении дела в нашей стране? Такой вопрос неизбежно возникнет у читателей, вкратце проследивших историю отечественных бронемашин по «Исторической серии». Советская промышленность неизменно оснащала Вооруженные Силы колесными машинами, как правило, не уступавшими современным им иностранным образцам аналогичного назначения. Этапными в мировом масштабе стали пушечные бронеавтомобили БА-10 и ВА-11, колесные самоходные установки, ряд БТР и боевых машин пехоты. О развитии отечественных боевых колесных машин в послевоенный период достаточно полно рассказано в четырех последних номерах журнала. Наши конструкторы военной техники последовательно, от модели к модели, улучшали огневую мощь, живучесть, защиту, проходимость и другие характеристики бронетранспортеров и добились в этом немалых успехов. Достаточно сравнить современный БТР-70 с одной из первых бронемашин советского производства БА-27, чтобы осознать масштабность пути, пройденного советской наукой и техникой. От небольшого, не очень поворотливого, двухосного броневика, выполненного на базе первого отечественного грузовика, до мощной, четырехосной, скоростной и высокоманевренной машины. html Надеюсь, читатели «ТМ» получили представление о том, как развиваются в наши дни боевые колесные машины. А что же дальше? По мнению зарубежных специалистов, этот вид бронетанковой техники сохранит свое значение и в ближайшем будущем. Не секрет, что за дальнейшее повышение боевых свойств БТР и БРМ приходится платить дорогой ценой конструкционного и технологического усложнения машин при оснащении их комплексными системами вооружения и специального оборудования. Иначе невозможно удовлетворить всевозрастающие требования к боевой технике. И все же ее разработчики не теряют надежды отыскать некую «золотую середину». В частности, иностранные военные обозреватели полагают, что боевая масса БТР и БРМ не будет расти беспредельно и вряд ли превысит 20 т. Это ограничение необходимо для того, чтобы разумно сочетать живучесть боевой машины с максимально реализованными возможностями колесного движителя. Огневая мощь БТР должна возрасти за счет увеличения калибра штатного оружия, дополненного бортовыми противотанковыми и зенитными ракетами. Эффективность оружия в любых погодных условиях могут повысить усовершенствованные приборы наблюдения и системы управления огнем. Дальнейшее развитие получат устройства стабилизации оружия (позволяющие постоянно «держать цель на мушке» при движении на большой скорости по пересеченной местности), улучшенные дальномеры, бортовые электронно-вычислительные устройства, системы дистанционного управления. Стойкость бронекорпусов к воздействию огнестрельного оружия и различного рода излучений усилит применение алюминиевых сплавов, комбинированной брони и навесных экранов, парирующих удары кумулятивных снарядов. html Зарубежные эксперты полагают, что в ближайшие годы появятся новые образцы шин, дизельных двигателей, прогрессивных трансмиссий, гидропневматических подвесок и систем регулирования клиренса. Все это позволит заметно повысить подвижность и проходимость БТР, которые в этом отношении пока уступают гусеничным боевым машинам. Вполне вероятно появление на БТР второго поста управления. Такие посты имелись еще на броневиках времен первой мировой войны. Что же, истории свойственно повторяться, но на более высоком уровне. Источник - "Техника - молодежи." Последнее обновление 09.04.2003 год |