Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Легкий танк Т-26

 

Легкий танк Т-26

 

     В начале 30-х годов, несмотря на многочисленные экспериментальные работы, советские танкостроители не могли еще создавать полностью свои, оригинальные модели. Приходилось брать за основу то лучшее, что делалось за границей, придерживаться одной из танковых 2-х концепций, царивших на Западе. Французы конструировали малые тихоходные танки сопровождения и тяжёлые , сильно бронированные машины прорыва, а англичане - скоростные, легковооружённые танки со слабой бронёй.
    Купили несколько иностранных образцов, в том числе английский "виккерс" 1930 года, который и стал прототипом Т-26, поступившим в части РККА в 1931 году.

Т-26 двухбашенный      В ноябре 1930 года танки участвовали в параде на Красной площади. Первый вариант созданный КБ под руководством инженера Зигеля, почти ничем не отличался от английского, если не считать несколько изменённой формы передней части корпуса и очертаний 2-х независимо вращающихся пулемётных башен. Такое размещение вооружения, по мысли английских конструкторов, обеспечивало наибольший темп стрельбы и позволяло вести огонь одновременно с правого и левого борта. Позже советские специалисты сочли пулемёты недостаточно мощным оружием, и на одной из башен появилась37-мм пушка. Выяснилось также, что башни мешают друг другу - сосредоточить огонь на одном борту невозможно. Классическая схема - одна башня с пушкой - одержала победу.   К ней и вернулись при работе над модификацией Т-26 1933 года. Танкисты наконец получили радиостанцию, созданную коллективом под руководством Д. Ф. Масанова. Она работала в диапазоне КВ и обеспечивала связь на расстоянии 15 км. Позже в танках устанавливали внутри переговорное устройство.

Т-26

     В середине 30-х годов выпуск Т-26 на некоторое время прекратился. Его место должен был занять танк Т-46. Машина сконструировали в соответствии с популярной тогда идеей броневой машины-"оборотня". При хорошей дороге Т-46 мчался на колёсах, а пересечённую местность преодолевали в гусеничной "обуви".
    Конечно, такая схема сложнее, к тому же на вооружение уже поступили колёсно-гусеничные танки БТ. Т-26 начали строить снова.
   "Двадьцать шестая" хорошо показала себя в Испании. Правда, выяснилось, что слабовата броня. Усилить её без каких-либо переделок, только за счёт толщины, не позволяло шасси, ходовую часть рассчитывали на вес в 6 т и не модернизировали.
    На танках выпуска 1937 года башни приобрели коническую форму. Позднее наклонные листы появились и на подбашенной коробке.
    Впрочем, решено было не отказываться и от старого способа - сделать лист толще. Но чтобы не перебрать в весе, машину укоротили. Удалось даже выкроить несколько сотен килограммов на дополнительный боезапас и топливо.
   Т-26 - уникальная машина не только по числу модернизаций, служивших в РККА. (Было выпущено 23 модификации). Танк сыграл роль подвижной лаборатории - на нём опробовали новые идеи.
    В 1934 году из заводских  ворот вышла небольшая партия Т-26 с короткоствольным орудием калибра 76,2 мм. Тогда же были созданы три образца самоходных установок: СУ-5-1 (76-мм пушка), СУ-5-2 (122-мм гаубица) и СУ-5-3 (152-мм гаубица). Скорость и бронирование остались теми же, что и прежде.
    Вооруженцы меняли не только тип орудия, но и сам принцип поражения противника. На базе Т-26 строились огнемётные танки ОТ-26 (выпуск 1933 года, вес 9т) и Т-130 (выпуск 1938 года, вес 11,5т). Такое оружие очень помогло при прорыве линии Маннергейма. Выпускались танки-мостоукладчики и танки-тральщики с навесным оборудованием.
    В 1935 году Т-26 сдавал экзамен на воде - испытывались надувные поплавки. А через год танк ходил по дну - проводились эксперименты со шноркелем - трубой, через которую "дышал" двигатель.
    В 1938-1940 годах танки оснащались телескопическим стабилизированным прицелом ТОП-1, позволившим повысить точность прицельной стрельбы из танка с ходу. Часть танков была оснащена зенитными пулемётами. На базе танка Т-26 были спроектированы бронетранспортёры для перевозки пехоты и грузов.
    В течение почти десятилетия, вплоть до конца  30-х годов, Т-26 вместе с БТ оставался основным танком Красной Армии. Он "выжил" даже во время увлечения колёсно-гусеничными машинами. Именно на Т-26 опробованы многие конструктивные решения, получившие самостоятельную жизнь ставшие теперь классическими в танкостроении.
     Всего к 1941 году было выпущено около 11 тыс. танков.

Источник - "Техника - молодежи.", М., , 19.

Последнее обновление 17.12.2003 год

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru