ВВС Индии в индо-пакистанском конфликте

 

Боевые самолеты национальных ВВС широко применяются вооруженными силами Индии в ходе боевых действий против «пакистанских солдат и формирований мусульманских боевиков» (по заявлениям индийской стороны), захвативших в начале мая 1999 года часть спорной территории севернее г. Сринагар (штат Джамму и Кашмир) неподалеку от линии контроля с Пакистаном. Боевые вылеты индийских самолетов начались 26 мая после того, как был обстрелян самолет-разведчик «Канберра». По сообщениям индийских СМИ, было выполнено более двух тысяч вылетов, в ходе которых наносились авиаудары по укрепленным позициям на оккупированной территории.

По утверждениям представителей министерства обороны Индии, действия нападавших в мае 1999 года поддерживались со стороны регулярной армии Пакистана.

Высокий уровень опасности этого конфликта зарубежные эксперты связывают с тем, что в прошлом (1998) году обе страны получили в свое распоряжение ядерное оружие. Кроме того, эти государства уже трижды воевали между собой за право контроля над территорией штата Кашмир. У соседних стран имелись все основания для опасений, что боевые действия против повстанцев могли перерасти в крупномасштабный конфликт между Индией и Пакистаном, предполагающий применение всего арсенала средств, имеющихся в распоряжении противоборствующих сторон.

По сообщениям зарубежных СМИ, 28 мая, на третий день нанесения воздушных ударов, руководство военного ведомства Индии признало факт потери двух истребителей-бомбардировщиков: МиГ-21 и МиГ-27.

По утверждениям индийской стороны МиГ-27 был потерян из-за отказа двигателя, а МиГ-21 был сбит ракетой класса «земля - воздух» 27 мая 1999 года.

Представители вооруженных сил Пакистана утверждают, что оба самолета были уничтожены после того, как они отклонились в сторону государственной границы. По их сообщениям, обломки самолетов были обнаружены на территории Пакистана. Пилот МиГ-27 катапультировался (лейтенант Начикета) и взят в плен, а летчик МиГ-21 (командир эскадрильи Аджая Ахуджи) погиб. Позднее тело Ахуджи было передано индийской стороне. На нем были обнаружены два пулевых ранения, каждое из которых медицинская экспертиза признала смертельным. Командование ВВС Индии немедленно заявило, что пилот был убит намеренно, в то время как пакистанская сторона утверждает, что тот погиб при попадании ракеты. «Следует учитывать, при какой ситуации был сбит индийский МиГ-21 и погиб летчик. По самолету был открыт ракетный, зенитный артиллерийский и даже автоматный огонь, что и могло привести к гибели летчика», - заявил представитель пакистанского военного командования Рашид Куреши.

Как сообщают западные СМИ, вооруженные силы Индии также потеряли один из вертолетов Ми-17 (погибли четыре члена экапажа), применявшихся в ходе нанесения воздушных ударов.

Кроме перечисленных типов летательных аппаратов, приводятся данные об использовании в ходе конфликта индийскими ВВС истребителей МиГ-23, МиГ-29 для решения задач протвовоздушной обороны, а также самолетов «Мираж-2000Н», применяемых для подавления пакистанских РЛС через приграничную зону и нейтрализации зенитных ракетных установок.

По мнению западных аналитиков, ВВС Индии, по численности занимающие четвертое место в мире, испытывают определенные затруднения при проведении боевых действий против исламских боевиков. Они объясняются несоответствием состоящих на вооружении ВВС Индии самолетов поставленной боевой задаче, выполняющейся в условиях высокогорья. Руководство ВВС признает, что большая высота местности усложняет выполнение воздушных атак, так как пилотам приходится вести поиск целей и применять вооружения на скоростях полета более 1 000 км/ч. По словам вице-маршала индийских ВВС Малика, «разреженный воздух снижает летно-технические характеристики самолетов, к тому же маневр подхода к цели ограничен, так как увеличение дуги подлета может привести к нарушению линии контроля с Пакистаном».

Поэтому, в начале июня против исламских боевиков были применены авиационные боеприпасы, снаряженные напалмом. По сообщениям представителей министерства обороны Индии, напалм использовался в ходе бомбардировок укрепленных позиций противника в секторах Драс и Баталик.

На вооружении национальных ВВС состоят более 700 самолетов, в том числе «Миражи», «Ягуары», «Си Харриер» и Су-30. Основу парка боевых машин составляют МиГ, большая часть которых эксплуатируется более 30 лет.

В военно-воздушных силах Пакистана 34 тактических истребителя, включая американские F-16, китайские F-7 и израильские «Кфир». По мнению бывшего начальника штаба индийской армии генерала Виш- вы Шармы, сложившаяся ситуация имеет по крайней мере одну положительную сторону, так как поможет ускорить принять решение о приобретении учебно-тренировочного самолета (УТС). Согласно планам 1983 года, Индия планировала приобрести 66 УТС за 1,16 млрд долларов для подготовки пилотов и обучения их полетам на дозвуковых самолетах.

Полковник А. Бородкин

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №7 1999.

Последнее обновление 05.05.2016 год



(c) 2020 :: War1960.ru - ВОЙНЫ И СРАЖЕНИЯ от античности до наших дней.