Танкерная война

 

По материалам зарубежной печати.

Капитан 2 ранга В. ДОЦЕНКО.
кандидат исторических наук. доцент

БОЛЕЕ семи лет продолжалась кровопролитная война между Ираном и Ираком. В самом ее начале иракская сторона объявила запретной зоной северную часть Персидского залива, приступив к нанесению ударов по танкерам и сухогрузам, следующим в иранские порты. В свою очередь иранцы прибегли к нападению на суда, вывозящие нефть из арабских стран, чтобы таким образом оказать давление на Ирак. Так возникла «танкерная война», в которую были втянуты военные и гражданские флоты многих стран. По данным иностранной печати, с сентября 1980 г. до наступления перемирия в зоне Персидского залива было уничтожено и повреждено около 400 судов, суммарный тоннаж которых составляет более 30 млн. брт.

Особенно большой размах «танкерная война» приобрела в период с апреля 1984 по 1987 г. На эти годы приходится более 80% атак на суда, при этом из всех поврежденных судов потери составили всего 3%. В 1984 г. было уничтожено 3 судна, в 1986 - 2, 1987 г. — 6. Значительными были человеческие жертвы — более 300 человек.

В годы, когда «танкерная война» велась с наибольшей активностью, в среднем за год суда различных стран (наиболее часто — танкеры) более 80 раз подвергались нападению (табл. 1).

Распределение атакованных судов по классам

Класс судна 1984 1985 1986 1987 Всего
танкеры 21 35 78 125 259
сухогрузы 11 9 1 31 52
Вспомогательные суда 3 3 0 4 10
Буксиры 0 3 3 6 12
Другие суда 2 0 2 3 7
Итого 37 50 84 169 340

Всего же за годы войны отмечена 451 атака, из них 283 осуществили иракские ВМС, 168 — иранские.

Обе стороны, стремясь в максимально возможной степени затруднить морские перевозки противника, применяли надводные силы, авиацию, береговые ракетные и артиллерийские установки, а также морские мины. Более эффективно действовали катера (ракетные, торпедные, артиллерийские и минометные). В значительно меньших масштабах — эсминцы, фрегаты и корветы.

Иракские ракетные катера типа «Хазирани» использовались с ВМВ Басра и Умм Каср. Из-за небольшого тактического радиуса они могли нанасить удары только в северной части Персидского залива. Иранские типа «Комбаттант-2» базировались на ВМБ, расположенные вдоль восточного побережья Персидского залива (Бендер-Хомейни, Бушир, Ленге) и Бендер-Аббас в Ормузском проливе. Временными пунктами были нефтяные платформы и строящаяся на побережье Оманского залива ВМБ Чахбар. Таким образом, находясь в пунктах, расположенных вдоль коммуникаций, ведущих из портов Ирака В Индийский океан, иранские катера могли действовать во всей зоне «танкерной войны».

Катера обеих сторон применяли противокорабельные ракеты «Гарпун», «Экзосет», «Си Киллер» и артиллерию 40-мм и 76-мм калибров, реактивные гранатометы и неуправляемые реактивные снаряды (табл. 2).

Распределение примененного оружия по атакованным судам

Вид оружия 1984 1985 1986 1987 Всего
Ракеты (гранатометы) 20 37 63 67 187
Артиллерия 1 1 1 11 14
Мины 2 0 0 8 10
Вид оружия не установлен 14 12 20 86 129
Итого 37 50 84 169 340

Действовали они либо одиночно, либо небольшими тактическими группами методами «засады» или «свободной охоты». Имели место случаи наведения катеров на цель по данным береговых РЛС и станций, установленных на нефтяных платформах. Атаковывались в основном неохраняемые суда в утренние или вечерние сумерки, реже ночью. Огневые позиции в зависимости от применяемого оружия располагались на удалениях от 1 до 50 км. Выполнив ракетную или артиллерийскую атаку, катера на максимальной скорости покидали район. С целью достижения внезапности соблюдали радиомолчанис, слсдовали с выключенными РЛС и ходовыми огнями, а иногда без опозновательных знаков.

В период активизации «танкерной войны», с весны 1987 г., иранская сторона стала систематически применять минное оружие. До этого отмечались эпизодические постановки мин небольшими банками с десантных кораблей и транспортных самолетов, как правило, в темное время суток на подходах к Эль-Кувейту, у острова Фарси и в Оманском заливе.

Зарубежные военные специалисты отмечали, что до прибытия в зону «танкерной войны» минно-тральных сил судоходство в Персидском заливе, по существу, было парализовано, хотя ставились в основном якорные контактные мины устаревших образцов. Из 10 подрывов судов на минах 8 приходится на 1987 г. (среди них советский танкер «Маршал Чуйков», подорвавшийся 16 мая на подходе к Кувейту). 24 июля к западу от острова Фарси такая же участь постигла идущий под флагом США в охранении американских кораблей кувейтский танкер «Бриджтон». Последней жертвой в Персидском заливе стал американский фрегат «Сэмюэл Б. Роберте».

Для нарушения морских коммуникаций воюющие страны использовали также авиацию. Самолеты действовали одиночно или парами, методом «свободной охоты». Летчики, как правило, наносили ракетные или бомбовые удары по одиночным неохраняемым судам. Были отмечены случаи применения оружия на иракских коммуникациях иранскими вертолетами берегового базирования.

Некоторые транспорты подвергались ударам иранских береговых ракетных и артиллерийских батарей.

Сегодня уроки «танкерной войны» изучаются военными специалистами. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации. По мнению западных военных, события в Персидском заливе в очередной раз напомнили о возрастающей роли минного оружия и необходимости готовиться к борьбе с ним. Высокоэффективно действовали в прибрежных районах легкие силы флота, что говорит о целесообразности их дальнейшего развития и совершенствования. Опыт также показал огромное значение таких видов боевого обеспечения, как разведка и маскировка. Некоторые зарубежные обозреватели, указывая на невысокий процент гибели пораженных крупнотоннажных судов, делают вывод о целесообразности применения против них торпед.

Источник - Морской Сборник №5 1989 год

Последнее обновление 18.04.2003 год



(c) 2020 :: War1960.ru - ВОЙНЫ И СРАЖЕНИЯ от античности до наших дней.