Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Повышение подвижности танков

 

Повышение подвижности танков

 

По взглядам зарубежных специалистов, боевая эффективность танка определяется тремя главными составляющими: огневой мощью, защитой и подвижностью. К последней предъявляются такие общие требования, как движение по дорогам с максимальной скоростью, возможность преодоления препятствий и интенсивное маневрирование на поле боя под огнем противника.

Подвижность танков подразделяется иностранными специалистами на оперативную и тактическую. Под первой понимается подвижность танков на марше с целью их сосредоточения в заданном районе для последующего использования в операции. Она характеризуется средней скоростью движения, запасом хода по топливу, а также весом и габаритами машин.

Тактическая подвижность определяет перемещения танка на поле боя. Она оценивается многими факторами, в том числе временем ведения активных боевых действий по запасу топлива, приемистостью и тормозными качествами, возможностью резкого и точного маневрирования, скоростью движения по местности, проходимостью и способностью преодолевать различные препятствия.

Доминирующим фактором, влияющим на параметры подвижности, считается величина удельнои мощности (отношение максимальной мощности двигателя к весу танка). Чем выше этот показатель, тем больше возможности по маневрированию и перемещениям со значительными скоростями. Важной является также степень совершенства трансмиссии и ходовой части, особенно подвески, о6еспечивающей необходимую плавность хода при движении по неровной местности. Последняя, кроме прочего, характеризуется так называемым динамическим ходом опорных катков, позволяющим безударно преодолевать неровности.

Судя по сообщениям иностранной печати, в капиталистических странах уделяется достаточно большое внимание развитию танков, в том числе и вопросам увеличения их подвижности. Разработаны и уже внедряются в жизнь широкие программы повышения уровня этого боевого свойства. Ведутся интенсивные НИОКР по созданию мощных малогабаритных танковых двигателей, совершенных трансмиссий, систем управления движением и подвесок, обеспечивающих высокую плавность хода при движении по местности.

Имеется ряд программ, цель которых — оценка возможностей снижения уязвимости танков на поле боя за счет интенсивного маневрирования. Так, в США в конце 70-х годов был создан опытный образец легкого танка HSTV-L (машина повышенной живучести). Этот танк весом 18 т былоснащен газотурбинным двигателем (ГТД) мощностью 650 л. с. и довольно совершенной гидромеханической трансмиссией с бесступенчатым механизмом поворота. Подвеска гидропневматическая.

Имея удельную мощность около 40 л.с /т, он обладает повышенной подвижностью, в том числе на пересеченной местности. Как отмечается в зарубежной прессе, испытания данного танка показали, что резкое маневрирование на поле боя позволяет снизить его уязвимость от действия различных противотанковых средств, однако имеется предел интенсивности маневрирования, определяемый психофизиологическими возможностями членов экипажа,

В последнее время военные специалисты капиталистических стран стремятся еще больше повысить оперативную и особенно тактическую подвижность танков.

Например, новые основные боевые танки Ml «Абрамс» (США) и «Леопард-2» (ФРГ) существенным образом превосходят по подвижности американские и западногерманские образцы, созданные в период 60-х годов. Их удельная мощность за счет использования двигателей мощностью 1500 л. с. возросла в 1,5—2 раза. Кроме того, были применены автоматические гидромеханические трансмиссии с бесступенчатыми механизмами поворота на основе гидростатического привода. Для достижения больших скоростей движения по дорогам и на пересеченной местности на новых танках динамический ход катков увеличен с 160 до 350—380 мм. Это привело к росту скорости движения на местности примерно в 2 разa. Чтo кacaeтcя пpoxoдимocти и пpeодоления препятствий, то эти показатели существенно не изменены.

По вопросу уровня удельной мощности в настоящее время имеются различные точки зрения. Одни западные специалисты полагают, что она должна составлять 50 л.с./т. По их мнению, это позволит танкам быстро достигать гребней высот, на которых обычно располагаются пусковые установки ПТУР, и интенсивно маневрировать на поле боя. Другие считают достаточным уровень в 20 л.с./т. Однако, судя по материалам зарубежной печати, в соответствии с требованиями к перспективным танкам этот показатель не будет превышать 30 л.с./т. Такой высокой удельной мощности достигли уже в настоящее время за счет применения малогабаритных газотурбинных и дизельных четырехтактных двигателей.

Различные точки зрения имеются и по поводу типа танкового двигателя. В настоящее время рассматриваются два варианта: газотурбинный и четырехтактный дизельный. По мнению иностранных специалистов, первый имеет следующие преимущества перед вторым: более широкий диапазон топлив, возможность полной загрузки двигателя сразу после запуска, относительно низкий расход масла, быстрый запуск при низких температурах, автоматическое изменение крутящего момента в более широких пределах, малое время обслуживания, более плавная работа и отсутствие вибрации. Американские эксперты отмечают также его компактность, большую надежность и меньшую эксплуатационную стоимость, что послужило основой выбора двигателя для танка Ml «Абрамс».

Вместе с тем отмечается и ряд недостатков ГТД, в частности высокий расход топлива, особенно при малых нагрузках и холостом ходу, значительный расход воздуха, что требует больших воздухоочистителей с высокой степенью очистки, низкий механический КПД, трудности в снабжении двигателя воздухом при преодолении водных преград, недостаточные его динамические характеристики, сложность системы регулирования частоты вращения выходного вала.

Поэтому некоторые иностранные специалисты считают, что лучше всего для танка под ходит дизельный двигательь, который расходует меньше топлива и наиболее приспособлен к переменным нагрузкам, что характерно для танка. В перспективе при переходе на конструкцию, обеспечивающую выход большей части образовавшегося тепла вместе с отработавшими газами (так называемый адиабатический дизель), он будет иметь еще большую экономичность, чем существующий дизель и меньшие габариты, чем ГТД.

В отношении типа трансмиссии, судя по выполненным конструкциям, во всех капиталистических странах имеется единое мнение. Трансмиссия должна включать гидромеханическую коробку передач (с блокируемым гидротрансформатором) и автоматическим переключением и бесступенчатый механизм поворота на основе гидрообъемного привода. Применение гидротрансформатора, обладающего способностью автоматически изменять на одной передаче скорость танка и силу тяги на гусеницах в более широких (чем двигатель) пределах, позволяет уменьшить количество ступеней в коробке передач, проще осуществить автоматизацию их переключения, уменьшить число органов управления прямолинейным движением и тем самым облегчить управление танком. Кроме того, включение в схему гидротрансформатора снижает нагрузки на детали и узлы трансмиссии, обеспечивая большую ее надежность.

В иностранной прессе отмечается, что основным недостаткам гидромеханической трансмиссии является сравнительно низкий КПД гидротрансформатора, обусловливающий дополнительное тепловыделение и меньший запас хода по сравнению с механической трансмиссией. Для рассеивания этого тепла требуется устанавливать дополнительный радиатор рабочей жидкости гидротрансформатора, а для повы-шения КПД принято использовать гидротрансформатор только для трогания с места, движения в тяжелых условиях и переключения передач. На остальных режимах в современных зарубежных гидромеханических трансмиссиях гидротрансформатор блокируется (выключается).

Другими недостатками трансмиссий данного типа считаются сложноеть конструкции, большая стоимость, увеличенные габариты и вес. Несмотря на это, их применение дает возможность существенно облегчить управление танком, то есть снизить напряженность работы водителя, оставить ему больше времени для наблюдения за полем боя, упростить обучение и сократить время, необходимое для его подготовки. Особое внимание уделяется системам управления движением. Переключение передач автоматизировано, но на низших передачах можно управлять вручную, например при преодолении препятствий. Наиболее эффективной считается механоэлектрогидравлическая система управления трансмиссией, примененная на танках М1 «Абрамс», «Леопард-2» и «Чифтен».

Бесступенчатые механизмы поворота с гидрообъемным приводом позволяют достаточно плавно изменять кривизну поворота (каждому положению штурвала или рычага соответствует определенная кривизна траектории движения). Преимуществом такого способа является также возможность уверенного управления машиной при движении на высоких скоростях, а также на скользких дорогах. Хорошие тормозные качества обеспечиваются с помощью мощных дисковых тормозов, работающих в масле, и специальных дополнительных гидравлических тормозов-замедлителей.

В качестве перспективных рассматриваются гидромеханические трансмиссии с гидрообъемными передачами, применяемыми не только для регулирования радиусов поворота, но и для плавного изменения скорости прямолинейного движения, что позволяет рациональнее использовать мощность двигателя, автоматизировать и упростить управление и обеспечить большие средние скорости движения и меньший расход топлива.

Трансмиссии новых танков сделаны по единой принципиальной схеме, отличаются друг от друга лишь конструктивным исполнением. Обычно они скомпонованы в, едином блоке с двигателем. Последнее обстоятельствосущественно облегчает полевой ремонт. В силовой блок входят также системы смазки и охлаждения двигателя и трансмиссии, а иногда и воздухоочистители. При его демонтаже отсоединяются валы, топливопроводы, -электропроводка и узлы крепления.

По мнению иностранных специалистов, способность танков использовать высокую удельную мощность в значительной степени зависит от их ходовой части, в том числе и от подвески. Совершенствование конструкций танковых подвесок идет в направлении обеспеченияплавности движения машины и получения наиболее возможной по тяговым качествам скорости на дорогах и пересеченной местности. Улучшить качество подрессоривания пробуют путем увеличения динамического хода опорных катков.

В настоящее время у большинства зарубежных танков имеется индивидуальная торсионная подвеска, достоинство которой состоит в простоте конструкции, обслуживания и ремонта, достаточно высокой надежности и малой уязвимости в бою, а также сравнительно низкой стоимости. В сочетании с гидравлическими амортизаторами можно получить приемлемые ее характеристики. На модернизированном американском танке М60АЗ применена трубчато-стержневая подвеска, позволяющая получать больший динамический ход катков. Однако более перспективной считается гидропневматическая подвеска. При меньшем объеме и весе она наиболее полно удовлетворяет требованиям, предъявляемым к подвеске танка. Основные ее преимущества — возможность реализовать упругие характеристики нenoсредственно в движении. Главными недостатками существующих подвесок данного типа являются все еще малая надежность и высокая стоимость. Несмотря на это, за рубежом работы по созданию более совершенных гидропневматических подвесок продолжаются. Так, в Великобритании подобная подвеска разработана для танка «Челленджер». Роль упругого элемента в ней играет газ, а жидкость (масло) уплотняет его. Перетекая через отверстия и клапаны, она обеспечивает амортизирующий эффект.

Немаловажное значение в плане повышения подвижности танков отводится совершенствованию гусеничного движителя, в основном увеличению его долговечности. Это обусловило применение гусениц с резинометаллическим шарниром. Такая конструкцияобладает повышенной износостойкостью, плавностью работы и меньшими потерями мощности.

Кроме этого, иностранные специалисты работают над конструктивными решениями следующих вопросов: улучшение приемистости танков (способность быстро набирать скорость и гасить ее), увеличение запаса хода (в частности, за счет повышения экономичности двигателя и увеличения количества возимого топлива), повы-шение проходимости и обеспечение форсирования водных преград. По мнению западных экспертов, определенный интерес представляет опытный образец шведского сочлененного танка, имеющего, как показали испытания, довольно хорошую проходимость, особенно в условиях труднодоступной местности. В целом все эти мероприятия, как отмечается в зарубежной прессе, направлены на повышение такого важного боевого свойства танков, как подвижность, что способствует значительному снижению их уязвимости на поле боя.

подполковник-инженер С. Бурцев, д.т.н.

Источник - "Зарубежное военное обозрение", №1 1984.

Последнее обновление 18.11.2004 год

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru