Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Береговая охрана США

 

Береговая охрана США

 

Береговая охрана США (БОХР) - специфическая военная служба, играющая значительную роль в обеспечении национальной безопасности. Она была образована законодательным актом конгресса от 28 января 1915 года первоначально как служба при министерстве финансов (на базе службы речных катеров, основанной в 1790 году, и спасательной службы, действовавшей с 1848-го) и является в соответствии с законом составной частью американских вооруженных сил. В мирное время (с 1 апреля 1967 года) береговая охрана подчиняется министерству транспорта, а в случае войны или кризисной ситуации по распоряжению президента передается в состав ВМС. Возглавляет БОХР комендант, назначаемый президентом на четырехлетний срок.

Береговая охрана предназначена для наблюдения за выполнением федеральных законов и обеспечения безопасности плавания судов в водах открытого моря и во внутренних водоемах, находящихся под суверенитетом США.

В соответствии с задачами, которые возложены на БОХР в мирное время, она отвечает за проведение в жизнь федеральных законов и международных договоров в водах, находящихся под юрисдикцией Соединенных Штатов. При этом подразделения службы контролируют их соблюдение, оказывают помощь в исполнении и осуществляют отправление законов (задержание, штрафные и другие санкции), за исключением тех, которые относятся к ведению других федеральных ведомств и служб. Иными словами, БОХР поддерживает правовой режим территориальных вод и экономической зоны США.

Действия по решению этой задачи практически направлены на пресечение контрабанды наркотиков морским путем, воспрещение незаконной миграции иностранных граждан в Соединенные Штаты, охрану рыболовных промыслов, предотвращение угона и разграбления судов. Федеральными законами ей разрешается производить высадку своих команд для инспекции и досмотра на все американские и иностранные суда как в территориальных водах США, так и в открытом море в пределах исключительной экономической зоны. В 1996 году, например, силами БОХР было проведено 36 крупных задержаний, связанных с наркобизнесом, 13 100 раз ее представители осуществляли задержание и осмотр судов, занимавшихся незаконным ловом рыбы. Кроме того, была проведена 181 операция по перехвату и обратной высылке иммигрантов, незаконно проживающих на территории США. При этом общее число высланных составило 9100 человек.

Поиск и спасение судов, терпящих бедствие, - другая задача службы. К спасательным работам такого плана активно привлекаются добровольцы из общества содействия БОХР (в 20 проц. случаев на море и в основном на внутренних водоемах). В течение 1996 года подразделения и корабли береговой охраны спасли 4750 человеческих жизней, около 90 000 человек получили от БОХР консультации по различным вопросам, а в результате превентивных мер, направленных на недопущение порчи или утраты федеральной собственности, удалось сэкономить более 2,2 млрд долларов.

Для навигационного обеспечения судоходства БОХР располагает федеральной системой навигационного оборудования общим числом около 50 тыс. технических средств, включая до 40 обслуживаемых и 400 автоматических маяков, свыше 200 радиомаяков, более 13 станций РНС «Лоран-С», а также значительное количество буев, бакенов и туманных сигналов. Персонал, обслуживающий навигационное оборудование, сведен в 61 группу.

Обеспечивая безопасность портов, офицеры БОХР, являющиеся их начальниками, организуют охрану гаваней и отдельных судов с опасными грузами с привлечением специальных подразделений, а также осуществляют контроль за соблюдением правил хранения и обращения на судах со взрывчатыми и другими опасными веществами, за техническим состоянием и оборудованием судов на предмет соответствия их нормам безопасности, принятым в США. При выполнении этой задачи инспекторы БОХР особенно строго контролируют иностранные суда, проверяя их оснащение, штатное расписание и судовую документацию. В 1996 году силами береговой охраны было проведено 42 тыс. подобных проверок и 18 900 расследований, связанных с травматизмом. Решая задачу контроля за судоходством вблизи морского побережья и во внутренних водоемах, специальные органы службы контролируют маршруты следования судов, регулируют их прохождение в узкостях, районах с интенсивным движением, принуждая к ограничению скорости хода или некоторому изменению курса, расследуя обстоятельства аварий и столкновений судов.

БОХР осуществляет административное управление более 20 мостами (в том числе разводными), расположенными в районах с интенсивным судоходством, обеспечивая безопасность плавания судов путем регулирования потока транспорта по мостам и времени их разведения, а также ледокольное сопровождение плавания судов во внутренних водах и в арктических морях. Так, в 1996 году в течение 214 дней два ледокола береговой охраны обеспечивали выполнение государственных и военных задач в водах Арктики и Антарктики, а на протяжении 7300 ч - навигацию на внутренних водоемах США.

В рамках решения задачи защиты окружающей водной среды береговая охрана обязана принимать меры по предотвращению ее загрязнений нефтепродуктами и иными опасными веществами и сведению к минимуму возможного ущерба. Число расследований, связанных с этой проблемой и проведенных БОХР, достигло в 1996 году 15 500. Кроме того, она осуществляла общее руководство и обеспечение 800 операций по ликвидации последствий разлива нефтепродуктов и других агрессивных химических веществ.

В задачи БОХР входят также воздушная разведка дрейфующих айсбергов на судоходных линиях в Северной Атлантике, метеорологические наблюдения и океанографические исследования совместно с другими федеральными службами.

Командование службы несет ответственность за поддержание высокой степени готовности ее сил и средств к боевым действиям в составе ВМС США, в частности к выполнению специфических задач, связанных с оказанием содействия другим видам вооруженных сил по поиску и спасению на море, а также с координацией действий, направленных на обеспечение безопасности портов и прилегающих акваторий, защитой заливов и проливных зон.

Кроме того, в последнее время корабли БОХР совместно с кораблями американского флота привлекаются к операциям по обеспечению соблюдения санкций ООН, наложенных на Ирак. В этой связи корабли и подразделения службы все чаще участвуют в учениях регулярных вооруженных сил США по отработке данного вида деятельности.

В военное время БОХР передается в состав регулярных ВМС и привлекается к выполнению задач охраны военно-морских баз, портов, якорных стоянок, несения патрульно-дозорной службы на море и на берегу, прикрытия прибрежных морских комму-никаций и побережья, эскортирования конвоев, борьбы с подводными лодками и под-водными диверсионными силами противника, охраны рыболовства и морских нефтедобывающих комплексов, навигационного и ледокольного обеспечения.

Для решения поставленных задач БОХР имеет в своем составе корабли, суда и катера, самолеты и вертолеты, береговые спасательные центры и станции, посты радиотехни-ческого наблюдения и другие средства. Инфраструктура этой службы включает более 600 береговых объектов.

Корабельный состав береговой охраны насчитывает 227 боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов, в том числе 43 сторожевых корабля, 87 патрульных катеров, три ледокола, одно учебное парусное и 96 вспомогательных судов и катеров (водоизмещением более 65 т), Кроме того, в БОХР насчитывается свыше 15 000 малых спасательных катеров. В резерве числятся два сторожевых корабля, два ледокола и два вспомогательных судна.

Сторожевые корабли (СКР) двух типов - большие и средние (рис. 1 и 2) - предназначены для охраны и обороны территориальных вод и исключительной экономической зоны США, защиты морских коммуникаций и ведения боевых действий в прибрежных районах. В мирное время корабли данного типа в основном привлекаются для поиска и спасения судов, а также для обеспечения соблюдения федеральных законов и международных договоров в водах, находящихся под юрисдикцией США.

Большие СКР типа «Гамильтон» постройки 1967 - 1972 годов имеют водоизмещение 3050 т, длину 115,2 м, ширину 13,1 м, осадку 6,1 м, полетную палубу 26,8 м, 12,2 м, скорость хода 29 уз, дальность плавания 14 000 миль (при скорости 11 уз), экипаж 167 человек (в том числе 19 офицеров). Вооружение: 76-мм АУ «ОТО Мелара», две 25-мм АУ, один шестиствольный ЗАК «Вулкан - Фаланкс».

Средние СКР постройки 1964 - 1969 и 1983 - 1991 годов (типов «Рилайенс» и «Фэй мес») имеют водоизмещение от 1129 до 1825 т, меньшие размерения (длина 64,2 - 82,3 м), скорость хода 18 - 19 уз, дальность плавания 6000 - 10 000 миль, экипаж 75 - 100 человек. Вооружение: 76- и 25-мм АУ, два 12,7-мм пулемета. Сторожевые корабли способны буксировать суда водоизмещением до 10 000 т и обычно действуют на удале-нии до 500 миль от берега.

Большие патрульные катера (БПКА) предназначены для контроля за соблюдением федеральных законов в территориальных водах США и выполнения задач по поиску и спасению в прибрежных районах. Основными видами их деятельности являются патру-лирование в прибрежных районах и дежурство в порту в режиме повышенной готовности к выходу в море. БПКА типа «Айленд» постройки 1986 - 1992 годов имеют водоизмещение 154 - 168 т, основные размерения 33 х 6,4 х 2,2 м, наибольшую скорость хода 29 уз, дальность плавания 3928 миль (при скорости хода 12 уз), экипаж 16 человек (два офицера). Вооружение: 25-мм АУ и два 12,7-мм пулемета.

Сторожевые корабли и большие патрульные катера рассредоточенно базируются примерно в 50 портах США, причем к каждому могут быть приписаны один-два СКР и (или) один-два патрульных катера. В некоторых портах Юго-Восточного побережья США и Карибского бассейна, например в Майами и Ки-Уэст (Флорида), Рузвельт-Родс (Пуэрто-Рико), базируется до шести больших патрульных катеров, что обусловлено повышенной напряженностью борьбы с морскими контрабандистами и незаконной миграцией в этом регионе.

Корабельный состав БОХР используется весьма интенсивно. Значительная часть кораблей и катеров (до 50 проц.) постоянно находится в море или в повышенной готовности к выходу для выполнения задач. Ледокольное обеспечение плавания судов по внутренним водоемам и в арктических условиях осуществляют ледоколы и ледокольные буксиры БОХР. Ледоколы способны преодолевать сплошные ледяные поля толщиной 1,8 м со скоростью 3 уз и взламывать методом тарана паковый лед толщиной до 6,4 м. Продолжительность их автономного плавания достигает 180 сут. Ледокольные буксиры имеют усиленный стальной корпус и способны передвигаться в сплошном ледяном поле толщиной 60 см, взламывать лед толщиной до 2,4 м. Они действуют на Великих озерах и в районах северных портов Восточного побережья США.

Для проведения спасательных работ в составе БОХР имеются спасательные суда различных подклассов и спасательные катера.

Морские суда типа «Джунипер» способны передвигаться в сплошном ледяном поле толщиной 35 см и взламывать лед толщиной до 1 м. Спасательные суда и катера, кроме основных функций, привлекаются и для реше- Рис. 3. Большой патрульный катер БОХР ния многих других задач, стоящих перед бе- «Гранд Айл» типа «Айленд» реговой охраной. В связи с этим морские спасательные суда имеют на вооружении 25-мм арту- становку или два крупнокалиберных (12,7-мм) пулемета. Спасательные катера водоизмещением до 20 т способны принимать на борт до 4 т груза и буксировать суда водоизмещением до 150 т.

Суда для гидротехнических работ оснащены подъемными кранами, копрами для забивания свай, водоструйными средствами для размывания грунта и используются по планам БОХР в бухтах и заливах побережья США для строительных работ, ремонта и технического обслуживания стационарных навигационных средств.

В составе авиации БОХР США имеются 62 самолета и 131 вертолет различных типов, из них от 75 до 85 проц. являются боеготовыми. Самолеты и большинство вертолетов расписаны по районам (округам) БОХР и базируются на 29 береговых аэродромах, а часть палубных вертолетов приписана к сторожевым кораблям и ледоколам.

По своему предназначению авиация подразделяется на разведывательную и спасательную. Самолеты разведывательной авиации оснащены радиолокационными станциями обнаружения надводных целей, инфракрасной аппаратурой и ультрафиолетовыми сканерами, телевизионными камерами с лазерной подсветкой и видеоаппаратурой. Это позволяет им в любое время суток вскрывать надводную обстановку и осуществлять контроль за состоянием водной среды в назначенном районе, регистрировать на видеопленку факты нарушения федеральных законов и международных договоров по рыболовству, а также разлитые в море нефтепродукты в полосе до 160 км по маршруту полета. В случае участия в поисково-спасательных операциях самолеты могут использоваться также для доставки и сбрасывания грузов на парашютах.

Разведывательные вертолеты оснащены поисковыми РЛС и инфракрасной аппаратурой, что позволяет им вести разведку надводной обстановки в прибрежной зоне в любое время суток. Кроме этого, вертолеты могут привлекаться для решения других задач, в том числе наблюдения за состоянием водной среды и побережья, перевозки грузов, спасения и эвакуации людей.

В мирное время авиация БОХР не вооружена, хотя в случае необходимости самолеты могут нести на пилонах наружных подвесок противокорабельные крылатые ракеты «Гарпун», контейнеры со стрелково-пушечным вооружением и противолодочное оружие, а вертолеты - стрелково-пушечное и противолодочное.

Численность личного состава регулярных сил береговой охраны поддерживается на уровне 43 тыс. человек, действующий резерв первой очереди насчитывает около 7,8 тыс. Кроме того, в США имеется добровольное общество содействия БОХР (Coast Guard Auxiliary - вспомогательная береговая охрана), которое насчитывает около 34 тыс. человек (в основном это владельцы маломерных катеров, аквалангисты и другие специалисты, призываемые на добровольных началах при чрезвычайных обстоятельствах).


Рис. 6. Организационная структура береговой охраны США

Организационная структура береговой охраны (рис. 6) предусматривает деление континентальной части США, Аляски и Гавайских о-вов и прилегающих к ним акваторий на две зоны - Атлантическую и Тихоокеанскую. В состав этих зон входят девять районов (Coast Guard District), имеющих номерное обозначение. Тихоокеанская зона объединяет четыре района, Атлантическая - пять, в том числе два района внутренних водоемов: 8-й со штабом в г. Новый Орлеан (штат Луизиана) и 9-й со штабом в г. Кливленд (Огайо).

Возглавляющий береговую охрану комендант (Сommandant) в звании адмирала отвечает за планирование деятельности подчиненных сил, их строительство, финансирование, материально-техническое обеспечение и готовность к решению поставленных задач, взаимодействие с другими федеральными службами, а также с зарубежными поисково-спасательными организациями. Ему подчиняется вице-комендант (Vice Commandant), начальник штаба, коменданты (Commanders - командующие) Атлантической и Тихоокеанской зон, начальники управлений штаба, а также отдельные части центрального подчинения.

Коменданты Атлантической и Тихоокеанской зон БОХР через свои штабы направляют деятельность комендантов районов и командований МТО зон. В оперативном отношении они тесно связаны с главнокомандующими Атлантическим и Тихоокеанским флотами ВМС США.

Комендантам районов подчинены все корабельные и авиационные силы, а также поисково-спасательные станции и другие подразделения береговой охраны, находящиеся на территории района. Силы и средства БОХР разбиты на 39 штатных групп. Коменданты районов через свои штабы и командиров групп осуществляют общее руководство деятельностью сил по выполнению стоящих перед ними задач.Они являются координаторами поисково-спасательных действий и отвечают за организацию и управление поисково-спасательными работами, эффективность и своевременность их проведения. Для оказания помощи терпящим бедствие судам комендант района БОХР, в зоне ответствен-ости которого произошла авария, объявляет тревогу поисково-спасательным силам, принимает решение на выполнение спасательных работ, организует взаимодействие и материально-техническое обеспечение сил. На период поисково-спасательной операции ему подчиняются все привлекаемые силы, независимо от их организационной при-надлежности. Непосредственное руководство работами ведется из спасательно-координационного центра соответствующего района.

Подготовка офицерского состава береговой охраны осуществляется в академии БОХР (г. Нью-Лондон, штат Коннектикут), которая соответствует высшему морскому училищу. В ней обучаются около 1000 кадетов, в том числе женщины. Выпускникам присваивается ученая степень бакалавра и первичное воинское звание энсин (младший лейтенант). В период обучения для приобретения форменной одежды, учебников и канцеляр-ских принадлежностей каждый кадет получает денежное довольствие в сумме около 500 долларов.

Система управления и связи береговой охраны США обеспечивает сбор разнообразной информации, быструю ее обработку, подготовку обоснованных решений и доведение их до подразделений. Процесс управления и связи в достаточной степени автоматизирован.

Управление силами осуществляется следующим образом. От авиации, кораблей и судов, станций поиска и спасения и других подразделений в штабы районов БОХР поступают различные данные об обстановке и деятельности сил. Они обрабатываются и отображаются на электронных табло и экранах, а затем используются для оценки складывающейся обстановки и подготовки решений. Для этих целей предназначена автоматизированная система обеспечения принятия решений. Она выполнена на базе компью-терной техники, обеспечивающей обработку информации по отдельным вопросам, на-пример, по контролю за выполнением закона о рыболовстве в границах района. На ос-нове поступающих данных может приниматься решение о выделении дополнительных сил наблюдения или направлении сторожевого корабля для урегулирования создавшей-ся ситуации. Из штаба района сведения поступают в штабы Атлантической или Тихо-океанской зоны и береговой охраны (г. Вашингтон) для учета, анализа, пополнения бан-ка данных БОХР, выработки решений и подготовки соответствующих распоряжений, которые передаются в штабы зон, районов и другие органы.

В штабах всех уровней установлено оборудование общей информационной системы безопасности мореплавания (MSIS), а также автоматизированных систем оповещения торговых судов в море (AMVER), планирования поисковых действий (CASP) и спасательных работ (SARP), отображения ледовой обстановки (ICEPLOT). Для обслуживания этих систем используется мощный вычислительный центр министерства транспорта США.

Узлы связи береговой охраны имеют средства приема и передачи радиокорреспонденции в режимах закрытого и открытого буквопечатания (БПЧ), телефонии, а также ручной телеграфии.

Корабли БОХР оборудованы средствами автоматической закрытой БПЧ связи, открытой и закрытой телефонии, ручной телеграфии в ДВ, СВ, КВ и УКВ диапазонах, средствами спутниковой и сотовой связи. Самолеты БОХР вооружены средствами автоматического БПЧ и телефонии в СВ, КВ и УКВ диапазонах. Вертолеты имеют на борту только радиотелефонные средства.

В каждом районе БОХР связь между штабом района, группами, спасательными станциями, кораблями, судами и авиацией обеспечивается районной подсистемой связи. Ее основу составляют центр связи и радиостанции, образующие линии и сети буквопечатающей, фототелеграфной и радиотелефонной связи. При необходимости могут использоваться элементы системы связи ВМС США. Совместимость систем связи БОХР и ВМС предусмотрена военным законодательством. Она достигается унификацией всего оборудования, проведением различных организационных мероприятий и совместных тренировок по организации связи. Вопрос обеспечения связи, лежащий в основе боевого управления, представляет особую важность, учитывая расширение взаимодействия между БОХР и регулярными силами американского флота.

В течение последних пяти лет из федерального бюджета США для береговой охраны министерству транспорта ежегодно выделяется более 3,6 млрд долларов. С 1993 по 1997 финансовый год ассигнования БОХР увеличились с 3,649 до 3,840 млрд долларов (они ежегодно возрастают на 3 - 5 проц.).

Основными статьями расходов БОХР являются: эксплуатация и техническое обслуживание кораблей и судов, авиации, береговых средств, а также выплата денежного содержания и различные компенсации личному составу (достигают 62 - 70 проц. всех выделяемых ассигнований), закупки вооружения и военной техники, строительство и совершенствование береговых средств (12 - 25 проц.), выплата пенсий и пособий офи-церам и адмиралам в отставке (11,5 - 13,5), НИОКР (0,8 - 0,9).

В настоящее время в стадии строительства находятся ледокол типа «Хили», по два морских и прибрежных спасательных судна типов «Джунипер» и «Кипер».

Как полагают западные эксперты, в дальнейшем основными направлениями развития береговой охраны США станут:
- упрочение ее положения как ведущей федеральной организации по защите окружа-ющей среды;
- повышение интенсивности действий сил БОХР по проведению в жизнь федеральных законов и международных договоров, особенно в части, касающейся борьбы с наркобизнесом, охраны рыболовства и воспрещения незаконной миграции граждан в США;
- реализация программ по улучшению социально-экономических условий жизни личного состава и членов их семей, а также гражданского персонала;
- дальнейшее совершенствование организационно-штатной структуры с целью сохранения высокой боевой готовности в условиях предстоящего сокращения объемов выделяемых финансовых средств;
- подготовка для ООН и других международных организаций специальных групп морской инспекции для направления их в регионы, где против каких-либо стран применяются экономические санкции.

В целом береговая охрана США является сравнительно небольшой военной организацией, выполняющей широкий круг задач, которые в других странах относятся к компетенции ряда служб различных ведомств: пограничной, морской полиции, спасательной, маячной, навигационного и ледокольного обеспечения, разведки погоды, защиты окружающей среды.

По оценке командования БОХР, ее состав, оснащенность, существующая организация охраны и обороны побережья и исключительной экономической зоны, состояние системы поиска и спасения судов, а также возможности по борьбе с морской контрабандой и терроризмом позволяют успешно решать весь комплекс поставленных перед этой службой задач.

Подполковник А. Каверин

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №9 1998.

Последнее обновление 13.01.2016 год

        Антропов Петр, 2001 - 2016.   Обратная связь:   petivantropov@gmail.com