Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Судостроительная промышленность США

 

Судостроительная промышленность США

 

Империалистические круги США в военных приготовлениях, направленных прежде всего против Советского Союза и других социалистических стран, значительное внимание уделяют непрерывному развитию судостроения. Эта отрасль промышленности, являясь важным звеном военно-промышленного потенциала Соединенных Штатов, содействует созданию высокоэффективных регулярных сил американского флота, которые, по мнению командования США, обладают способностью мобильно и гибко действовать в самой различной обстановке и внезапно применять разнообразные боевые средства, в том числе ракетно- ядерное оружие. Важная роль, которая отводится судостроению, объясняется еще и тем, что американский империализм планирует в случае войны использовать торговые суда для массовых перевозок войск, оружия, боевой техники и других военных грузов, различных видов стратегического сырья, необходимых для военной экономики страны и т. д.

База современной судостроительной промышленности сложилась в основном в ходе второй мировой войны. В этот период ее производственные мощности возрастали быстрыми темпами за счет значительной финансовой помощи со стороны правительства, наличия развитой промышленной базы страны и обеспеченности необходимыми видами сырья и материалов. Быстрому развитию этой отрасли способствовал и тот факт, что на территории США не велись боевые действия.

Увеличение мощностей судостроения шло главным образом за счет строительства новых и расширения существующих государственных и частных судостроительных и судоремонтных предприятий. Так, если в 1939 году в США насчитывалось всего 38 судостроительных верфей, на которых было 120 стапелей, позволяющих строить корабли и суда длиной свыше 90 м, то в 1944 году число таких верфей возросло до 84, а стапелей на них — до 614.

За весь период второй мировой войны объем торгового судостроения составил 5091 судно общей грузоподъемностью свыше 38 млн. бр.-т, а для ВМС с 1941 по 1945 год было построено более 1500 кораблей и вспомогательных судов (суммарным водоизмещением свыше 4,5 млн. т), в том числе 561 сторожевой корабль (включая десантные быстроходные транспорты, переоборудованные из сторожевых кораблей), 389 эскадренных миноносцев (с учетом быстроходных минных заградителей. переоборудованных из эскадренных миноносцев), 217 подводных лодок, около 60 авианосцев, 70 вспомогательных судов, 34 легких крейсера, 15 тяжелых крейсеров.

В первые годы после окончания второй мировой войны в США резко сократилось строительство кораблей и торговых судов и фактически велась лишь достройка кораблей, заложенных по корабпестроительпым программам военного времени. Многие судостроительные и судоремонтные верфи были закрыты, а часть предприятий законсервирована. Только после изучения и обобщения опыта второй мировой воины Соединенные Штаты в широких масштабах приступили к строительству кораблей с учетом достижений в области создання военно-морской техники.

В настоящее время в судостроительной промышленности насчитывается более 250 крупных и средних судостроительных и судоремонтных предприятий, из которых около 130 занимаются в основном судостроением. Всего в отрасли имеется около 260 стапелей, примерно 50 строительных и 100 ремонтных сухих доков.

Все действующие верфи судостроительной промышленности подразделяются на военно-морские и частные. Военно-морские верфи принадлежат государству и находятся в ведении министерства ВМС. По данным американской печати, с 1968 года эти верфи стали заниматься главным образом модернизацией, переоборудованием и ремонтом корабпей и вспомогательных судов ВМС, почти полностью прекратив их постройку. Одна из причин такой ориентации — более высокая стоимость (примерно на 33 проц.) строительства кораблей на указанных предприятиях по сравнению с ценой их постройки на частных верфях.

Деятепьность частных верфей направлена в основном на строительство кораблей по контрактам, заключенным с министерством ВМС, и торговых судов по соглашениям с управлением морской администрации министерства торговли или частными судоходными компаниями. Ремонтом кораблей они занимаются в значительно меньшей степени, чем военно-морские верфи. По сведениям иностранной прессы, в 1973/74 финансовом году на частные предприятия приходилось только 30 проц. Стоимости всех контрактных работ по ремонту кораблей, а на военно- морские — 70 проц.

К ведущим верфям, которые обладают значительными производственными мощностями и на которых ремонтируются и строятся крупные корабли и торговые суда, американские специалисты относят 10 военно-морских (табл. 1) и 20 частных предприятии (важнейшие приведены в табл. 2).

Большинство военно-морских верфей было построено до первой мировой войны и только две ( Лонг-Бич нэйвэл шипярд» и «Хантгрс-Пойнт нэйвэл шипярд») — в годы второй мировой войны. Поэтому министерство военно-морских сил уделяет постоянное внимание реконструкции этих предприятий с тем, чтобы они отвечали современным требованиям по ремонту и модернизации надводных кораблей и подводных лодок. Только в течение последних 10 лет на модернизацию станочного и другого оборудования военно-морских верфей было выделено 433 млн. долларов. В настоящее время с целью экономии средств рассматривается вопрос о закрытии верфей «Бостон цэйвэл шипярд» и «Хантерс-Пойнт нэйвэл шипярд» и передаче их частным фирмам.

Значительная часть продукции частных судостроительных предприятий производится по заказам ВМС. Начиная с 1968 года эти предприятия выполняют полный объем работ по постройке кораблей. По сведениям иностранной печати, с 1 апреля 1971 по 1 апреля 1972 года частные верфи передали ВМС 45 кораблей и вспомогательных судов, а за такой же период в следующем году — 47, в том числе четыре атомные торпедные подводные лодки, восемь сторожевых кораблей, три танкодесантных корабля, семь сторожевых катеров, два десантных транспорта-дока, два транспорта спецоружия, гидрографическое судно, танкер-заправщик, спасательное судно и 18 буксиров различных типив. На 1 апреля 1974 года 10 частных верфей имели контракты на постройку 81 корабля и вспомогательного судна: трех атомных авианосцев, 27 атомных торпедных подводных лодок, четырех фрегатов УРО, пяти универсальных десантных кораблей, 24 эскадренных миноносцев и т. д. К этому времени о6 щая стоимость всех контрактов частных верфей па постройку кораблей составила более 8 млрд. долларов.

В последние годы к основным классам боевых кораблей, которые строятся или модернизируются на американских частных верфях, иностранные специалисты относят атомные ракетные и торпедные подводные лодки, авианосцы, атомные фрегаты УРО, эскадренные миноносцы к т. д.

Большое внимание уделяется прежде всего совершенствованию существующих и созданию новых атомных ракетных подводных лодок (ПЛАРБ), которые являются важнейшей составной частью американских стратегических ракетно-ядерных сил. С 1969 года осуществляется перевооружение 31 атомной ракетной подводной лодки типа «Лафайет» ракетами «Посейдон» СЗ с многозарядными боевыми частями «Мирв». Перевооружение планируется завершить в 1976 году. Параллельно ведутся работы по созданию подводной ракетно-ядерной системы «Трайдент», основу которой составят новые атомные ракетные подводные лотки, вооруженные баллистическими ракетами «Трайдент». Предполагается, что эти подводные лодки заменят ПЛАРБ типа «Джордж Вашингтон» и «Этен Аллен», построенные в 1959—1963 годах. По оценке американских специалистов, общие затраты на атомную ракетную пот- водную лодку типа «Трайдент», включая стоимость 24 ракет и расходы на эксплуатацию в течение 10 лет, превысят 1,5 млрд. долларов.

Ведущим предприятием по проектированию и строительству этих лодок является судостроительная верфь «Дженерал дайнсмикс корпорейшн электрик боут дивижн» (Гротон, штат Коннектикут). В начале 1974 года эта верфь имела также заказы на строительство 19 атомных торпедных подводных лодок на общую сумму более 2 млрд. долларов. Кроме того, значительный объем работ выполнен ею по строительству ПЛАРБ типа «Лафайет» и «Джеймс Медисон», а также по перевооружению части этих лодок ракетами «Посейдон»СЗ.

В дополнение к имеющемуся в корабельним составе ВМС США атомному ударному авианосцу «Энтерпрайз» судостроительная верфь «Ныопорт-Ньюс шипбилдинг энд драй док компани» (Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния) строит два атомных авианосца — «Нимитц» и «Эйзенхауэр». А постройку атомного многоцелевого авианосца «Винсон» планируется начать в 1975 году. На многоцелевой авианосец, как полагают, будут базироваться не только самолеты тактической авиации, но также противолодочные самолеты и вертолеты SH-3 «Си Кинг». Стоимость строительства авианосца «Нимитц» (вступит в строй предположительно ь 1975 году) составит, по расчетам специалистов США, 650 млн. долларе, а авианосца «Винсон» — почти 1 млрд. долларов. Указанная верфь, оставаясь единственной в США верфью, занимающейся строительством авианосцев с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ), одновременно участвует в постройке атомных торпедных подводных лодок типа «Лос-Анджелес» и атомных фрегатов УРО.

По данным американских специалистов, мощность ЯЭУ на лодках типа «Лос-Анджелес» возрастает примерно вдвое по сравнению с мощностью энергетической установки атомных подводных лодок типа «Стёрджен» (15ООО л. с.). Всего по кораблестроительным программам 1070/71 —1974/75 финансовых годов предусматривается построить 25 атомных торпедных лодок типа «Лос-Анджелес». Примерная стоимость постройки такой лодки 150—200 млн. долларов.

В 1975—1977 годах планируется ввести в строи три атомных фрегата УРО типа «Вирджиния». Как и другие атомные фрегаты УРО, их предусматривается использовать в качестве кораблей охранения в составе авианосных групп, включающих только атомные корабли.

По сведениям зарубежной печати, к началу 80-х годов в США предполагается закончить строительство серии из 30 эскадренных миноносцев типа «Спрюенс» (головной корабль был заложен в начале 1973 года). Это будут первые в ВМС страны крупные корабли, оснащенные газотурбинными энергетическими установками.

Предусматривается дальнейшее обновление и корабельного состава амфибийных сил. Так, в 1975—1977 годах для амфибийных сил будут построены пять универсальных десантных кораблей типа «Тарава». Каждый такой корабль вместе с 1—2 танкодесантными кораблями, как отмечают американские специалисты, способен обеспечить перевозку и высадку на берег усиленного батальона морской пехоты.

Строительством эскадренных миноносцев типа «Спрюенс» (рис. 1 и 2) и кораблей типа «Тарава» (рис. 3) занимается частная судостроительная верфь «Литтон индастриз инкорпореитед» (Паскагула, штат Миссисипи). Эта фирма специализируется и на постройке атомных подводных лодок. В начале 1974 года общзя стоимость контрактов предприятия па строительство указанных кораблей превышала 2 млрд. долларов.

Кроме перечисленных кораблей основных классов, американские RMC заказывают на частных верфях сторожевые корабли, ракетные катера и вспомогательные суда различиях типов. 15 их строительстве принимают участие частные предприяшя в городах Эйвондейл (штат Луизиана), Бат (штат Мэи), Куинси (штат Массачусетс), Сиэтл (штат Вашингтон), Сан-Диего и Сан-Педро (штат Калифорния).

Как свитетельствует зарубежная пресса, денежные средства, которые правительство США выделяет на разработку и строительство новых кораблей, а также на модернизацию и переоборудование существующих боевых кораблей и вспомогательных судов, ежегодно возрастают: в 1970/71 финансовом году — 2900 млн. долларов, в 1971/72 — 3329 млн., в 1972/73 — 3564 млн., в 1973/74 — 3902 млн. долларов. В период 1958/59—1973/74 финансовых годов на строительство, модернизацию и переоборудование 500 кораблей министерству ВМС было выделено около 32 млрд. долларов. Согласно бюджету этого министерства на 1974/75 финансовыи год на создание двух атомных подводных лодок, вооруженных баллистическими ракетами «Трайдент», предполагается затратить около 1,2 млрд. долларов, трех атомных торпедных подводных лодок — более 500 млн., атомного фрегата УРО — свыше 240 млн., семи эскадренных миноносцев типа «Спрюеис» — примерно 460 млн , семи сторожевых кораблей 5 РО — более 430 млн. долларов и т д.

Если по строительству кораблей судостроительная промышленность США, по данным иностранном прессы, занимает первое место в капиталистическом мире, то в постройке торговых судов она замыкает десятку основных капиталистических стран. Например, в 1973 году в США было спущено на воду 280 различных супов (общим водоизмещением 890 тыс. бр.-т), а в Японии — 1125 судов (15673 тыс. бр.-т). Незначительную загрузку предприятий торгового судостроения специалисты объясняют низкой конкурентоспособностью из-за высокой стоимости постройки торговых судов в США. Тем не менее для обновления торгового флота в 1970 году американское правительство приняло 10-летнюю программу, рассчитанную на ежегодную постройку 30 крупных судов, и ассигновало на ее осуществление 3,8 млрд. долларов. По этой программе в 1973 году было построено 31 судно общим тоннажем 834 тыс. бр.-т, а в 1974 год, судостроительные компании предполагали поставить только 26 крупнотоннажных судов, включая 16 танкеров.

Таким образом, милитаристские крути США, продолжая гонку вооружений, которая противоречит наметившемуся процессу разрядки напряженности на международной арене, большое внимание уделяют дальнейшему развитию судостроения, и особенно главнои его составной части — кораблестроению. Об этом свидетельствует ежегодный рост расходов на строительство современных боевых кораблей и вспомогательных судов для ВМС и на обновление торгового флота страны.

Капитан 1 ранга-инженер Г. Васильев

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №4 1975.

Последнее обновление 16.10.2017 год

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru