Образование детей - проблема номер один

 

Америка в цифрах

Образование детей - проблема номер один

Приоритеты взрослого населения в США, Японии, Западной Европе.

Наиболее важным в своей жизни американцы считают образование детей, которое приобрело для них такую же ценность, как семья. Эти данные получены в результате опроса взрослого населения и опубликованы в еженедельнике «Ю. С. ньюс энд Уорлд рипорт» (табл. 1).

В Западной Европе также отдают предпочтение образованию детей. Важное место занимает оно и в системе жизненных ценностей японцев. Система школьного образования США — одна из наиболее развитых среди капиталистических стран. Обучение начинается с пяти - шестилетнего возраста и продолжается 12 лет. Поскольку штаты и местные органы продолжают играть ведущую роль в сфере образозания (несмотря на создание в 1979 г. министерства образования), в США нет единой школьной структуры.

Согласно законам большинства штатов, возраст, до которого ребенок должен посещать школу, определяется 16 годами (в некоторых штатах — 18). Среди начальных учебных заведений наиболее широкое распространение получили школы с шестилетним курсом обучения, к которым примыкают подготовительные классы. Их посещают примерно три четверти детей начиная с пятилетнего возраста, Результаты опроса (табл. 2) показывают, что самый любимый предмет у американских детей — математика.

Отличительной чертой школьного образования в 80-е годы стало широкое внедрение компьютеров в учебный процесс. В 1981—1988 гг. количество персональных компьютеров в школах Соединенных Штатов возросло примерно в 26 раз. Высокая степень компьютеризации школ (табл. 3) позволяет использовать персональные компьютеры в качестве учебного средства на разных стадиях обучения — от развития навыков чтения и счета у учеников младших классов, повторения пройденного до поиска оптимального решения задач, систематизации данных, обработки текстов.

Компьютеры значительно расширили объем информации, получаемой учащимися, а также возможности ее анализа и принятия решения. Учителя отмечают, что с применением компьютерных моделей повысился интерес школьников к естественным наукам, улучшилась успеваемость. По мере увеличения масштабов их использования все чаще встает проблема подбора соответствующих программ для учащихся начальных и средних школ. Обучение с помощью компьютеров, как правило, сочетается с обычными уроками. Несмотря ка впечатляющие темпы оснащения школ компьютерами, большинству школьников приходится работать на них по очереди и пользоваться ими ограниченное время.

Компьютеры стали великолепными помощниками и в обучении детей, страдаю-их физическими и умственными недостатками. Сама возможность управления сложным механизмом и получения резуль-атов дает ощущение триумфа больному ребенку. Наблюдения показывают, что у таких детей заметно улучшаются правописание, навыки счета, они с большим интересом выполняют различные задания.

Несмотря на существование бесплатного школьного образования и достигнутые в этой области успехи, американцы относятся к нему весьма критически. В 80-е годы качество начального и среднего образования стало одной из наболевших социальных проблем. Все чаще раздаются голоса, что учащиеся в других странах получают больше знаний. В качестве подтверждения приводятся, например, данные опроса экспертов из разных стран по сравнительному анализу знаний в начальной и средней школе (табл. 4).

Согласно их заключению, Соединенные Штаты уступают Японии, некоторым западноевропейским странам, СССР по подготовке школьников, особенно по математике, естественным наукам, изучению родного языка.

Особое беспокойство вызывает уровень знаний по географии. Только один из пяти американцев в возрасте 18 — 24 лет может найти на карте мира США. Три четверти взрослого населения не в состоянии показать местонахождение Персидского залива, 45% —Центральной Америки. Если в 1947 г. 60% молодежи (18 — 24 года) знали, где находится Испания, то сейчас — только 32%. Такая тенденция рассматривается как прямое следствие ослабления школьной подготовки. В 80-е годы занятия по географии посещали лишь 5—6% учащихся средней школы в сравнении с 20% в 60-х годах. В последние годы принимаются меры по исправлению такого положения. Географии уделяется растущее внимание в школьных программах, преподаватели этого предмета направляются на переподготовку.

Хорошее образование, а также собственный дом всегда были атрибутами благополучия в Америке, к которым многие стремились иногда всю жизнь, но не всегда их получали. В 80-е годы высшее образование стало в пределах досягаемости для большего числа американцев, чем 20 — 30 лет назад. В настоящее время один из четырех работающих американцев (один из семи для черного населения) — выпускник колледжа. В конце второй мировой войны степень бакалавра имел один из 20 человек (и даже меньше) (Степень бакалавра присваивается по окончании четырехгодичных учебных заведений — упиперептетов и колледжей; степень магистра - при дополнительном обучении в течение одного-двух лет.).

Сейчас около половины взрослой молодежи по всей стране посещает высшие учебные заведения. Однако в 1975 — 1985 гг. наметилась тенденция к снижению доли обучающихся в колледжах среди черной молодежи (табл. 5).

В последние десятилетия значительно возросла роль государственных вузов. Стоимость обучения в них в среднем в 2 — 3 раза ниже, чем в частных учебных заведениях, которые оканчивают сейчас лишь 20% выпускников. Наблюдается также увеличение финансовой помощи студентам. Около половины всех первокурсников получают займы, стипендии, оплачиваемую работу в вузе (по сравнению с 4% студентов в 1960 г.).

Особое место среди высших учебных заведений занимают военные училища. В 1988 г. на три из них—в Уэст-Пойнте (штат Нью-Йорк), Аннаполисе (Мэриленд) и Колорадо-Спрингсе (Колорадо) — Пентагоном было отпущено 533 млн. долл. Система отбора будущих курсантов чрезвычайно строга: отклоняются более 90% желающих туда попасть.

Студенты в возрасте 25 лет к старше составляют сейчас около 45% общей численности обучающихся в высших учебных заведениях. Ожидается, что к началу 90-х гоов их будет большинство. Феномен студентов старших возрастов становится частью системы высшего образования в США. Тенденция эта уже необратима. С одной стороны, она связана с ростом стоимости обучения (на которое сначала многим приходится заработать), а с другой — осознанием его настоятельной необходимости все большим числом американцев. В 1987 г. среднегодовой доход мужчин — выпускников колледжей был на 10 тыс. долл. больше, чем у мужчин, имеющих только школьное образование. Уровень безработицы для окончивших колледж составляет 1,7%; для посещавших колледж в течение одного—трех лет — 3,7%; для выпускников школ — 5,4%, а для «отсеившихся» из школ — 9,4%. Таким образом, несмотря на увеличение платы за обучение, достигающей иногда почти 19 тыс. долл. (табл. 7), получить высшее образование оказывается более чем выгодно.

<

Л. Ф. Савченко

Источник - "США - экономика, политика, идеология." №6 1989.

Последнее обновление 23.12.2015 год



(c) 2020 :: War1960.ru - ВОЙНЫ И СРАЖЕНИЯ от античности до наших дней.