Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука «Критические технологии» в военно-технической политике США

 

«Критические технологии» в военно-технической политике США

 

«Критические технологии» в военно-технической политике США

Несмотря на значительное снижение напряженности в международных отношениях, вызванное в первую очередь принятием Советским Союзом оборонительной военной доктрины и улучшением отношений между СССР и США, Вашингтон по-прежнему при реализации своих внешнеполитических целей руководствуется принципом «опоры на силу и угрозу ее применения». При этом Соединенные Штаты в ходе военного строительства все более отчетливо делают ставку на качественное превосходство своего вооружения, опирающееся на широкомасштабную программу научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Влияние американской военно-технической политики (ВТП) в настоящее время выходит за пределы ее традиционно главной цели — обеспечение превосходства над потенциальными противниками в качестве вооружений. Руководство Соединенных Штатов, используя ВТП, стремится оказать давление на другие страны в политической и экономической областях, сохранить лидирующее положение в научно-технической области, способствовать решению таких актуальных «глобальных проблем», как предупреждение экологической катастрофы, борьбе с международным терроризмом и распространением наркотиков Поэтому на формирование ВТП оказывают воздействие не только военные, но также политические, социальные и научно-технические факторы, вытекающие из целей, интересов и приоритетов национальной политики США. Меняется содержание ВТП, она приобретает все большую самостоятельность, совершенствуются методы и механизмы выработки и претворения ее в жизнь.

ВТП США (реализуется через научно-техническую программу, объединяющую перспективные военные исследования и разработки. Эта программа является фундаментом всей системы НИОКР, испытаний и оценок, проводимых в интересах совершенствования существующих и создания новых систем оружия, и призвана обеспечить решение задач, формируемых на основе военных доктрин и концепций государства. В 1990 году она включала более 600 проектов, объединенных в 142 программных элемента.

В условиях ресурсных ограничений формирование программы считается весьма сложным процессом, так как сама ее структура представляется многоуровневой, отражающей вертикальные и горизонтальные связи между входящими в нее элементами. Ежегодно, в ходе подготовки бюджета министерства обороны элементы, составляющие научно-техническую программу, подвергаются частичному обновлению, переформируются в соответствии с новыми задачами. Перераспределение выделяемых ресурсов приводит к форсированию или приостановке работ по отдельным направлениям. Все это усложняет эффективное управление военными исследованиями и разработками и контроль за их проведением (особенно со стороны конгресса США).

С целью устранения возникающих трудностей в последнее время в министерстве обороны получили распространение новые подходы, связанные с выделением из всех работ по научно-технической программе так называемого перечня «критических технологий».

В 1989 году специальная группа, включавшая представителей министерств обороны и энергетики, экспертов от частной промышленности и научного сообщества США, впервые подготовила перечень военных «критических технологий» (22 наименования)(В соответствии с принятой в министерстве обороны США терминологией под технологией понимается совокупность научных знаний, отработанных технических решений и технологических процессов, служащих базой для совершенствования существующих и создания новых систем оружия и военной техники), разработке которых, по их мнению, должна обеспечить решение главных задач строительства вооруженных сил и долговременное превосходство американского оружия и военной техники. По решению конгресса США такой перечень будет готовиться ежегодно. В будущем он должен стать основой общенационального списка «критических технологий», в который, кроме технологий военного назначения, будут включены и гражданские. В уточненном перечне 1990 года за счет более четкого разделения областей работ, объединения ряда технологий и их перегруппировки осталось 20 позиций. При этом были добавлены две новые области работ, связанные с использованием в военном деле факторов окружающей среды и с совершенствованием топлив, взрывчатых веществ и пиротехнических составов (так называемых высокоэнергетических материалов). Перечень «критических технологий» министерства обороны США 1990 года (табл. 1) охватывает практически все главные направления научно-технического прогресса и представляет собой стройную систему взаимосвязанных приоритетных исследований и разработок, которая формировалась в ходе комплексного анализа большого количества программ и проектов, реализуемых Пентагоном, министерством энергетики, НАСА, рядом других федеральных ведомств страны.

При разработке перечня «критических технологий» американские специалисты исходили из необходимости достижения долгосрочных (на 20 лег и более) целей военно-технической политики. Эти цели являлись как бы критериями, по которым рассматриваемые направления исследований относились к числу «критических технологий». Всего было выделено 12 долгосрочных целей:

1. Создание систем оружия, способных надежно обнаруживать, распознавать, сопровождать и выводить из строя стратегические цели потенциального противника, и в первую очередь мобильные ракетные комплексы.

2. Обеспечение американским вооруженным силам возможности вести ограниченные боеЕые действия, включая операции специальных сил и участие в конфликтах низкой .интенсивности, в любом районе мира, в любую погоду, время года и суток без опоры ка постоянно действующие крупные военные базы за пределами национальной территории. Разработка оружия и военной техники для «сил быстоого развертывания», способных вести автономные боевые действия продолжительностью но 30 сут,

3. Создание систем, способных обеспечить неядерными средствами надежную оборону войск и объектов от баллистических ракет различных типов на вероятных твд.

4. Разработка экономичных систем, необходимых для быстрого запуска и перавода с орбиты на орбиту космическим аппаператов военного назначения, а также надежных каналов связи для этих систем.

5. Создание средств противолодочной борьбы, качественно превосходящих имеющиеся у противника аналоги.

6. Обеспечение функцлоииооваиия надежных и защищенных от перехвата и несанкционированного доступа глобальных сметам оперативного управления и разведки, действующих в реальном масштабе времени и способных осуществлять осмотр заданных участков земной поверхности, передачу разведывательной информации в органы управления, надежную связь органов управления с подчиненными эвеньями.

7. Создание систем оружия и их носителей, способных проникать через оборону противника за счет низкого уроэня демаскирующих признаков и применения средств РЭБ,

8. Разработка приемлемых по стоимости усовершенствованных средств ближнего боя и систем ПВО, качественно превосходящих соответствующие средства противника

9. Создание приемлемого по стоимости нового поколения высокоточного оружия, обеспечивающего обнаружение, распознавание, сопровождение и уничтожение целей различных типов.

10. Уменьшение потребностей в ресурсах, затрачиваемых на содержание и развитие вооруженных сил без снижения их боевых возможностей.

11. Сокращение численности личного состава при сохранении заданного уровня боевой мощи вооруженных сил к 2010 году не менее чем на 10 гроц.

12. Повышение экономической эффективности и технологичности, а также снижение издержек производства будущих систем оружия.

В тзбл. 2 приведены данные, отражающие мнение экспертог американского военно-промышленного комплекса о необходимости развития конкретных «критических технологий» для успешной реализации той или иной из 12 вышеприведенных долгосрочных целей. Всего было выявлено около 200 технических проблем подлежащих решению, которые затем были сведены в 20 технологий, связанных с разработкой вооружения и военной техники.

Выделение «критических технологий» проводилось на основе соответствия их одному или одновременно нескольким показателям качества и эффективности систем оружия (включая экономическую}, в которых они могут быть реализованы. При этом требовалось, чтобы «критические технологии» могли бы обеспечить значительное повышение качества создаваемых на их базе систем оружия. Основными являлись следующие показатели, функциональная эффективность, сводящаяся к расширению возможностей существующих систем и (или) к обеспечению появления других, способных решать качественно новые задачи; технико-экономическая эффективность, оцениваемая через повышение надежности создаваемых систем, снижение стоимости их производства и эксплуатации; комплексность, а именно способность использоваться не а одной, а во многих системах оружия; возможность конверсии, предполагающей применение технологии при производстве продукции гражданского назначения и укрепление позиций американской промышленности, производящей наукоемкую продукцию на мировом рынке.

Различные перечни перспективных технологий составлялись в министерстве обороны и видах вооруженных сил США и ранее. Наиболее известны из них перечень 17 ключевых технологий 1981 года, развернутые перечни военных технологий 1984 и 1986 годов, легшие в основу запрещенных для экспорта в социалистические страны технологий и товаров, перечень перспективных технологий ВВС «Форкаст-2». В отличие от них основная функция «критических технологий» заключается в концентрации ресурсов министерства обороны для решения наиболее актуальных задач развития вооруженных сил страны как в рамках научно-технической программы, так и за счет стимулирования инициативных разработок научно-исследовательских учреждений, университетов и частных фирм.

Сформированный перечень «критических технологий» предполагает сосредоточение усилий в интересах форсированного развития соответствующих направлений. Считается, что он позволяет улучшить координацию военно-прикладных исследований в национальном масштабе, упростить процесс рассмотрения научно-технической программы министерства обороны в законодательных органах США.

Как уже указывалось выше, по своему содержанию «критические тегкологии» охватывают практически все области научно-технического прогресса, находящие применение в военном деле. По областям исследований весь перечень «критических технологий» может быть разбит на три взаимосвязанные группы (см. рисунок).

Это в первую очередь технологии, отражающие главную современную тенденцию развития вооруженной борьбы и средств ее ведения- микроэлектроника, радиотехника и информатика.

Другой значительной группой являются технологии, ориентированные на получение результатов в новых направлениях фундаментальных и прикладных научных исследований.

Третья группа включает ряд технологий, непосредственно ориентированных ка создание новых образцов оружия или их элементов.

В настоящее время, согласно оценкам американских специалистов, США опережают Японию, Западную Европу и другие страны мира по 33 проц. «критических технологий», соответствуют мировому уровню по 47 и в 20 проц. несколько отстают от него. Главным их конкурентом, по этим же оценкам, является Япония, особенно по таким направлениям, как развитие элементной базы вычислительной техники и отдельных областей военной радиоэлектроники. Позиции западноевропейских стран в целом значительно слабее. Военные эксперты США считают, что они отстают от мирового уровня (главным образом от Соединенных Штатов и Японии) в развитии 70 проц. «критических технологий». Военно-политичекое руководство США весьма заинтересовано в использовании достижений других государств в области развития «критических технологий»: европейских стран НАТО, Японии, а также Израиля, Южной Кореи, Швеции и других.

Вовлечение их в совместные разработки в рамках межгосударственных соглашений или соглашений с отдельными фирмами (как это, например, практикуется при выполнении работ по СОИ) рассматривается прежде всего как способ привлечения интеллектуальных и материальных ресурсов для укрепления своих лидирующих позиций в области «критических технологий».

Европейские страны НАТО в значительной степени в противовес попыткам США извлечь односторонние выгоды организовали свою программу развития перспективных военных технологий, получившую название «Евклид». Она предусматривает совместные разработки западноевропейских государств в 11 технологических областях, во многом аналогичных «критическим технологиям» министерства обороны США. Цели программы сводятся главным образом к обеспечению высокого качества и конкурентоспособности европейского вооружения на мировом рынке и ослаблению зависимости от Соединенных Штатов в его производстве.

Таким образом, «критические технологии» являются новым важным инструментом использования последних достижений научно-технического прогресса при создании научно-технической базы развития оружия и военной техники. В результате реализации «критических технологий» руководство министерства обороны США предполагает достичь таких возможностей в наращивании военного научно-технического потенциала страны, которые в последующем легко можно будет преобразовать в военное превосходство над любым потенциальным противником. Причем решить эту задачу планируется при приемлемых для США расходах ресурсов, стимулируя одновременно освоение американской промышленностью производства наукоемких товаров за счет использования конверсионных возможностей «критических технологий».

Полковник В. Сергиевский, кандидат военных наук; полковник С. Черков

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №4 1991.

Последнее обновление 27.12.2015 год

        Антропов Петр, 2001 - 2016.   Обратная связь:   petivantropov@gmail.com