Под редакцией
генерал-полковника инженерно-технической службы Ж. КОТИНА,
доктора технических наук профессора Б. ШПИТАЛЬНОГО,
генерал-полковника технических войск В. ГРАБИНА
Ночью 6 декабря 1941 года войска Западного фронта заканчивали последние приготовления к наступлению. На исходных позициях — громады гигантских танков. Их было всего несколько, этих многобашенных крепостей, но внушительный вид и многочисленные орудийные стволы каждой машины прибавляли уверенности пехотинцам. На рассвете канонада и сигнальные ракеты возвестили о выступлении. Танки, увлекая за собой солдат, двинулись в атаку. Так Т-35, самые тяжелые боевые машины Красной Армии, почетно завершили службу, приняв участие в контрнаступлении под Москвой. Ветеранов сменили более современные танки — им и довелось с боями дойти до Берлина.
В начале 30-х годов, когда в нашей стране велись широкие исследования в области бронетанковой техники, машинам типа Т-35 отводилась роль ударной силы при прорыве оборонительных линий врага. Это определило громадные размеры «броненосцев» и незаурядную мощь огня. При весе в 37 т прототип Т-35 располагал целым арсеналом артиллерийского и пулеметного вооружения; одной 76-мм и двумя 45-мм пушками, четырьмя пулеметами. Бортовую «батарею» обслуживал экипаж из 11 человек. Машина могла рассредоточить огонь вперед, назад и по сторонам.
Т-35 — типичный представитель семейства многобашенных танков, которые в 20—30-х годах казались весьма перспективным видом оружия. Свою дань этому увлечению отдали французы, англичане, немцы. Много внимания «супертанкам» уделяли и в нашей стране. Даже в 1939 году специалисты из КБ Ж. Котина спроектировали многобашенную машину — СМК.
Бронированная крепость поставила своеобразный рекорд; весила больше, чем любой из когда-либо построенных советских танков.
Но однобашенные танки оказались перспективнее, и с СМК дело не пошло дальше постройки одного опытного образца, В строю продолжал оставаться Т-35. Впрочем, и ему не суждена была долгая служба. Боевой опыт показал несостоятельность идеи рассредоточения огня. Ведь в отличие от многобашенной корабельной артиллерии в танке нельзя установить единый пост управления огнем. Командир не в состоянии своевременно дать указания всем стрелкам. Плохой обзор затрудняет выбор какой-то одной, главной цели для пулеметчиков. Вдобавок прицельную стрельбу можно было вести в момент коротких остановок танка. Вот и выходит, что за точность огня приходилось расплачиваться собственной безопасностью: часто и надолго замирающий танк — прекрасная мишень. Ответный обстрел врага обнаруживал второй недостаток Т-35 — слабость бронирования. Оно могло составить серьезную защиту лишь от пуль. На первый взгляд проблему решить просто — стоит утолстить уязвимые листы стали. Но мешала конфигурация танка — слишком сложна и причудлива. Укрепление «панциря» вызвало бы чрезмерное утяжеление и без того неповоротливой и тихоходной махины.
Т-35 выпускался в нескольких модификациях. Менялись очертания лобовых элементов корпуса, типы и калибр орудий. На базе танка конструировались экспериментальные самоходные установки (СУ-14-1, СУ-14-2). Но самый главный результат постройки этого гиганта — производственный опыт: советская промышленность доказала, что ей по плечу создание тяжелых и сложных боевых машин.
Источник - "Техника - молодежи."
Последнее обновление 11.05.2003 год