|
20 ноября 1929 года части Особой Краснознаменной Дальневосточной армии окружили близ станции Маньчжурия крупные силы белокитайцев.
Враг, спровоцировавший конфликт на КВЖД, не пожелал сдаться. Как выяснилось позже, офицеры убедили солдат: красные зверски убивают пленных. Оставалось одно — атака техоты и тотальный артиллерийский обстрел позиций противника. Более трех часов шел бой только за первые укрепления. За ними — еще несколько линий, а как сильно поредели ряды штурмующих! Поначалу подмога дала знать о себе стальным лязгом и ревом моторов. Из снежной мглы показались массивные корпуса танков. Прикрыв красноармейцев от обстрела, они увлекли их в глубь обороны. Вскоре все было кончено. Девять танков МС-1 способствовали советским войскам разбить вдвое более многочисленную группировку противника.
Армейская служба МС-1 началась с ноября 1927 года. Машину спроектировали на советских заводах, и лишь очертания корпуса, башни, гусениц напоминали о «рено», с копирования которого в 1920 году началось отечественное танкостроение. МС-1 был оснащен двигателем воздушного охлаждения. Это дало выигрыш в весе, а удачная компоновка агрегатов позволила еще больше облегчить машину по сравнению с «рено» (5,5 т вместо 7). Конструкторы объединили двигатель и агрегаты силовой передачи в один блок. В 1930 году танк модернизировали, улучшили ходовую часть, изменили форму башни. Повысилась мощность силовой установки — теперь она составляла 40 л. с. Всего построили 300 машин и в конце 1931 года МС-1 сняли с производства. Дальнейшего развития «генеалогическая» ветвь танков, происходящих от «рено», в нашей стране не получила. Появились лишь две опытные модификации «малого сопровождения» — Т-19 с несколько измененной ходовой частью и Т-20 с двигателем в 60 л. с. В те годы советские танкостроители только накапливали опыт конструирования боевых машин. Среди прочих проблем нужно было решить одну, быть может самую важную, — в каком соотношении должны находиться такие характеристики танка, как мощность оружия, скорость и толщина брони? Танки несли на себе печать поисков. В 1930 году небольшой серией выпустили Т-24 с многоярусным расположением вооружения (пулемет в корпусе, 45-мм пушка и два пулемета в башне и еще один пулемет в выступе на основной башне). Из заводских ворот вышли средний танк ТГ, танкетки Т-17 и Т-23. Прощаясь с «патриархами» многочисленного семейства броневых машин, стоит сказать несколько слов о средствах повышения проходимости, характерных лишь для той далекой эпохи. На поле боя всегда достаточно препятствий — естественных и искусственных. Предвидя это, Луи Рено оснастил свои машины «хвостом». Увеличилась длина танка, но зато видоизмененный «рено» переползал через рвы, ширина которых на метр превышала длину бесхвостых танков. «Хвост» был или съемным (крепился болтами к кормовому броневому листу), или «задирался» на крышу танка. «Хвостатыми» были американские «форды М. 1918», итальянские «фиаты 3000», японские 89Б. Последний представитель этого клана — французский танк выпуска 1935 года участвовал во второй мировой войне. Одновременно с «хвостами» появились и «паучьи ноги» — изобретение английского инженера Штрауслера. С их помощью небольшой танк «виккерс-армстронг» преодолевал ров шириной в 3,2 м. Предлагались и другие вспомогательные приспособления для поединка с рвами и эскарпами, например вращающиеся барабаны спереди и сзади танка. Подобная оснастка постепенно изжила себя, но породила новые навесные устройства — противоминные тралы, бульдозерные отвалы и т. п. Ведь именно в конце двадцатых годов танк становился грозным оружием, и именно тогда появился МС-1 — первенец молодого отечественного танкостроения. Создавая эту машину, оттачивали свой талант конструкторы знаменитых танков Великой Отечественной войны. Источник - "Техника - молодежи" №1 1970. Последнее обновление 20.09.2015 год |