Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Бронетанковая техника Японии

 

Бронетанковая техника Японии

 

Бронетанковая техника Японии

Распространяя измышления по поводу «советской военной угрозы», милитаристские круги Японии добиваются увеличения воепного бюджета. Почти половина средств, выделяемых сегодня министерству обороны, приходится на долю сухопутных войск, которые являются основным и наиболее многочисленным компонентом так называемых «сил самообороны» страны. В их боевом составе насчитывается около 155 тыс. человек. Сухопутные войска сведены в 12 пехотных и одну танковую дивизию, а также в несколько бригад. Как сообщает иностранная печать, танковая дивизия, сформированная на базе механизированной, дислоцируется на о. Хоккайдо.

В 50-е годы на начальном этапе своего возрождения сухопутные войска были вооружены в основном американским оружием и боевой техникой, поставленными США по программе военной помощи. В их числе были средние танки MlАЗ «Шерман», легкие М24 и М41, а также полугусеничные бронетранспортеры МЗА1. Однако впоследствии Япония развернула работы по созданию собственных образцов бронетанковой техники, которые не уступали бы американским и западноевропейским машинам. Тактико-технические характеристики бронетанковой техники, состоящей на вооружении сухопутных войск, приведены в таблице.

Основу танкового парка в настоящее время составляют образцы японской разработки: из 900 имеющихся танков 560 — «61», 270 — «74» и лишь 70 — легкие американские М41.

Танк «61» (рис. 1) поступил на вооружение в начале 60-х годов. Это был первый танк, создапный в Японии после второй мировой войны. При его разработке было поставлено требование добиться тактико-технических характеристик, аналогичных характеристикам американского М48. Ввиду того что Япония является преимущественно горной страной с небольшим количеством равнин, основное внимание оправдалось на маневренность танка. Необходимо было также сделать его как можно легче и меньших размеров из-за ограничений, налагаемых характером местной автодорожной сети, малой грузоподъемностью большинства мостов и тем, что железные дороги страны имеют уменьшенную ширину колеи. При определении размеров учитывалось также то обстоятельство, что японцы преимущественно небольшого роста.

Все еще состоящий на оснащении японских сухопутных войск танк «61» имеет сравнительно небольшие габариты и боевой вес. Корпус его сварной, башня литая. Основным вооружением является 90-мм нарезная пушка с дульным тормозом и эжекционным устройством. Баллистические характеристики пушки такие же, как у американской М41, установленной на танках М47. Заряжание ручное, выстрелы унитарные. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет, а на командирской башенке установлен 12,7-мм зенитный пулемет.

Танк оснащен дизельным двигателем воздушного охлаждения. Коробка передач с синхрпнизаторпм имеет пять передач для движения вперед и одну для заднего хода. Ходовая часть состоит из независимой торсионной подвески резинометаллических гусениц, шести опорных и трех поддерживающих катков (на сторону), устанавливаемых па двух передних и двух задних опорных катках гидравлических амортизаторов и ведущих колес переднего расположения.

На танке не предусмотрена система зашиты от оружия массового поражения, нет и оборудования для подводного вождения. Лишь некоторая часть машин оснащена инфракрасными приборами ночного видения. На базе танка «61» были созданы танковый мостоукладчик, бронированная ремонтно-эвакуационная машина «70» и бронированная инженерная машина «67».

Поскольку танк «61» не в полной мере отвечал современным требованиям, фирма «Мицубиси хэви индастриз», являющаяся основным производителем японской бронетанковой техники, начала разработку нового основного боевого танка STB. В 1974 году он был принят на вооружение и получил обозначение «74». Корпус его сварной, башня литая, обтекаемой формы, с большими углами наклона брони. Максимальная толщина лобовой брони корпуса составляет 110 мм, угол наклона 65°. Танк отличается низким силуэтом. Он оборудован системой защиты от оружия массового поражения. Подобно американским и западноевропейским, основной боевой танк «74» вооружен английской 105-мм нарезной пушкой L7A1, стабилизированной в двух плоскостях наведения. Для стрельбы используются выстрелы с бронебойным подкалиберным и бронебойно-фугасным снарядами с пластичным ВВ. Боекомплект размещен в корпусе (боеукладка справа от механика-водителя, 37 выстрелов) и в нише башни (14 выстрелов). Приводы механизмов наведения пушки электрогидравлические. Кроме стабилизатора, прицела и приборов наблюдения система управления огнем включает лазерный дальномер и электронный баллистический вычислитель. Для действий в ночных условиях танк оснащен инфракрасными приборами. В качестве вспомогательного вооружения используются 7,62-мм спаренный с пушкой и 12,7-мм зенитный пулеметы. Но бортам башни размещаются трехствольные гранатометы (мортирки), предназначенные для постановки дымовых завес.

Большое внимание при создании танка было уделено повышению его подвижности, особенно на пересеченной местности. Это достигается применением мощного дизельного двигателя (удельная мощность танка возросла до 20 л. с./т), гидромеханической трансмиссии и гидропневматиче- ской подвески, позволяющей изменять клиренс машины. Максимальная скорость движения по шоссе более 50 км/ч. Водные преграды глубиной до 1 м танк может форсировать с помощью оборудования для подводного вождения.

В целом, по оценке зарубежных специалистов, танк «74» по своим тактико-техническим характеристикам сравним с современными танками, состоящими на вооружении армий развитых капиталистических стран.

Используя узлы, агрегаты и отдельные элементы корпуса и ходовой части этого танка, японцы создали 155-мм самоходную гаубицу «75», внешне напоминающую американскую Ml09. Моторно-трансмиссионное отделение расположено в передней части корпуса. Орудие установлено во вращающейся па 360° бронированной башне. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом составляет около 18 км. На этой же гусеничной базе изготовлена бронированная ремонтно-эвакуационная машина «78». Ее специальное оборудование включает поворотный кран грузоподъемностью 20 т, лебедку с максимальным тяговым усилием 38 т и навесное бульдозерное оборудование. Приводы крана и сошника гидравлические. Машина вооружена 12,7-мм пулеметом.

В японских сухопутных войсках насчитывается около 500 гусеничных бронетранспортеров «60» и «73». Первый из них (рис. 2) был создан в конце 50-х годов и производился до 1970 года. Всего было выпущено более 400 единиц. БТР имеет закрытый бронированный корпус, в передней правой части которого расположено отделение управления. Слева от механика-водителя размещается стрелок, который может вести огонь из 7,62-мм курсового пулемета. Смонтированный на командирской башенке 12,7-мм пулемет может использоваться и для борьбы с воздушными целями. Вместимость десантного отделения восемь пехотинцев, экипаж. два человека. Доступ десанта в машину и выход из нее осуществляются через двери в корме.

На бронетранспортере «60» установлен дизельный двигатель воздушного охлаждения. Подвеска торсионная. Впоследствии на базе данного БТР были созданы 81- и 107-мм самоходные минометы.

В начале 70-х годов на вооружение японских сухопутных войск принят плавающий гусеничный бронетранспортер «73», который постепенно заменяет устаревшие БТР «60». Полностью закрытый его корпус выполнен из алюминиевого сплава. Размещение членов экипажа такое же, как и в бронетранспортере «60». Для посадки и высадки десанта в корме предусмотрена откидывающаяся аппарель. В десантном отделении могут находиться десять полностью экипированных солдат. В качестве недостатка данной машины иностранные военные специалисты отмечают отсутствие амбразур по бортам и в корме корпуса, через которые можно было бы вести огонь из стрелкового оружия.

В качестве вооружения используются 7,62-мм курсовой пулемет и 12,7-мм пулемет, смонтированный на башенке. По бортам кормовой части установлены трехствольные гранатометы для постановки дымовых завес. БТР оснащен фильтровентиляционной установкой. Для действий в ночпых условиях имеются инфракрасные приборы. Водные преграды бронетранспортер преодолевает на плаву со скоростью 6 км/ч за счет перематывания гусениц. Ходовая часть закрыта сверху фальшбортами, которые при движении по суше могут быть подняты вверх и закреплены на бортах.

По сведениям иностранной печати, гусеничная база бронетранспортера «73» была использована при создании 105-мм самоходной гаубицы «74» и системы залпового огня «75».

Таким образом, сухопутные войска Японии оснащены разнообразной бронетанковой техникой в основном собственной разработки, которая, как считают зарубежные специалисты, позволяет вести боевые действия в современных условиях. Вместе с тем японские милитаристы продолжают проводить мероприятия по дальнейшему ее совершенствованию, используя последние научные и технические достижения.

По сообщениям журнала «Интернэшнл дефенс ревью», с 1976 года в стране ведутся работы по созданию нового танка, получившего обозначение STC. Его боевой вес будет составлять 45 — 50 т. В качестве основного вооружения предполагается установить 120-мм гладкоствольную пушку, для которой будут разработаны снаряды двух типов: бронебойный подкалиберный с отделяющимся поддоном и кумулятивный. В систему управления огнем войдут лазерный дальномер и электронный баллистический вычислитель. Мощность дизельного двигателя будет около 1000 л. с. Отмечается, что на новом танке должно быть применено многослойное бронирование с использованием керамических элементов. Первый опытный образпц намечается создать к 1983 году. Принятие танка STC на вооружение возможно в конце 80 — начале 90-х годов. Предположительно будет изготовлено 600 — 800 машин.

Разворачиваются работы и по созданию БМП, предназначенной для использования совместно с основными боевыми танками.

Специалисты фирмы «Мицубиси хэви индастриз» продолжают разрабатывать колесные бронированные машины для применения их в качестве разведывательной и командно-штабной. На первой (в 1980 году планировалось начать технические испытания) установлена башня с 20-мм автоматической пушкой. Принятие ее на вооружение ожидается в 1985 году. Командно-штабная машина будет вооружена 12,7-мм пулеметом. Максимальная скорость движения но дорогам составит 100 км/ч. Сообщается, что для сухопутных войск предполагается закупить 50 разведывательных и 250 командно-штабных машин.

Полковник-инженер Е. Викторов

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №9 1982.

Последнее обновление 10.12.2015 год

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru