Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Кино и зритель

 

Кино и зритель

 

Америка в цифрах

Кино и зритель

Любовь американцев к кино зародилась еще в прошлом веке. Среди памятных дат в истории культуры США 14 апреля 1894 г,— день первого публичного кинопоказа в Нью-Йорке. Спустя 29 лет там же впервые демонстрировался озвученный фильм. Во время первой мировой войны на экранах страны появились такие художественные ленты, как «Цивилизация» (режиссер Томас Инс), «Сердце мира» (режиссер Дэвид Гриффит). Уже в начале текущего столетия число ежедневных посещений кинотеатров американцами измерялось миллионами. США стали ведущим кинопроизводителем в мире. По данным на 1928 г., в Америке вышло 820 художественных фильмов, в Японии 500, в Германии 221, во Франции 94, в Англии 95. При этом американская киноиндустрия отличалась высоким уровнем концентрации: 60% производства фильмов и 85% их проката в конце 20— начале 30-х годов было сосредоточено в рамках пяти фирм: «Метро-Голдуин-Мейер», «Уорнер бразерс», «Фокс-фильм», «Парамаунт» и «Рэйдиокорпорейшн».

Занимая первое место по выпуску и экспорту кинопродукции, Соединенные Штаты в эти годы значительно отставали от других кинодержав в области проката фильмов иностранного производства: в 1928 г. их было показано 60, тогда как в Англии 622, во Франции 518, в Германии 297. Только к середине 1935 г. США увеличили количество ежегодно демонстрируемых зарубежных фильмов до 190. Сейчас баланс торговли кинопродукцией и телепрограммами также сводится с по-ложительным сальдо, составляющим, по данным «Ассошиэйтед пресс», 2,5 млрд. долл. Их продажи только европейскому телевидению увеличились за 1980—1988 гг. в 5 раз. («International Herald Tribune», 27, 28.VII.1989.)

В Америке ведется огромная работа по изучению истории американского и мирового кинематографа, а также сохранению созданных фильмов. Она сосредоточена прежде всего в ведущих киноархивах США: имени Дж. Вашингтона в Вашингтоне, Музея современного искусства в Нью-Йорке и др. Однако в последние годы специалисты выражают обеспокоенность состоянием старых кинолент, нуждающихся, по их мнению, в срочной реставрации. По свидетельству директора киноархива Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Р. Розена, в стране насчитывается более 33,5 млн. м пленки на нитратной основе, представляющих лучшие или вообще единственные копии кинокартин. Дело в том, что нитратная пленка, которая использовалась для тиражирования кинолент до 1950 г., без тщательных мер по сохранению портится уже через несколько лет. Если своевременно не сделать копий, весь этот материал может пропасть. Проблема заключается и в том, что количество лабораторий, занимающихся копированием старых кинофильмов, постоянно сокращается. В 70-х годах их было по меньшей мере 20, а сейчас 6—7.

Процесс интенсивного развития кинопроизводства в 20—30-е годы сопровождался бурным ростом численности кинотеатров в стране. В середине 30-х годов их насчитывалось 15,3 тыс.— больше, чем в Германии, Англии, Франции, Канаде, вместе взятых. К этому времени в США произошел почти повсеместный переход на звуковые установки. На каждую 1000 жителей в среднем приходилось 80 мест в кинотеатрах, в сравнении с 65 в Англии, 48 во Франции, 34 в Италии, 30 в Германии. Сейчас на США приходится около половины мест кинотеатров мира.

Американцы остаются одними из самых активных кинозрителей. Согласно данным Национальной ассоциации кинематографистов, житель Соединенных Штатов посещает кинотеатр в среднем один раз в 3 месяца, канадец — раз в 4,5 месяца, француз — в 6 месяцев, англичанин — в 8 месяцев.

В последние годы около половины американской киноаудитории приходится на молодежь до 25 лет, примерно 40% составляют зрители до 50 лет и десятую часть — лица более старших возрастов. Во второй половине 80-х годов доля зрителей старше 40 лет в общей численности посещающих кинотеатры возросла на -греть, а до 25 лет — несколько уменьшилась, что произошло за счет относительного сокращения 12—15-летних и 21—24- летних любителей кино. Молодежь 16 — 20 лет остается самой многочисленной группой кинозрителей, доля которой в киноаудитории США (21%) уже несколько лет остается стабильной. Динамика возрастной структуры кинозрителей представляется весьма важным направлением исследований со стороны создателей фильмов, а также лиц и организаций, финансирующих кинопроизводство.

Возрастной критерий — один из основных и в процессе выделения тех или иных категорий фильмов, которых в США насчитывается около десятка. Основные из них представлены в табл. 1. Такая классификация, существующая с 1968 г., весьма условна, но гораздо более соответствует действительности, чем предшествовавший ей «производственный кодекс» — система ограничений, строго лимитирующих показ секса на экране, введенная еще в 1934 г. Первоначально выделенные четыре группы фильмов (G, PG, R, X) позднее дополнились другими: PG-13, XX, XXX и т. д. Наиболее быстрыми темпами во второй половине 80-х годов рос выпуск кинофильмов PG-13, в которых, согласно американской классификации, «могут быть сцены, не подходящие для детей до 13 лет». Со времени выделения этой группы фильмов в 1984 г. их число увеличилось с 25 до 66 в 1987 г. Единственной из других основных категорий, производство фильмов которой в сравнении с 1970 г. возросло, оказалась категория R — «дети до 18 лет должны сопровождаться взрослыми». В 1987 г. их было выпущено 269 в сравнении со 177 в 1970 г. Одновременно шел процесс исчезновения фильмов, отмеченных X — «детям до 17». Достигнув пика в 1972 г., стал падать и выход на экраны кинопродукции РG. Правда, в последние годы выпуск такого рода фильмов несколько возрос. Количество кинолент «для общей аудитории» (G) — без возрастных ограничений — сократилось с 67 в 1970 г. до 10 в 1987 г., что составило 1,9% их общего числа.

В 80-е годы обращает на себя внимание активизация деятельности независимых киностудий. Если в 1984 г. они отсняли 230 фильмов (из 412), то в 1987 г.— 340 (из 511), вдвое больше, чем крупные студии. В начале текущего года в Парк-Сити (штат Юта) состоялся ежегодный кинофестиваль США, в котором приняли участие 17 фильмов, отобранных из 100 кинокартин, снятых в 1988 г. независимыми американскими компаниями. Постановка этих фильмов осуществлялась либо на средства самих создателей, либо на пожертвования частных лиц или фондов. Стоимость каждого из них составила от 25 тыс. до 3 млн. долл. Главный приз получила картина «Настоящая любовь» режиссера Нэнси Сэвок, повествующая о трудностях жизни в бедных кварталах Бронкса (район Нью-Йорка) и проблемах, стоящих перед молодежью.

Ряд лент, снятых киностудиями, считающимися независимыми, получили признание как в США, так и за рубежом. Летом 1988 г. на экраны Америки вышел фильм «Кошмар на Элм-стрит IV», созданный независимой студией «Нью-лайн». За полгода он принес 42 млн. долл., а съемка его обошлась всего в 6 млн. Этот фильм оказался, с коммерческой точки зрения, гораздо более удачным, чем предшествующие ему «Кошмары», от проката которых было получено соответственно 10 млн., 20 млн. и 30 млн. долл.

Ставшие широко известными кинофильмы «Рэмбо» также были созданы независимой киностудией «Каролко», специализирующейся на продаже кинопродукции за рубежом. Первый фильм этого сериала, снятый в 1982 г., и третий, вышедший в 1988 г., пользовались за рубежом большим спросом, чем у себя в стране. От проката «Рэмбо III», например, в Северной Америке было получено к концу 1988 г. 30 млн. долл., а в других странах — 90 млн. Самым популярным из этих трех фильмов в Соединенных Штатах стал «Рэмбо II» (1985 г.), принесший к началу 1988 г. 79 млн. долл. Однако для большинства независимых студий массовый успех их фильмов оказывается несбыточной мечтой. Иногда они вынуждены продавать права на еще не отснятые картины, чтобы покрыть расходы на ленты, выпущенные на экран и не принесшие ожидаемой прибыли.

В 80-е годы поступления от проката всех фильмов возросли на 55%, достигнув в 1988 г. рекордной суммы — 4,4 млрд. долл. Это на 3,5% больше, чем в 1987 г., который также был рекордным по кассовым сборам. Наибольший коммерческий успех в прошлом году выпал на долю таких крупнейших кинокомпаний, как «Уолт Дисней» (19,5% общей суммы доходов), «Галф энд Уэстерн па- рамаунт» (15,2%), «Твентис сенчури» (11,6%), «Уорнер коммьюникейшнс» (11,2%), «Метро-Голдуин-Мейер-Юнайтед артисте» (10,3%). Таким образом, на пять компаний пришлось 67,8% поступлений от демонстрации их кинопродукции. Самым прибыльным оказался фильм «Трое мужчин и младенец» компании «Уолт Дисней», затратившей на него около 15 млн. долл. К началу 1989 г. кассовый сбор от показа этой картины превысил 167 млн. долл. В текущем году доходы от кинопроката продолжали расти неви данными ранее темпами. Только за восемь первых недель лета они составили около 1,23 млрд. долл.— на 29% больше, чем в предыдущем сезоне. По мнению американских киноведов, «есть основания считать, что 1989 год побьет все рекорды».

Оценивая кассовый успех кинофильмов, следует иметь в виду, что рост выручки от их показа связан прежде всего с повышением цен на билеты. Число зрителей, посещающих американские кинотеатры, в течение почти двух десятилетий остается неизменным — около 1,1 млрд. человек в год, а средняя стоимость билета подскочила за это время с 1,5 до 5 долл.

В списке 50 кинофильмов, достигших к началу 1988 г. лучших кассовых показателей (табл. 2), два выпущены в 30-х годах, 22 — в 1965—1979 гг. и 26 — в 80-х годах. Ряд фильмов, созданных десятилетия назад, и сейчас популярны среди кинозрителей. «Унесенные ветром» (1939 г.), к примеру, долгие годы удерживал первенство по приносимым доходам. Только в течение 60-х годов объем выручки от демонстрации этого фильма удвоился, и лишь в 70-е годы он уступил первенство по кассовым сборам, оставаясь и сейчас в престижном «Списке-50».

В 80-е годы одним из самых посещаемых стал «Инопланетянин» (1982 г., режиссер Стивен Спилберг) — фильм, повествующий о встрече и спасении инопланетянина земным мальчиком, не испугавшимся его странного облика и поведения. Вплоть до 1988 г. он лидировал по кассовым сборам. А в 1989 г. на экранах появился фильм «Моя мачеха — инопланетянка», вошедший в число 20 наиболее популярных сейчас.

Некоторые из самых посещаемых в Америке фильмов знакомы и советскому зрителю. Среди них «Тутси» (режиссер Сидней Поллак, в главных ролях Дастин Хоффман, Джессика Ландж), «Крамер против Крамера» (режиссер Роберт Бентон, в главных ролях Дастин Хоффман, Мэрил Стрип), «Кто-то пролетел над гнездом кукушки» (режиссер Милош Форман, в главных ролях Джек Николсон, Луиза Флетчер) и др.

Многие имевшие успех фильмы, в том числе такие доходные, как «Челюсти», «Полицейский из Беверли-Хилс», «Супермен», «Рэмбо», «Роки», получили продолжение. Создание целых сериалов на основе признанных зрителями картин стало типичным для американского кинематографа. Так, за «Звездными войнами» (1977 г.) последозал фильм «Империя наносит ответный удар» (1980 г.), а затем «Возвращение Джидая» (1983 г.). Острый сюжет, захватывающие трюки, высокий технический уровень съемок, неиссякаемая фантазия, воплощенная в этой трилогии, сделали ее притягательной прежде всего для подростков и молодежи. Подсчитано, что количество трюков в них превышает 2,2 тыс. К началу 1986 г. объем поступлений от проката «звездного сериала» превысил 500 млн. долл. Заработав на первых двух фильмах более 100 млн. долл., Джордж Лукас (режиссер «Звездных войн», автор сценария и разработки аттракционов картины «Империя наносит ответный удар»), вложил 19 млн. в постановку фильма «Искатели потерянного ковчега» (1981 г.), тоже став шего одним из кассовых лидеров и получившего продолжение в картине «Индиана Джонс и храм Судьбы» в 1984 г.

Третий фильм этого сериала — «Индиана Джонс и последний крестовый поход» — вышел в 1989 г, и побил рекорды посещаемости двух предшествующих. Менее чем за восемь недель доходы от его демонстрации составили 165 млн. долл., вплотную приблизившись к объему выручки, полученной от проката самого популярного из вышедших в 1988—1989 гг. фильма «Человек дождя»— 170 млн. долл. Последняя киноистория об Индиане Джонсе поставила и два других своеобразных рекорда — по количеству смертей (30!) и по использованию в кинокартине самого безобидного оружия, которым оказался зонт8. В 1989 г, на экранах США появились также очередные продолжения (уже пятые): «Звездный Трек V», «Кошмар на Элм-стрит V». Широкую аудиторию привлекли вторые серии фильмов «Охотники за привидениями» и «Смертельное оружие»; доходы от каждого из них уже превысили 100 млн. долл.

Американцев по-прежнему привлекает и комедийный жанр. Среди фильмов последних лет, которым отданы зрительские симпатии,— кинокомедия «Близнецы», рассказывающая о появлении в результате экспериментальной деятельности по созданию «сверхчеловека» вместо одного гениального ребенка двойни. Спустя 30 с лишним лет близнецы решили найти мать, поиски которой сопровождаются забавными приключениями. За первые четыре недели показа этого фильма сборы достигли 55,5 млн. долл. Многих любителей комедий привлечет, видимо, и новый фильм «Снова 18» с участием Джорджа Бернса, известного уже нескольким поколениям американцев. В свои 92 года он играет 80-летнего дедушку, который перевоплощается в своего 18-летнего внука.

Данные опроса, проведенного «Синема скор», свидетельствуют, что американцев волнует и реалистический кинематограф, обращающийся к актуальным проблемам современности, к общечеловеческим ценностям. Лучшим фильмом 1988 г., согласно результатам этого опроса, был назван «Человек дождя» (режиссер Барри Левинсон, в главных ролях Дастин Хоффман, Том Круз): 81 % кинозрителей охарактеризовали его как «первоклассный». Вторым по популярности — ему отдали предпочтение 79% опрошенных кинозрителей — стал фильм, посвященный расовым проблемам Юга США. 60-х годов,— «Миссисипи в огне» (режиссер Алан Паркер). На третьем месте (58% зрительских голосов) — кинокомедия «Работающая девушка» (режиссер Майк Николс), знакомящая, по словам журнала «Нью-йоркер», с историей современной Золушки. Четвертое место занял кинофильм «Опасные связи» (режиссер Стефан Фриэрс), повествующий о разложении французской аристократии XVIII в., на пятое вышел фильм «Случайный путешественник» (режиссер Лоуренс Касдан) — 45% голосов зрителей.

В 1989 г. симпатии широкой зрительской аудитории во многом совпали с оценкой Американской академии киноискусства. При выдвижении кинофильмов 1988 г. на высшие награды более 4 тыс. членов академии отдали предпочтение двум работам — «Человек дождя» и «Миссисипи в огне». Первый получил четыре «Оскара» — за лучший фильм года, за лучшую режиссуру, лучший сценарий, лучшее исполнение главной мужской роли. Этот фильм удостоен главного приза («Золотой медведь») и на международном кинофестивале в Западном Берлине. При этом жюри, нарушив традиции присуждения одного золотого приза, наградило персональным «Золотым медведем» исполнителя главной роли Дастина Хоффмана.

Другой фильм, также отмеченный американскими кинозрителями в числе самых интересных, «Миссисипи в огне», получил «Оскара» за лучшую операторскую работу. Лучшей актрисой 1989 г. была признана Джуди Фостер (ставшая популярной еще в 70-е годы и известная по фильмам «Алиса здесь больше не живет», «Таксист» и др.) за исполнение главной женской роли в картине Джонатана Каплана «Осужденная». «Оскар» достался и Джине Дэвис — за лучшую второстепенную роль в фильме «Случайный путешественник».

В США ежегодно проводятся около девяти киносмотров, наиболее представительные из которых — в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Чикаго. Некоторые из них, например проходивший в марте — апреле 1989 г. в Нью-Йорке международный кинофестиваль под девизом «Новые режиссеры, новые фильмы», не носят конкурсного характера. В программу вошли 29 художественных и документальных фильмов из Австралии, Бразилии, Великобритании, Венгрии, Доминиканской Республики, Ирана, Исландии, КНР, Колумбии, Кубы, СССР, США, ФРГ, Франции, Югославии, Японии и Тайваня. Почти все режиссеры участвовали в нем впервые, многие из них — со своей первой или второй самостоятельной работой.

Советский Союз был представлен фильмами «Маленькая Вера» (режиссер-постановщик В. Пичул, киностудия им. Горького) и «Ошибки молодости» (Б. Фрумин, «Ленфильм»), для которого фестивальный показ стал премьерой. Ежегодный международный кинофестиваль в Сан-Франциско также неконкурсный. В марте 1989 г. на нем было представлено 130 художественных и документальных фильмов из более чем 30 стран Европы, Азии, Африки, Латинской Америки, Австралии, а также США и Канады, в том числе советская картина «Скверный анекдот» (режиссеры-постановщики А. Алов, В. Наумов, «Мосфильм»),

С каждым годом растет число американцев, имеющих возможность смотреть полюбившиеся им фильмы (или те, о которых они только слышали) дома. Интенсивное распространение видеомагнитофонов в течение последнего десятилетия привело к тому, что сейчас они подключены к трем из каждых пяти телевизоров страны. Многие из популярных кинолент выходят на видеокассетах в пределах года, а иногда и через шесть — восемь месяцев. Цены колеблются в довольно широком диапазоне. В прошлом году, например, можно было приобрести видеокассету с «Крокодилом «Данди» за 29,95 долл., а с получившим в 1987 г. четыре «Оскара» фильмом «Взвод» — за 99,95 долл. Если в 1985 г. видеокопия «Полицейского в Беверли-Хилс» стоила 29,95 долл., то в начале 1988 г. «Полицейский в Беверли-Хилс II» появился за 89,95 долл. Представители «Галф энд Уэстерн парамаунт» объясняют высокие цены прежде всего избирательностью фильмов, на которые они делают коммерческую ставку. А такого уровня фильмы, как заявил президент видеоподразделения этой компании Б. Клингенсмит, «выходят не каждый месяц».

В то же время «Галф энд Уэстерн парамаунт» и «Уолт Дисней» выступили инициаторами выпуска видеокассет стоимостью до 30 долл., в том числе с такими популярными фильмами, как «Искатели потерянного ковчега», «Звездный Трек IV» и т. п. Всего в 1987 г. американцы купили 65 млн. видеокассет (в 1986 г.— 51 млн.) и взяли напрокат 3,3 млрд. (2,2 млрд. в 1986 г.).

Новые возможности для любителей кино открылись и благодаря развитию кабельного телевидения, к которому, на май 1988 г., были подключены 52% домохозяйств и среднемесячная стоимость подключения к кабельному каналу составляет около 6 долл. А в прошлом году, например, в ходе рекламной кампании было предложено подключение на полгода к двум каналам, занятым в основном передачей кинофильмов (Эйч-би-оу и «Дисней чэннел»), за 5 долл. в месяц. Чтобы обеспечить регулярное получение Эйч-би-оу примерно 200 фильмов в год, его владелец компания «Тайм инк», стала крупнейшим голливудским инвестором. В 1988 г. наиболее крупные продюсеры Голливуда в свою очередь впервые приняли участие в ежегодном конгрессе по кабельному телевидению и предложили договор о создании для него оригинальных программ.

Средства, поступающие за показ по телевидению, а также от эксплуатации на видео, составляют в США все большую долю доходов, приносимых кинопродукцией. Прокат в кинотеатрах дает сейчас, лишь 42% их общей суммы. Однако результаты демонстрации в кинозалах остаются решающими в процессе установления цены фильма при продаже прав показа по телевидению, на выпуск видеокассет и т. д. Пользующиеся зрительским успехом фильмы зачастую дают еще и новые импульсы телевидению. По свидетельству одного из сотрудников компании «Уорнер коммьюникейшнс», они почти наверняка приводят к созданию аналогичной телевизионной программы. Так произошло, например, с кинофильмом «Алиса здесь больше не живет», по которому был сделан телесериал «Алиса». Бывает и наоборот, например, когда полюбившийся персонаж комиксов и телесериалов «Супермен» стал героем художественных фильмов.

Таким образом, видео-бум и усиление привлекательности специализированных телевизионных каналов привели к расширению рынка сбыта кинопродукции и созданию новых источников доходов для ее производителей. Растущая конкуренция в борьбе за зрителя способствовала, с одной стороны, созданию фильмов, производящих наиболее сильный эффект на больших киноэкранах и недоступных с финансовой и технической точки зрения телевидению, а с другой — интеграции кино-, теле- и видеоиндустрии. Все чаще фильмы делаются, исходя не только из требований показа в кинозалах, но и для видео-, телезрителей. Так что, несмотря на стабильность числа американцев, посещающих кинотеатры, зрительская аудитория в США растет.

А. Л. Федоров

Источник - "США - экономика, политика, идеология." №1 1990.

Последнее обновление 27.02.2016 год

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru