Штат Калифорния

 

Калифорния: от Рейгана до Дюкмеджана california.shtml Политическая роль и масштабы влияния Калифорнии огромны: многие политические, социальные инициативы, возникавшие в штате, выходили затем на национальную арену; представители этого штата ныне образуют самую большую группу в конгрессе США по сравнению с другими штатами (45), а сама Калифорния дает наибольшее число выборщиков в президентских избирательных кампаниях (47)

Превращение Калифорнии в мощный фактор развития внутриполитической жизни США было достаточно стремительным, в основе его лежат глубокие изменения политико-экономического, социального, демографического характера.

На развитие экономики штата в послевоенные годы оказали преимущественное влияние военно-промышленные отрасли. Список основных подрядчиков Пентагона включает 8550 крупных компаний, имеющих заводы в Калифорнии, среди них «Локхид», «Нортроп», «Хьюз эйркрафт», «Макдоннелл-Дуглас», «Рокуэлл интернэшнл» и др. Сегодня на долю Калифорнии приходится около 20% всех военных контрактов федерального правительства . Штат занимает первое место в стране по темпам военного строительства и военного производства. Здесь же отмечена наибольшая концентрация наукоемких и высокотехнологических отраслей — электроники, самолето- и ракетостроения, космической промышленности, обусловивших высокую степень диверсификации экономики штата. По данным на 1987 г., там расположены штаб-квартиры 87 фирм из «Списка 500».

С развитием новых отраслей производства, общим подъемом экономики усилилась массовая миграция в штат как из других регионов страны (в основном из Техаса, Нью-Йорка, Иллинойса), так и из стран Юго-Восточной Азии, Латинской Америки (в особенности Мексики). Только за 60—70-е годы численность населения возросла на 48,5%, тогда как в целом по стране за тот же период она увеличилась на 18,5% .

Относительная социальная однородность населения штата, в основе своей представляющего средний класс, высокий уровень доходов на душу населения (7-е место в стране в 1987 г.) , большая концентрация занятости в секторе услуг (75%), урбанизированность, составляющая 91%, традиционно высокий уровень образования определяют не в последнюю очередь специфику этого «передового индустриального общества».

Демографические изменения привели к качественной эволюции местного электората. Если учесть при этом, что в ходе последних избирательных кампаний в Калифорнии, впрочем как и во всех западных штатах, наблюдался относительно низкий уровень абсентеизма, то станет очевидна его важная роль в исходе президентских кампаний.

Какими же путями шло превращение Калифорнии в один из крупнейших и развитых штатов США, экономическая и политическая ситуация в котором определяет позиции крупного и влиятельного региона страны — Запада? Не последнюю роль в этом процессе сыграли губернаторы, начиная с Р. Рейгана.

Калифорния и Рейган

Быход Р. Рейгана на политическую авансцену приходится на 60-е годы. Америку тех лет отличала социально-политическая нестабильность: невиданной остроты достигли расовые конфликты, кризис городов, проблемы молодежи, преступность. Разочарование избирателей в государственных институтах, двухпартийной системе вылились в кризис доверия к федеральному правительству в целом. В этих условиях выдвижение Рейгана на пост губернатора в 1966 г. и отстаиваемая им республиканская консервативная платформа, получившая большую поддержку у избирателей, вполне закономерны. Курс губернатора на сокращение налогов и правительственных расходов, освобождение государства от регулятивных функций и «возрождение предпринимательских инстинктов и творческого духа нации» был обусловлен четко выявившейся к концу 60-х годов неэффективностью дальнейшего использования уже сильно изношенных к тому времени кейнсианских и неокейнсианских механизмов государственного регулирования.

Из многочисленных задач, поставленных новой администрацией штата, основными, по убеждению Рейгана, были две: сокращение правительственных затрат и снижение налогов. Губернатор считал, что от правильного их решения будет зависеть оздоровление экономики штата, ликвидация огромного бюджетного дефицита, оставленного Рейгану в наследство бывшим губернатором демократом Эдмундом Брауном.

В атмосфере быстро развивавшегося кризиса доверия Рейган призвал избирателей «предъявить счет правительству», установить строгий контроль за расходами и деятельностью властей, ввести принцип «дифференциации правительственных услуг». Он заключался в стремлении сохранить за правительством только те социальные функции, которые имеют первостепенное значение для жителей штата, и отказаться от «излишних благ, даруемых правительством», а также создать дополнительные стимулы к труду. Такое взаимодействие граждан с правительством Рейган назвал «конструктивным обществом», создание которого стало ключевой идеей новой администрации.

Следствием провозглашенного Рейганом курса стал пересмотр правительственной политики в сфере высшего образования и медицинского обслуживания. Вопрос о качестве и стоимости образования традиционно занимал приоритетное место в длинном перечне правительственных проблем, и большинство избирателей считали его правильное решение непременным условием прогресса. Ежегодно на образование выделялось около половины бюджета штата. Рейган первым выступил с предложением покончить с введенным в штате принципом бесплатного высшего образования, призвав студентов университетов и колледжей к внесению платы за обучение в обязательном порядке, чтобы «высшее образование могли получить только те, кто по-настоящему хочет учиться»

Тогда же были сокращены расходы на систему медицинской помощи малоимущим и бедным слоям населения по программе «Меди-Кэл».

Урезание правительственных затрат на эти сферы социального обеспечения переросло в широкое наступление на всю систему вспомоществования. Еще в начале 1971 г. помощь от властей штата получали около 10% жителей Калифорнии по сравнению с 7% населения страны, получавшего такую помощь . Однако в том же году Рейган совместно со спикером нижней палаты легислатуры демократом Р. Моретти разработал плац, предусматривающий резкое сокращение расходов местных властей и установление жесткого контроля над лицами, получающими пособия, а также введение обязательной частичной занятости получателей пособий как условия оказания правительственной помощи. Были урезаны размеры пособий.

Проводимая Рейганом политика сокращения правительственных расходов в штате в конечном счете привела к сокращению бюджетного дефицита, до не затронула размеров налогов.

Второй срок пребывания Рейгана на посту губернатора (1971 — 1975 гг.) охарактеризовался рядом мер в области налоговой политики.

Необходимо отметить, что налоговая политика Рейгана была направлена прежде всего на обеспечение интересов среднего класса, поддерживавшего курс губернатора. Поэтому она предусматривала сокращение налогов, которые имеют большое значение для этой категории жителей,— на собственность и подоходного. В то же время возрастали другие категории налогов — с продаж, ряд местных, необходимые для обеспечения избирателей основными правительственными услугами.

В 1973 г. Рейган выдвигает предложение по дальнейшему сокращению налогов, которое должно было способствовать снижению правительственных расходов и уменьшению всего бюджета щтата. Это «Предложение 1» ознаменовало коренной поворот в области политики налогов а стало предтечей известного «Предложения 13». Основу этого предложения составляло право избирателей на четкое разграничение налоговых категорий и контроль за всеми правительственными расходами штата. При этом Рейган настаивал на строгом соблюдении правил голосования при введении или увеличении размера штатного налога, а именно поддержки его не менее чем двумя третями законодателей, а не простым большинством, как практиковалось до этого. «Предложение 1» было также направлено на ограничение помощи правительства штата местным» органам власти и определяло методы эффективного контроля над доходами и расходами.

Хотя «Предложение 1» было отвергнуто большинством избирателей , опасавшихся дальнейшего сокращения правительственных услуг и ужесточения налоговой политики, 11 округов, в том числе Сан-Диего — самый многонаселенный, проголосовали за его принятие. Этот факт свидетельствовал о том, что новый налоговый курс, который тогда только вырисовывался, может быть поддержан средним классом.

Большое внимание губернатор уделил введению налоговых льгот для тех предпринимателей, которые расширяли и обновляли производство, стимулируя местную экономику. Рейган значительно ослабил контроль правительства штата над деятельностью двух влиятельных сфер бизнеса — коммунальных услуг и финансовых учреждений. В период его губернаторства был также принят ряд антипрофсоюзных законов.

В отличие от своих предшественников, считавших, что без правительственных дотаций не обойтись, Рейган впервые встал на путь сокращения правительственных расходов и отказа от государственного регулирования с целью возрождения предпринимательских инстинктов.

Рейган был первым губернатором, который выступал против какого-либо вмешательства со стороны федерального правительства в дела штата. По его мнению, «нам предоставлена большая возможность показать другим 49 штатам, что могут сделать люди, которые распоряжаются собственной судьбой. Калифорния — именно тот штат, который вовсе не собирается стать административным придатком федерального правительства»

С приходом Рейгана в Белый дом в 1980 г. была предпринята попытка предоставить более полную самостоятельность властям штатов на основе провозглашенной администрацией концепции «нового федерализма». Речь шла о необходимости как для штатов, так и для местных органов власти надеяться на свои собственные ресурсы, а также об ослаблении вмешательства главы верховной исполнительной власти в отношения между федеральными властями и штатами. В результате возросла роль губернатора как главы исполнительной власти штата и проводника местных интересов в смягчении острых политических и идеологических грений на разных уровнях управления.

Демократы в Калифорнии: Эдмунд Браун-младший

С 1975 г. на пост губернатора заступил сын бывшего губернатора Калифорнии Э. Брауна Эдмунд Браун-мл., демократ, примыкавший к кон-сервативному крылу партии. Э. Браун стал в известной мере продолжателем политики Рейгана в области сокращения правительственных расходов и снижения налогов. Он выступил как один из авторов так называемого «Предложения 9», основу которого составил «Акт о политической реформе», предусматривавший строгие лимиты на взносы в предвыборные фонды кандидатов.

Кадровая политика Брауна в Калифорнии сильно отличалась от политики всех предыдущих губернаторов. Она характеризовалась прежде всего назначением большого числа политиков-непрофессионалов, женщин и представителей национальных меньшинств на различные административные должности. Это принесло Брауну ощутимую поддержку избирателей.

Политическую ситуацию, сложившуюся в начале его деятельности на фоне энергетического и экономического кризиса, Браун определял как «эру ограниченных возможностей». По его мнению, основное внимание правительства штата необходимо сосредоточить на охране природных ресурсов, создании новых стимулов для организации производств, позволяющих полностью заменить невозобновляемые ресурсы. Для осуществления этой идеи Браун создал агентство по разработке недорогих и безотходных технологий, которые позволили бы достичь «полной гармонии с природой», обеспечили бы более широкое использование возобновляемых природных ресурсов, в особенности энергии солнца и ветра. Другой формой решения этой же проблемы было создание Брауном калифорнийского Объединения по охране среды. Оно активно привлекало молодых людей 18—20 лет для охраны окружающей среды: очистки лесов от загрязнения, оказания помощи в местах стихийных бедствий и т. д.

При внешнем благородстве идей, заложенных Брауном в его социально-экономические программы, они больше походили на эксперимент, чем на выверенный и долгосрочный социально-политический курс. К тому же эта политика проводилась прежде всего в интересах сторонников охраны окружающей среды, что сильно осложнило отношения Брауна с представителями бизнеса, для которых выдвинутая губернатором программа означала дополнительные, в том числе и финансовые, трудности. Уже в самом начале пребывания Брауна на посту губернатора он приостановил строительство гигантского нефтехимического завода компании «Доу кемикл» стоимостью 300 млн. долл. в графстве Солано. В то же время последовательно проводимая Брауном политика сокращения программ правительственного финансирования, социального обеспечения, медицинской помощи и образования вызвала рост недовольства среди широких слоев избирателей.

В преддверии перевыборов на второй срок сам Браун признал поражение курса «ограниченных возможностей». Его новая программа была направлена на создание максимально благоприятных условий для развития бизнеса в штате. Браун призвал переосмыслить роль правительства, которое «на основе тесного сотрудничества с бизнесом станет партнером в создании новых ценностей для нации».

Новый подход Брауна к бизнесу в немалой степени объяснялся влиянием крупного калифорнийского предпринимателя и организатора сбора средств на его вторую губернаторскую кампанию Ричарда Силбермена. Именно Силбермен обратил внимание на появление в штате «нового класса» — носителя «творческого духа страны», сконцентрировавшегося в областях новейшей технологии, игорного бизнеса, юриспруденции, банковских сферах. По мнению Силбермена, этот класс будет влиятельной силой в политической жизни штата и страны в целом в конце нашего столетия.

Второй срок пребывания Брауна на посту губернатора (1979 — 1983 гг.) характеризовался привлечением новейших производств под девизом «Калифорния — значит бизнес». В этот период было создано Управление развития экономики и бизнеса. В 1981 г. губернатор предложил ряд проектов в области микроэлектроники и компьютеризации, а также увеличил размеры ассигнований на развитие космической промышленности и новейших технологий. Браун неоднократно высказывался за тесное сотрудничество с Японией. С этой целью в Калифорнии был открыт центр международной торговли для привлечения японских бизнесменов, а также размещено несколько крупнейших автомобильных комплексов из Японии. Эти и другие начинания заметно повысили конкурентоспособность калифорнийской экономики. По мнению Брауна, будущее штата в немалой степени зависит от успешного сотрудничества с Японией как страной XXI в.

«Предложение 13» и его последствия

Пребывание Брауна на посту губернатора совпало с обнародованием сложного и крайне противоречивого «Предложения 13» в 1978 г. В 70 — 80-е годы особенности политического развития штата способствовали возникновению крупных общественно-политических движений, впоследствии распространившихся на всю страну. Самым массовым из них был так называемый «бунт налогоплательщиков».

Он стал отражением господствовавших в Калифорнии консервативных настроений и политических установок, характерных для большинства избирателей — представителей среднего класса. Речь шла о сокращении налогов и правительственных расходов, полной свободе рынка и частной инициативы, уменьшении контроля над предпринимательской деятельностью, всемерном стимулировании деловой активности. Немаловажную роль сыграло и то обстоятельство, что начиная с 40-х годов Эрлом Уорреном — одним из самых популярных губернаторов Калифорнии (1943—1955 гг.) проводилась политика увеличения налогов с целью расширения программ социального обеспечения. Однако высокие налоги вызвали позднее недовольство среднего класса, во многом определяющего политические настроения в штате.

Поддержка избирателями «Предложения 13» о снижении на 57% налога на недвижимость стала началом нового политического курса, направленного на сокращение налогов. Его принятие осложнило финансовые отношения между штатным правительством и местными органами власти. Оно вызвало уменьшение доходов штата, и таким образом усилило финансовую зависимость местных властей от правительства. Особенно больно это ударило по программам образования, финансированию услуг, в которых бюлыне всего заинтересованы избиратели из городов.

По мнению известных американских специалистов С. Липсета и В. Шнайдера, «суть налогового бунта, зародившегося в Калифорнии, состояла не в посягательстве на благосостояние... скорее, он уходил корнями в неприятие избирателями расточительства правительства... и высокого уровня инфляции».

Через год после «Предложения 13» было принято «Предложение 4», повторявшее по сути рейгановское «Предложение 1». В 1980 г. большую поддержку у избирателей получило «Предложение 9», предусматривавшее сокращение размеров штатного налога на доходы. Наконец, в 1982 г. был отменен налог на наследство.

В настоящее время настроения избирателей несколько изменились. Об этом свидетельствует их отказ поддержать предложения, выдвинутые за последние годы,— о сокращении средств на штатные программы социальной помощи на 2,8 млрд. долл.; об ограничении сферы правительственных услуг, о сокращении финансирования избирательных кампаний и др. Самой существенной законодательной инициативой последних лет считается «Предложение 98», выдвинутое главой системы образования Б. Хонигом в 1988 г. Оно было направлено на увеличение ассигнований на образование, которые отныне доляшы составлять не менее 39% общего бюджета штата ежегодно. По сути «Предложение 98» призывает правительство пересмотреть «Предложение 13» в том, что касается ограничений его расходов. Обсуждение этой инициативы показало, что избиратели в целом охотно поддерживают расходы на образование, а также на расширение общественных услуг — строительство дорог, защиту окружающей среды и т. д., однако проявляют значительно меньший энтузиазм, если речь идет о расходах на социальное обеспечение.

Учитывая специфику Калифорнии, позволяющую считать ее источником новых тенденций, принимающих затем общенациональный масштаб, можно предположить, что откатные процессы, наметившиеся спустя десятилетие после принятия «Предложения 13», могут распространиться и на всю страну.

Дж. Дюкмеджан

Политический курс, проводимый нынешним губернатором — республиканцем консервативного толка Джорджем Дюкмеджаном, а также выдвинутая им программа преобразований представляют собой развитие модели «рейганомики», и сейчас еще пользующейся успехом в штате.

Дюкмеджан провозгласил политику «новых возможностей», сделав акцент «на обеспечение быстрых темпов экономического роста, позволяющих всем желающим найти работу»

Одной из первых мер, принятых Дюкмеджаном для сбалансирования бюджета штата, дефицит которого составлял после ухода Э. Брауна с поста губернатора 1,5 млрд. долл., было дальнейшее сокращение правительственных ассигнований на социальные нужды. Это привело к образованию положительного сальдо бюджета и дало возможность щедро финансировать систему образования, что способствовало повышению популярности губернатора.

Позиции Дюкмеджана, созвучные консервативным настроениям в штате, помогли ему на перевыборах в 1986 г. одержать победу над Т. Брэдли, мэром Лос-Анджелеса, известным своими либеральными взглядами. Впоследствии Дюкмеджан активно поддержал и требования избирателей, выраженные в форме «Предложения 98», а также контроль за токсическими отходами и борьбу со СПИДом, стоящие по степени важности на первом месте. Он создал специальный комитет «Граждане за здравый смысл», выступающий за решение насущных проблем.

По последним данным, приведенным Службой опросов общественного мнения штата, возглавляемой М. Филдом, 76% избирателей поддерживают курс, проводимый Дюкмеджаном, что свидетельствует не только об усилении консервативных настроений, но и о том, что консерватизм в Калифорнии имеет глубокие корни.

В ноябре 1990 г. состоятся выборы на пост губернатора. Дюкмеджан отказался от перевыборов на третий срок. От республиканской партии будет баллотироваться сенатор от Калифорнии Пит Вильсон. От демократической партии выдвинуты два кандидата: Ван де Кэмп — генеральный атторней штата и Дайана Файнштейн — бывший мэр Сан-Франциско. Трудно строить прогнозы относительно исходов их борьбы, однако нельзя отрицать, что в последние годы демократическая партия значительно активизировалась.

В этом же году после очередной переписи населения произойдет перекройка избирательных округов, в результате чего их число увеличится по меньшей мере на шесть. Последняя перекройка, проходившая в 1980 г., принесла Калифорнии два дополнительных места в палате представителей конгресса США. Однако план перекройки, разработанный конгрессменом демократом Ф. Бэртоном, намеренно предусматривал такие изменения, в результате которых еще больше упрочились бы позиции демократической партии.

Демократическая партия накануне этих значительных событий в политической жизни штата стремится к сохранению своих позиций, завоеванных в ходе подготовки к президентским выборам 1988 г.

По данным на сентябрь 1988 г., из 27 млн. населения штата 13,2 млн. были зарегистрированы в качестве избирателей. Из них 51% — демократы, 38% — республиканцы и 11% отнесли себя к независимым или примкнули к второстепенным партиям.

Президентские выборы 1988 г. показали, что демократическая партия составляет действенную конкуренцию республиканцам на всем Западе. В частности, в Калифорнии кандидат демократической партии М. Дукакис получил 48% голосов (за Дж. Буша проголосовало 50%). Относительный успех демократической партии был обусловлен высоким уровнем организационной работы по привлечению к регистрации избирателей низовыми партийными организациями на местах. «Кампания-88», на которую было затрачено более 4,5 млн. долл., была направлена в первую очередь на укрепление низовых партийных структур. В их числе институт по обучению молодых организаторов в Монтерей, центр по участию в демократии в Лос-Анджелесе, в задачи которого входило привлечь избирателей с низкими доходами, представителей национальных меньшинств и тех сторонников демократов, кто не принял участия в президентских выборах 1984 г. Демократическая партия поставила перед собой задачу возвращения голосов белых жителей пригородов, в особенности юга штата, которые отошли от демократов под воздействием консервативных настроений, усилившихся за годы пребывания Р. Рейгана на посту президента. Достигалась эта цель путем выдвижения на первый план «специальных проблем», прежде всего образования, качества окружающей среды, строительства дорог, развития общественного транспорта, т. е. тех вопросов, которые представляли особый интерес для избирателей пригородов. Все это говорит о том, что и в 1990 г. демократы используют все возможности, чтобы обеспечить своим кандидатам максимальную поддержку избирателей.

Гусейнова Манана Александровна, младший научный сотрудник ИСКАН.

Источник - "США - экономика, политика, идеология." №6 1990.

Последнее обновление 01.12.2015 год



(c) 2020 :: War1960.ru - ВОЙНЫ И СРАЖЕНИЯ от античности до наших дней.