Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Средний танк Т-34

 

Средний танк Т-34

 

Под редакцией генерал-полковника ИТС Ж. Котин, доктора технических наук профессора Б. Шпитального, генерал-полковника технических войск В. Грабина

Испытав на себе мощь нашей «тридцатьчетверки», они высказывались на редкость единодушно

«Их Т-34 был лучшим в мире»
(генерал-фельдмаршап К л е й с т).

«...Наиболее замечательный образец наступательного оружия второй мировой войны»
(генерал фон Меллентин).

«Этот танк неблагоприятно повлиял на боевой дух германской пехоты»
(генерал Блюментритт).

«Т-34, бесспорно, был подлинным шедевром военной техники. В нем удачно сочетались элементы быстроходного крейсерского танка с высокой неуязвимостью танка непосредственной поддержки пехоты»
(западногерманский журнал «Зольдат унд техник», 1965 г.).

«Т-34 превосходил все другие типы танков. Форма корпуса — идеальная. послужившая образцом для многих позднейших танков. Отличная проходимость»
(западногерманский танковый эксперт 3енгер-унд-Эттерлин),

Вот мнение наших бывших союзников — военных экспертов США:

«Выдающимися особенностями Т-34 являются низкий силуэт, простота конструкции, малая величина среднего удельного давления на грунт, большие углы наклона брони определяют блестящие баллистические характеристики».

Но достаточно цитат

Главный конструктор танка Т-34 — Михаил Ильич Кошкин, Окончил Ленинградский технологический институт в 1934 году Еще студентом он участвовал в создании колесно-гу-сеничного танка Т-29, В 1936 году возглавил конструкторское бюро, которое в октябре 1937 года начало работы над колесно-гусеничным танком А-20. Основываясь на своем опыте по проектированию средних танков типа Т-29. Кошкин выступил против сложной в эксплуатации и изготовлении колесно-гусеничной машины. Он настаивал на создании чисто гусеничного танка — более простая конструкция позволяла резко форсировать выпуск броневых машин.

Проект такого танка был готов летом 1938 года. В августе Главный Военный Совет, рассмотрев проекты колесно-гусеничных машин, принял решение о строительстве среднего танка с гусеничным движителем. (Т-32). Параллельно шли работы и по А-20.

Сравнительные испытания танков А-20 и Т-32 (1939 год) выявили хорошие скоростные данные машин, их высокую надежность, В числе преимуществ Т-32 оказалась простота конструкции, допускавшая выпуск танка на машиностроительных заводах и дальнейшее развитие модели. Технические особенности ходовой части А-20 не позволяли провести модернизацию, связанную с утяжелением машины.

В результате испытаний и было составлено задание на проектирование среднего танка Т-34. Боевой опыт, приобретенный танкистами зимой 1939/40 года, показал полное превосходство чисто гусеничных машин в условиях бездорожья, а также в отношении удобства обслуживания и ремонта. Вместе с тем стало очевидным; 45-мм пушка и противопульная броня на основных, массовых танках уже не соответствуют требованиям современной войны. Именно по этим причинам 19 декабря 1939 года. еще до выпуска опытных образцов, запланировали серийное производство танков Т-34 на 1940 год,

Ближайшими помощниками Кошкина назначены А. Морозов, отвечавший за проектирование трансмиссии, Н. Кучеренко и М, Таршинов, занимавшиеся корпусом. Морозов работал в конструкторских бюро с 1929 года и принимал участие в создании многих боевых машин.

Первые два Т-34 вышли из заводских ворот в начале 1940 года и прошли очень суровый испытательный пробег в феврале — марте 1940 года (по маршруту Харьков — Москва) в дождь, снег и распутицу. Кошкин, лично участвовавший в пробеге, простудился и тяжело заболел — сказалось утомление от многолетнего напряженного труда. И в сентябре 1940 года в возрасте 42 лет Кошкин скончался. В 1942 году он посмертно удостоен Государственной премии первой степени вместе с Морозовым и Кучеренко. Дело главного конструктора продолжил А. Морозов (впоследствии Герой Социалистического Труда).

Модернизацию танка в 1942 году провели инженеры Я. Баран и А. Шпайхлер, а разработку улучшенной модели Т-34/85 возглавил В. Крылов.

В июне 1940 года с конвейера сошли первые серийные танки Т-34. До конца года их было выпущено 115, а в первом полугодии 1941-го — 1110. К памятному 22 июня 1941 года пограничные военные округа располагали 967 Т-34.

С началом войны пришлось перебазировать танковую промышленность на Урал. Все-таки производство танков росло (во втором полугодии с конвейера сошло 1853 Т-34).

«Тридцатьчетверка» образца 1940 года весила 26,5 т, несла 76,2-миллиметровую пушку и 2 пулемета, ее экипаж состоял из 4 человек. Толщина брони корпуса и башни (листы сделали наклонными для увеличения снарядостойкости) составляла 40— 45 мм. Большим преимуществом Т-34 был дизельный двигатель В-2-34 мощностью 500 л. с., обеспечивавший скорость 50 км/час по шоссе.

По сравнению с карбюраторными моторами дизель расходует меньше топлива — это ведет к увеличению запаса хода танков. Дешевое дизельное топливо к тому же менее опасно в пожарном отношении (интересно, что на подавляющем большинстве танков других воюющих стран стояли бензиновые двигатели; немцы так и не смогли создать надежный дизельный мотор).

От немецкого танка Т-3 1941 года Т-34 отличался высокой подвижностью и проходимостью, большим запасом хода.

По вооружению и броне Т-34 был вне конкуренции, 37-миллиметровая пушка немецкой машины не представляла опасности для Т-34, в то время как 76-миллиметровый снаряд «тридцатьчетверки» пробивал броню Т-Ill на всех дистанциях прицельного огня. На удалении цели в один километр бронебойный снаряд пробивал вертикальные листы толщиной 50—60 мм немецких танков. Больше того, фугасные снаряды такого калибра проламывали хрупкую германскую броню высокой твердости. Не помогло врагу навешивание броневых экранов. Еще больше советский танк превосходил T-IV, короткоствольное 75-миллиметровое орудие которого не годилось для борьбы с Т-34.

Превосходство Т-34 и КВ заставило немецкое командование разработать и ввести на вооружение новые типы машин. А такая мера, как известно, ведет к временному сокращению выпуска техники.

Танк Т-34 выдержал все испытания. Он оказался настолько удачным, что перед Советскими Вооруженными Силами не вставал вопрос о замене основного танка. Т-34 претерпел лишь ряд модернизаций и улучшений.

В 1942 году вместо сварной или литой башни сложной конфигурации на танке установили литую шестигранную. Конструкторы упростили соединения броневых деталей, увеличили емкость топливных баков. Зимой 1942/43 года заводы перешли на новую технологию — сварка брони велась под флюсом. Это упрочнило корпус. Двигатель получил улучшенную систему очистки воздуха, а силовая установка — пятиступенчатую коробку передач. Вес танка возрос до 31 т. В декабре 1943 года начался массовый выпуск нового варианта «тридцатьчетверки» — Т-34/85, а весной 1944 года первые машины поступили в гвардейские танковые части.

Вес Т-34/85 составлял 32 т. Танк нес мощную 85-миллиметровую пушку и 2 пулемета. Увеличились размеры башни, толщину ее лобовой брони конструкторы довели до 90 мм, боковой — до 75 мм. Запас горючего позволял машине пройти 420 км по шоссе и 320 по проселочной дороге. С этим танком Советская Армия завершила разгром фашистских захватчиков.

Советские танкостроители создали одну из самых замечательных боевых машин в мире. Т-34 стал классическим образцом среднего танка. Превосходя своих современников по силе огня, броне и подвижности, он оставался в строю на протяжении многих лет. Ветеран претерпел лишь незначительную модернизацию вооружения. Немного найдется образцов оружия, которые снискали столь большое удивление врагов и уважение друзей. Можно смело сказать: танк Т-34 поистине символ мощи советской военной техники.

Источник - "Техника - молодежи."№5 1970.

Последнее обновление 20.09.2015

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru