Пути развития танков капиталистических государств

 

Пути развития танков капиталистических государств

 

Военное руководство ведущих капитатистических государств придает важное значение дальнейшему количественному и качественному росту бронетанковых войск, отводя им особое место в своих агрессивных приготовлениях. Оценивая их роль в системе вооруженных сил стран НАТО, зарубежные военные специалисты по-прежнему считают танки главной ударной силой сухопутных войск в будущих войнах с применением как обычного, так и ядерного оружия.

Практически все капиталистические государства, занимающиеся разработкой и производством танков, в настоящее время ведут исследования, направленные на дальнейшее повышение боевых свойств вновь разрабатываемых, существующих и даже устаревших танков, находящихся в войсках. Они проводятся в соответствии с планами технического переоснащения армий капиталистических стран, которыми предусматривается в 80-х годах значительно обновить танковый парк сухопутных войск за счет модернизированных и новых танков, в большей стешени отвечающих требованиям ведения современных боевых действий. Кроме того, с начала 70-х годов ведутся научно-исследовательские работы по созданию перспективных танков так называемого четвертого поколения. Их появления следует ожидать примерно в 1990—2000 годах.

Судя по сообщениям иностранной печати, в процессе проводимых капиталистическими государствами работ по модернизации существующих и созданию перспективных танков наметились некоторые направления, которые способствуют дальнейшему повышению огневой мощи, маневренности, защищенности и надежности в эксплуатации, а также снижению стоимости разработки и закупок танков.

Повышение огневой мощи в ходе модернизации и при разработке новых танков осуществляется за счет совершенствования основного вооружения и боеприпасов, применения комплексных систем управления огнем, улучшения возможностей обнаружения целей экипажем в дневных и ночных условиях.

Принципиально важным вопросом дальнейшего повышения огневой мощи является выбор зарубежными специалистами типа основного танкового вооружения. Техническое соперничество пушечного, ракетно-пушечного и ракетного оружия, длившееся за рубежом более десяти лет, завершилось в пользу первого, так как оно обладает рядом существенных преимуществ: достаточной эффективностью огня на дальностях 1500—2500 м, универсальностью, надежностью, простотой обслуживания и относительно низкой стоимостью.

Ракетно-пушечное вооружение, созданное впервые в США (152-мм орудие — пусковая установка для стрельбы ПТУРС «Шиллела» и обычными снарядами) и разрабатывавшееся несколько позже во Франции и Японии, широкого распространения не получило, и в дальнейшем его использование не предусматривается. Оно оказалось сложным по конструкции, ненадежным в эксплуатации и очень дорогим, хотя и превосходит пушечное по вероятности попадания на больших дальностях (3000 м и более). Но, поскольку стрельба из танков на такие дальности на европейских и других театрах военных действий, по мнению военных специалистов, будет вестись сравнительно редко, это преимущество теряет свою ценность. Американские танки М60А2 и М551«Шеридан», оснащенные ракетно-пушечным вооружением, изготовлены в незначительных количествах (540 и 1660 соответственно).

Вместе с тем по-прежнему не решен вопрос о том, какому типу и калибру пушечного вооружения (нарезному или гладкоствольному) отдать предпочтение. В настоящее время на основных танках большинства капиталистических государств установлены 105-мм нарезные пушки и лишь английский танк «Чифтен» вооружен 120-мм. Однако сравнительно недавно в ФРГ разработана 120-мм гладкоствольная пушка для танка «Леопард»2, который в конце 1979 года должен быть запущен в серийное производство. Аналогичная пушка дорабатывается также во Франции для модернизированных и перспективных танков. Многие зарубежные специалисты считают, что 120-мм гладкоствольная пушка может в значительной степени повысить огневую мощь танков.

После завершения длительных сравнительных испытаний американской 105-мм нарезной, западногерманской 120-мм гладкоствольной и английской 120-мм нарезной пушек военное руководство США в начале 1978 года приняло решение использовать, начиная с серецины 80-х годов, на новом танке ХМ1 вместо 105-мм нарезной западногерманскую 120-мм гладкоствольную пушку, которую предусматривается изготовлять в США по лицензии. Из числа ведущих капиталистических стран только Великобритания намерена по-прежнему использовать на своих модернизированных и новых танках пушечное нарезное вооружение калибра 120 мм.

Дальнейшее совершенствование 105- и 120-мм нарезных и 120-мм гладкоствольной пушек и боеприпасов к ним предусматривает: улучшение технологии обработки внутренней поверхности стволов, более рациональную компоновку, увеличение начальных скоростей снарядов, применение высококалорийных порохов, а также новых, более прочных материалов для бронебойных сердечников и увеличение отношения их длины к диаметру. Важным шагом в этом направлении считается создание в США и Великобритании оперенных подкалиберных снарядов с удлиненными сердечниками для 105- и 120 мм нарезных пушек танков М60А1 и «Чифтен» соответственно. Унитарные выстрелы с подобными подкалиберными снарядами и частично сгораемыми гильзами создаются в ФРГ и Франции для 120-мм гладкоствольных пушек разрабатываемого танка «Леопард»2 и модернизированного АМХ-32. Такие снаряды обладают более высокими начальными скоростями, бронепробиваемо- стью и дальностью эффективной стрельбы по сравнению с обычными бронебойными снарядами. За счет этого появилась возможность повысить огневую мощь танков без увеличения калиора пушки.

Для более эффективной стрельбы из танков стали широко применяться комплексные системы управления огнем (СУО), включающие лазерный прицел-дальномер, электронный баллистический вычислитель, стабилизатор вооружения в двух плоскостях, а также совершенные оптические и инфракрасные прицелы и приборы наблюдения. Органы системы управления огнем наводчика дублируются на месте командира танка. Применение таких СУО позволяет повысить вероятность попадания в цель с первого выстрела как с места, так и с ходу и сократить время на подготовку и производство выстрела. За рубежом ими оснащаются не только разрабатываемые (XMI и «Леопард»2), но и модернизированные танки (М60АЗ — США, АМХ-32 — Франция, «Леопард» 1А4 — ФГГ, «Чифтен» МкЗ и Мк5 — Великобритания, Pz68A2 — Швейцария). Механизм автоматического заряжания для пушек танков ХМ1 и «Леопард»2 не предусматривается. Из существующих основных боеьых танков только на шведском безбашенном танке STRV-103B процесс заряжиния пушки автоматизирован.

Дальнейшее повышение точности стрельбы из танка с ходу, по мнению военных специалистов НАТО, будет достигаться за счет высокой точности стабилизации и автоматической коррекции положения пушки, то есть сохранения направления на цель независимо от перемещении корпуса при движении в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Западная печать сообщает, что в ФРГ изучается возможность стабилизации вооружения бронированных машин в трех плоскостях наведения.

Одним из важных направлении повышения огневой мощи перспективных танков, разрабатываемых сейчас за рубежом, является создание управляемых реактивных снарядов. Они запускаются через ствол пушки и снабжены полуактивной системой наведения на конечном участке траектории с лазерной подсветкой цели. Такой снаряд рассматривается как дополнительное средство ведения стрельбы на большие дальности (3000 м и более), на которых УР имеет неоспоримые преимущества по сравнению с обычными снарядами В США и других странах Запада ведутся также работы по созданию снаряда с головкой самонаведения.

В последние годы наметилась тенденция иметь на танке, помимо пушки, эффективное вооружение против вертолетов. Для решения этой задачи в ряде стран НАТО разрабатываются специальные управляемые реактивные снаряды, а также 20- и 30-мм автоматические пушки, способнне вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям.

По расчетам зарубежных военных специалистов, повышение веро ятности попадания до 0,5 и выше на больших дальностях при стрельбе с ходу возможно только очередями из двух выстрелов и более. Эта задача, по их мнению, может быть решена только в случае установки на танке двух пушек либо автоматической пушки с высокой скорострельностью. Считается, что небольшая по весу и размерам 60—90 мм автоматическая пушка может обеспечить необходимую огневую мощь перспективных танков при уменьшении их веса и габаритов, повышении маневренности и выживаемости на поле боя, а также при сокращении стоимости закупок и эксплуатации. Это новое направление опытных разработок танкового пушечного вооружения наибольшее развитие получило в США.

Подвижность и проходимость танков в настоящее время рассматриваются на Западе как главные факторы обеспечения высоких темпов проведения боевых операций и значительного повышения выживаемости иа поле боя.

Модернизируя существующие и разрабатывая новые танки, зарубежные специалисты стремятся в первую очередь повысить скорость их движения, особенно среднюю на честности, запас хода и проходимость, а также такие показатели, как приемистость, поворотливость, разгонные характеристики, эффективность торможения и плавность хода. Повышение подвижности и проходимости танков осуществляется путем установки более мощных двигателей, усовершенствования трансмиссий и ходовой части.

Известно, что современные танки так называемого второго поколения, созданные в начале 60-х годов (М60А1—США, «Леопард»2 — ФРГ, «Чифтен»Мк2—Великобритания, АМХ-30 — Франция, STRV-103— Швеция, Pz68 — Швейцария), развивают максимальные скорости 40 — 60, а средние от 15 до 34 км/ч. Их удельные мощности достигают 13 — 22 л.с./т. Па разрабатываемых танках третьего поколения ХМ1 (США) и «Леопард»2 (ФРГ) эти параметры значительно повышены: максимальные скорости составляют 70—75 км/ч, средние — 45—50 км/ч, удельная мощность около 30л. с./т. Они обладают, несмотря на большой вес (50— 52 т), более высокой приемистостью, чем прежние. В США, Франции и Великобритании в программу модернизации танков включены работы, направленные на повышение подвижности существующих танков путем установки более мощных двигателей (до 1200 л.с.), а также усовершенствованных трансмиссий и подвесок ходовой части.

На перспективных танках четвертого поколения зарубежные специалисты планируют увеличить средние скорости до 55 км/ч и выше, удельную мощность до 40 л.с./т и приемистость.

На современных основных танках капиталистических государств используются четырех- или двухтактные дизельные и многотопливные двигатели жидкостного и воздушного охлаждения мощностью 700 — 830 л. с. Перспективными на ближайший период считаются четырехтактные многотопливные двигатели жидкостного охлаждения с турбонаддувом, которые разрабатываются в ФРГ, Франции и Великобритании. Мощность этих двигателен достигает 1500 л. с., а в дальнейшем может быть увеличена до 1800 л. с.

В последние годы наметилась тенденцня использования на танках газотурбинных двигателей. Первым зарубежным танком с таким двигателем мощностью 1500 л. с. является разрабатываемый американский танк ХМ 1 фирмы «Крайслер». Работы по созданию газитурбинных двигателей для перспективных танков ведутся также в ФРГ. Считается, что они могут стать основными силовыми установками перспективных танков четвертого поколения. Но, чтобы установить их на танках, предстоит решить ряд проблем, связанных с устранением таких недостатков, как высокий удельный расход топлива и большой расход воздуxa, создающий трудности при преодолении танками водных преград по дну. Чтобы иметь возможность использовать большие мощности двигателей и обеспечить высокую приемистость и поворотливость перспективных танков, в западных странах ведутся работы по созданию новых трансмиссии. Из них наиболее совершенными в настоящее время, по оценке иностранных специалистов, являются гидромеханические трансмиссии Х-1100 американского танка ХМ1 и HSV L-354 «Ренк» западногерманского «Леопарда»2. Они имеют комплексные гидродинамические передачи с блокировочным фрикционом, четырехступенчатую автоматическую коробку передач и дифференциальный механизм поворота с гидрообъемными приводами управления, обеспечивающими бесступенчатое изменение силы тяги на гусеницах.

Достичь высоких скоростей при движении по пересеченной местности и получить приемлемые характеристики подрессоривания танков удалось в настоящее время благодаря усовершенствованию подвески ходовой части. До сих пор на большинстве современных танков основным типом подвески является торсионная. Для нового американского танка ХМ1 разработана более эффективная трубчато-стержневая подвеска с лопастными гидроамортизаторами Однако с точки зрения обеспечения автоматического изменения характеристик подрессоривания в зависимости от дорожных условий наиболее приемлемой, по оценке зарубежных специалистов, является гидропневматическая подвеска, впервые установленная на шведском танке STRV-103B. а затем — на японском танке «74». Считается, что такая подвеска найдет применение и на перспективных зарубежных танках.

В целях повышения эксплуатационной надежности танков за рубежом уделяется серьезное внимание решению следующих проблем: упрощение ремонта и обслуживания основных узлов и агрегатов, сокращение времени, требуемого на их монтаж и демонтаж, обеспечение стандартизации и взаимозаменяемости узлов, применение автоматической контрольной аппаратуры для проверки технического состояния основных систем и агрегатов.

Защищенность танков существенным образом влияет на их боевую эффективность и степень выживаемости под огнем противника. Защита основных танков капиталистических государств, по мнению иностранных специалистов, не удовлетворяет современным требованиям ведений боевых операций в условиях высокой степени насыщения сухопутных войск новыми противотанковыми средствами.

В последние годы проблема защищенности танков решается в двух направлениях: усиление так называемой пассивной защиты и создание системы активной защиты.

Пассивная защита танков усиливается следующим образом: утолщается лобовая броня корпуса и башни, применяется броня дифференцированной толщины по длине и высоте танка, вводятся большие углы наклона броневых листов (до 75° и более), уменьшаются силуэты танков, внедряются более прочные материалы и совершенная технология изготовления и обработки броневых деталей.

Более эффективным способом усиления пассивной защиты считается применение разработанных в последние годы комбинированных типов бронирования.

В области совершенствования пассивной защиты танков наибольших результатов достигла Великобритания, где в 1976 году был разработан новый способ бронирования, получивший название «чобхэм». При этом способе защиты используется особая броня, состоящая из наружного (более толстого) и внутреннего стальных листов, между которыми находятся керамические элементы, перекрывающие друг друга и заключенные в оболочку из броневого алюминиевого сплава или из пластмассы. По оценке зарубежных военных специалистов, в отличие от применения обычной разнесенной брони в данном случае обеспечивается более высокий уровень защиты от различных типов противотанковых средств, в том числе от оперенных подкалиберных и кумулятивных снарядов и ПТУРС. Способ бронирования «чобхэм» дороже обычного на 10 проц., а стоимость танка с такой броней возрастает на 1- 2 проц. Впервые он будет использован при модернизации английских танков «Чифтен» («Шир Иран»), Аналогичным способом выполнена броневая защита также на танках «Леопард»2 (ФРГ), ХМ1 (США) и модернизированном французском танке АМХ-32.

В последние годы широкое распространение получили бортовые экраны (фальшборта), обеспечивающие повышение защиты от кумулятивных снарядов. Они устанавливаются в настоящее время на большинстве модернизированных и предусматриваются к использованию на всех разрабатываемых танках.

Повышение уровня защищенности танков достигается за рубежом также путем внедрения новых компоновочных решений, позволяющих размещать основные узлы и агрегаты в передней части машины, а взрывоопасные компоненты — в менее уязвимых местах. Так, топливо и боеприпасы на танках ХМ1 и «Леопард»2 размещаются в отсеках, нполи рованных от боевого отделения перегородками. Применение нового автоматического противопожарного оборудования на этих танках позволяет предотвратить пожар в танке за 1 с. Как сообщает иностранная пресса. реализация указанных мероприятий дает возможность повысить защищенность новых танюв в два-два с половиной раза по сравнению с существующими.

Работы по созданию активной защиты перспективных танков находятся в начальной стадии. Активная защита должна обеспечить обнаружение и обезвреживание подлетающих к танкам артиллерийских снарядов и ПТУРС, в том числе ПТУРС, запускаемых с вертолетов. Решить эти задачи планируется путем постановки дымовых завес и создания помех, затрудняющих работу системы управления ПТУРС, маскировки танков от визуального и радиолокационного обнаружения, экранировкой источников теплового излучения танков для снижения дальности теплового обнаружения.

Широкое распространение в настоящее время получила английская аппаратура постановки дымовых завес для маскировки боевых машин. Этой аппаратурой оснащаются модернизируемые и ее будут иметь разрабатываемые танки и некоторые другие боевые машины в ряде западных стран. Она представляет собой многоствольную пусковую установку, монтируемую обычно на башне танка. В ее боекомплект входят гранаты калибров 54—80 мм, снаряженные красным фосфором. С их помощью в течение 2 с создается плотная дымовая завеса, которая сохраняется примерно 3 мин. В боекомплект основного вооружения практически всех зарубежных танков входят дымовые снаряды, позволяющие ставить ослепляющую завесу на дальностях стрельбы пушки.

В США и других странах НАТО разрабатываются пусковые установки для стрельбы дымовыми ракетами с дистанционными взрывателями, которые позволяют создать в течение 5 с маскировочную дымовую завесу протяженностью 180 м на высоте 120 м.

Исследуется также ослепляющее воздействие комбинированных искусственных облаков на оптические приборы. Эти облака создаются на основе ракетных топлив и представляют собой смесь масляного тумана и цветного дыма. Изыскиваются новые красящие компоненты для получения дымов, совпадающих по цвету с фоном местности. В США, в частности, уже разработаны цветные дымы для пустынных и растительных фонов.

Для снижения эффективности ракет, наводящихся на источники теплового излучения, в США и других странах ведутся работы в направлении уменьшения температуры выхлопных газов двигателей танков за счет специальной конструкции газоотводов и жалюзи.

По мнению западных военных специалистов, основные направления работ, которые ведутся в зарубежном танкостроении по модернизации существующих и созданию перспектинчых танков, в целом должны привести к повышению выживаемости их на поле боя.

Полковник-инжснер запаса Ю. Крапнюк

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №11 1978.

Последнее обновление 30.08.2016 год



(c) 2020 :: War1960.ru - ВОЙНЫ И СРАЖЕНИЯ от античности до наших дней.